МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Михалина Г.М., Лагутин А.Б.

Проблема педагогической диагностики всегда остается одной из актуальных проблем теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста. В настоящее время существующие в практике системы педагогической диагностики не позволяют в полной мере дать объективную оценку уровня подготовленности ребенка - дошкольника к освоению в школе предмета Физическая Культура. Это связано с тем, что эти системы опираются на ограниченный набор тестов, оценивающих функционально-двигательные способности детей, детерминированных генетической программой роста и развития ребенка, оставляя без внимания уровень двигательной образованности и готовности к присвоению новых форм движений. Это в свою очередь приводит к формализации государственных форм контроля за уровнем работы по физическому воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ), снижает эффективность системы аттестации ДОУ и работающих в них специалистов по физическому воспитанию. В связи с этим актуальным представляется разработка комплексной системы, которая бы оценивала ребенка к освоению предмета Физическая Культура в школе.

Целью нашей работы является разработка системы комплексной диагностики детей дошкольного возраста, которая позволит качественно и оперативно оценивать динамику физической подготовленности детей дошкольного возраста, а также на качественном уровне позволит оценку эффективности физкультурно-образовательной работы детских образовательных учреждений по "конечному ценному продукту" - дошкольник-выпускник.

Изучив ряд программ по физическому воспитанию "Истоки", "Радуга", "Начальная школа", программа имени Щербакова, мы разработали концептуальную модель комплексного развития физической подготовленности детей дошкольного возраста, которая давала бы возможность на основе объективных критериев при оптимальных затратах времени получать необходимую и достаточную информацию о результативности решения в процессе занятий Физическая культурой основных педагогических задач:

- создание условий для максимально полного развертывания генетической программы роста и развития детского организма;

- формирование навыков базовых двигательных действий;

- расширение двигательного опыта, посредством постепенного освоения новых движений повышенной координационной сложности и воспитания способности к быстрому и прочному формированию двигательных навыков.

- расширение объема двигательной активности дошкольников за счет воспитания основных физических качеств и двигательных способностей.

Сравнивая некоторые системы педагогической диагностики, такие как "Еврофит", тест - программа "Физкультурный паспорт", программа "Истоки", используемые для оценки уровня физической подготовленности дошкольников мы выявили идентичные тесты: для определения максимальной силы - прыжок в длины с места; для оценки силовой выносливости - повторное разгибание и сгибание туловища за 30 сек; для оценки быстроты - челночный бег; для определения гибкости - наклон вперед.

Внедрение системы комплексной диагностики даст возможность специалистам физического воспитания получать объективную информацию о динамике показателей двигательно-функционального состояния детей дошкольного возраста, характеризующих эффект воздействия систематической двигательной активности, регламентированной нормативными требованиями базисной программы развития ребенка-дошкольника "Истоки". Итоговые показатели, полученные в процессе проведения лонгитюдных наблюдений, позволят дать оценку уровня готовности старших дошкольников к освоению предмета физическая культура в начальных классах общеобразовательной школы, а также качественно оценить уровень работы по физическому воспитанию в конкретном дошкольном учреждении.

Исходя из этого, выбор средств, методов и организация педагогического контроля, проводимого в дошкольных образовательных учреждениях, должен быть ориентирован на решение следующих основных задач:

- определение индивидуального уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста;

- определение результативности воспитательно-образовательного процесса по физической культуре в конкретном дошкольном образовательном учреждении;

- оказание стимулирующего влияния на формирование у детей устойчивой привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями в организованных и самостоятельных формах двигательной активности.

Выбор средств контроля (функциональных проб, двигательных заданий (тестов), антропометрических измерений) должен опираться на следующие принципиальные положения.

Методика педагогической диагностики должна соответствовать задачам физического воспитания детей дошкольного возраста, позволяя давать количественную и качественную оценку динамике индивидуальной физической подготовленности ребенка, характеризующейся следующими показателями:

- основными антропометрическими данными: длинной тела, массой тела и объемом грудой клетки (ОГК);

- уровнем развития основных двигательно-функциональных способностей;

- уровнем сформированности индивидуального двигательного опыта;

- уровнем сформированности механизмов управления движениями.

Система педагогической диагностики дошкольников должна иметь единое методологическое основание с системой диагностики физической подготовленности младших школьников.

Используемые двигательные задания должны быть доступны детям с различным уровнем физического развития, не имеющих медицинских противопоказаний к занятиям физическими упражнениями.

Все тесты должны соответствовать основополагающим метрологическим критериям.

Диагностика физического состояния должна проводиться на основе стандартизации и оптимизации исследовательских процедур.

Используемые при диагностике физического состояния исследовательские процедуры должны проводиться в соответствии с инструкциями, содержащими подробную, не вызывающую разночтения, информацию, рассчитанную на специалистов со средним специальным педагогическим (не физкультурным) образованием.

Исходя из сформулированных выше задач и методических положений мы выявили структурные компоненты физической подготовленности, исследуемые области, оцениваемые характеристики и типы тестов.

Дальнейшее уточнение и конкретизация системы комплексной диагностики физической подготовленности детей дошкольного возраста, разработка, экспериментальное обоснование двигательных заданий (тестов), а также разработка в ходе массового обследования оценочных шкал и основанных на них компьютерных диагностических технологий, позволит получать интегральный показатель физического состояния ребенка - дошкольника, характеризующий его "физкультурную" готовность к обучению в школе, а также оценивать результативность процесса физического воспитания в конкретном дошкольном образовательном учреждении по принципу "ценного конечного продукта", имея в виду средне статистические показатели физической подготовленности выпускников подготовительных к школе групп.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Михалина, Г.М. Методические подходы к педагогической диагностике физической подготовленности детей дошкольного возраста / Михалина Г.М., Лагутин А.Б. // Сб. науч. тр. молодых учен. и студентов РГАФК. - М., 2000. - С. 119-122.