РОЛЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ-ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В СИСТЕМЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОЛЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ-ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В СИСТЕМЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сундетова У.Ш. - аспирантка каф. педагогики

Спортсмен проходит через различные этапы социализации, этапы профессионализации спортсмена характеризуются различными временными параметрами. Так , этап вхождения в профессию - спорт как ведущая деятельность, - приходится , в основном, на детский возраст. Учитывая этот факт, можно отметить, что спорт является единственной в своем роде сферой общественных отношений по этому показателю.

Человек, рождаясь, развивается и формируется в некоем изначально заданном для него социокультурном пространстве, является носителем общественных отношений. Процесс вхождения в социальную среду и усвоение индивидом социального опыта определяется как процесс социализации. По мнению Т.Шибутани (10), - это продолжающийся на протяжении всей жизни процесс адаптации человека. В истории психологии существуют следующие трактовки процесса социализации:

- социализация как интериоризация (овладение социальным, перенесение его в глубинные пласты личности).

- социализация как адаптация (сопряжение сущностного и общественного);

- социализация как гомонизация (приобретение сущности в социуме);

- социализация как экстериоризация (раскрытие изначальной сущности человека в социуме).

В понятие "социализация" заложено определенное измерение - личность и социальная среда. Сущность процесса социализации определяется исследователями исходя из того, что стоит за этими отношениями. Сторонники приоритета общественного, социального над личностным склонны сводить процесс социализации к адаптации, приспособлению: адаптация как научение в психоанализе, бихевиоризме и необихевиоризме (Б.Скиннер, Э.Торндайк, Гере, В.Уолтерс); частично символический интеракционизм трактует адаптацию через подражание(Д.Джсом, Л.Колберг, Т.Ньюком и др.). Данная точка зрения имеет место и в отечественной психологии (В.М.Бехтерев, А.Ф.Лазурский, П.П.Блонский). Позиция оппонирующих исследователей базируется на утверждении ведущей роли активности личности в процессе социализации. (У.М.Уэнтворт, А.Бандура, Ф.ДЖ.Раштон, Б.Бернштейн, Д.Харгривс, Ф.О.Джиринг, Р.Харре).

В настоящее время в отечественной психологии популярно представление о социализации как двустороннем процессе, предполагающим как усвоение социального опыта, так и активную реализацию индивидом общественных отношений. (Г.М.Андреева, С.А.Беличева, А.В.Мудрик, Е.М.Пеньков). Данный подход, таким образом, находит некоторый компромисс между двумя оппозициями, подчеркивая приоритет общественного воздействия и постулирующий приоритет активности личности, подводит к выводу о том, что человек в процессе социализации выступает и как объект, и как субъект общественных отношений. Социальная психология сводит социализацию к трансформации социальных норм в индивидуальное сознание человека и рассматривает социализацию с позиции общества. Психология развития трактует социализацию с позиции личности, отождествляя социализацию с развитием личности и постулирует ее активность по овладению социальным опытом. Признание активной позиции личности ведущей в процессе социализации, на наш взгляд, представляется наиболее эвристичным. Такая точка зрения находит свое основание в методологическом принципе "внешнее через внутреннее", разработанным С. Л. Рубинштейном, по которому внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия. "Тезис, согласно которому внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия так, что эффект действия зависит от внутренних свойств субъекта , означает по существу, что всякая детерминация необходима как детерминация другим, внешним, и как самоопределение (определение внутренних свойств объекта)".(9). Социализация означает непрерывный путь становления личности путем самоопределения относительно себя, отношений с себе подобным, материальным окружающим миром, который сам по себе (процесс самоопределения) не является самодостаточным. Взаимодействуя с внешним миром, поведение человека обуславливается социальными факторами, но при этом имеет место избирательность восприятия внешних воздействий, основанных на активности внутренних факторов. Внешние воздействия будут действенны в случае их восприятия, усвоения и личностного осмысления.

С.Л.Рубинштейн, формируя основополагающий принцип деятельностного подхода - единство деятельности и сознания, находит последователей в разработке данной проблемы в лице А.Н. Леонтьева, обосновавшего единство сознания и деятельности (образ - процесс), в связке которых ведущим является процесс, связывающий образ с отражаемой действительностью. А.Н. Леонтьев сводит психику к форме предметной деятельности, неотделимой от порождаемых и опосредованных ее моментов деятельности. В деятельностном подходе социализация рассматривается как интериоризация - важнейший механизм формирования сознания. Наряду с этим , изучается проблемы: структуры человеческой деятельности; строения сознания - образа; периодизации психического развития с использованием введенного понятия "ведущая деятельность".

Беря за основу методологический принцип единства деятельности и сознания, А.Г.Асмолов выделяет три грани социализации: грань индивидуализации, отражающую "основной генетический закон культурного развития: от интерпсихического, социальной коллективной деятельности ребенка к индивидуальному интрапсихическому, собственно психологическим формам его деятельности"; грань "интимизации", отражающую "переход от "Мы" к "Я", проблему самосознания личности; грань интериоризации как производство внутреннего плана сознания.

Квинтэссенцией социальности предстают речь и символ, как определяющие символику культуры, которые усваиваются человеком при вхождении в культурное пространство. Результатом социализации человека выступает овладение системой знаков и символов социума и способов мышления, принятых в данном обществе. Интересна на этот счет позиция М.С. Кагана, разводящего понятия социализации как синонима воспитания человека и предложенное им понятие культурации, понимаемое как интериоризация накопленных в истории культуры знаний, ценностей, идеалов (5). В связи с этим М.С.Каган обращает внимание на более широкое пространственное (географическое), временное (историческое) поле культурации по отношению к социализации, задавая больший объем первой.

Итак, личность, входя в общественные отношения в определенном социокультурном пространстве, интериоризирует его социальный опыт, который может быть значительно шире охвачен, что обуславливается степенью активности внутренних структур личности, ее позиции по отношению к внешнему миру.

В ряде исследований результатом социализации предстают личностные нормы (Г.М.Андреева, В.С.Магун и др.); личностные смыслы (Е.Ю.Артемова, А.Г.Асмолов и др.); социальные привычки (С.А.Беличева, А.В.Петровский и др.), установки, мотивационные образования, в том числе ценностные ориентации, а также "целостные эффекты структуры образования личности, к которым, прежде всего относится характер личности." (3). В западной психологии выделяют самосознание человека и его "Я-концепцию" (Т.Шибутани, Э.Берн, К.Роджерс).

Опираясь на вышеизложенное, приняв во внимание историчность и изменчивость среды существования, а также целостность существования человека, способа его бытия, можно утверждать, что процесс социализации - интерсубъектен, а отношения "личность - общество" есть взаимопроникновение.

Одной из содержательных и значимых сторон социализации личности выступает ее профессионализация, которая охватывает большую часть жизни человека и качественно ее определяет. Являясь частью целого, профессионализация отражает в себе суть, принципы, закономерности социализации и в самом общем виде может трактоваться как процесс вхождения индивида в профессиональную среду, овладение знаниями, навыками профессиональной среды, принятие ценностей и активная реализация, самовыражение посредством профессиональной деятельности.

С.А.Беличева замечает: "содержательная сторона процесса социализации включает формирование профессиональных намерений, знаний, навыков, позволяющих человеку включиться в систему трудовых производственных общественных отношений; далее формирование системы регулятивных механизмов общественного поведения индивида, систему его ценностно-нормативных, правовых, этических, социальных, политических представлений, ценностных ориентаций, взглядов, убеждений и т.д., а также формирование механизмов саморегуляции, способности к самооценке, к самокритичности, эмоционально-волевые особенности личности" (3).

Сам процесс профессионализации включает в себя 4 стадии, подразумевающие определенные психологические критерии, соответствующие каждой из них:

1-я стадия связана с зарождением и формированием профессиональных намерений, первоначальной профессиональной ориентировки. Психологический критерий - соответствие общественным потребностям и потребностям личности выбор профессии.

2-я стадия - период профессионального обучения и воспитания. Психологический критерий - профессиональное самоопределение личности.

3-я стадия - активное вхождение в профессиональную среду, отражающее переход к новому типу деятельности. Психологический критерий - активное овладение профессией в реальных условиях трудового процесса.

4-я стадия - полная или частичная реализация профессиональных устремлений и возможностей личности в самостоятельном труде. Психологический критерий - степень овладения операциональной стороной профессиональной деятельности, уровень сформированности профессионально значимых качеств личности, отношения к труду, мера мастерства и творчества.(6, 7).

Наибольшую значимость в данном контексте приобретает самосознание личности, потому как на протяжении всего процесса профессионализации и перехода от одной стадии на другую возможно возникновение внутриличностностных конфликтных ситуаций, кризисов. Здесь возникает необходимость актуализации проблемы личностного смысла профессионального идеала, который обусловлен социальной позицией личности, главными составляющими которого выступают смыслообразующие мотивы, ценностные ориентации, смысловые установки.

Ценностные ориентации - общечеловеческие принципы, в соответствии с которыми стоится поведение индивида в различных жизненных ситуациях. Генетически они формируются на различных этапах онтогенеза под влиянием природного, социального и культурного окружения и понимаются как структурные в переживаниях и представлениях значимые отношения к себе и к миру в прошлом, настоящем и будущем.(8). Психологической основой ценностных ориентаций личности является многообразная структура потребностей, мотивов, целей, идеалов, интересов, убеждений, мировоззрений, участвующих в создании ориентации личности, выраженной социально- детерминированным отношением личности к обществу. Ценностные ориентации выполняют регулирующую функцию поведения личности и задает ее направленность.

Психологическими механизмами формирования и развития ценностных ориентаций выступают индивидуально - типилогические особенности протекания психических процессов и прежде всего мышления, памяти, эмоций и воли, существующих в форме интериоризации, идентификации и интернализации социальных ценностей. Сформированные в систему, ценностные ориентации во многом определяют личностную особенность индивида во всех областях человеческой деятельности.

Ценностные ориентации - динамическое образование, иерархически структурированное, которое претерпевает изменение в ходе жизнедеятельности личности. Детерминируя поведение человека, ценностные ориентации детерминированы социальным.

Впервые проводиться исследование взаимосвязи профессионального становления и динамики ценностных ориентаций личности студента (абитуриента) в системе высшего физкультурного образования, особенность процесса профессионализации которого заключается в нечеткости временного фактора, а также непродолжительностью профессиональной карьеры активно занимающегося спортсмена.

В нашем исследовании поставлена задача рассмотреть механизмы социализации - профессионализации личности в области спорта, а именно на стадии ее профессионального становления в период овладения профессиональными знаниями и умениями и влияние становления личности как профессионала на ее ценностные ориентации.

Объект исследования - абитуриенты и студенты РГАФК.

Предметом исследования является динамика изменения ценностных ориентаций личности в системе физкультурного образования в процессе обучения.

Спорт является одной из форм общественной деятельности и специфика профессионализации личности в этой области заключается в раннем вхождении и приобщении индивида к профессиональной среде. Немаловажным, с точки зрения становления ценностных ориентиров индивида и их трансформации на протяжении всего процесса становления личности профессионала в области спорта, является факт быстротечности профессиональной карьеры действующего спортсмена и ее вынужденное завершение в силу физиологической детерминации возрастным фактором. Определенная система ценностей личности не вписывается в ту среду, в которую она попадает по завершению карьеры. Диссонанс, несоответствие ценностных ориентаций личности и окружающей ее среды порождает внутренний конфликт, переоценку ценностей, потребность вписаться в ближайшее окружение, что, к сожалению далеко не всегда происходит благополучно для личности. Следует отметить, что в настоящее время ситуация осложняется и противоречивостью, разрозненностью, размытостью ценностей в массовом сознании, что отражается, несомненно, и в индивидуальном сознании. Таким образом, личность, "выходя" из спортивной жизни, которая может быть охарактеризована как изолированная неким образом среда, вынуждена решать сложную внутриличностную проблему экзистенциального вакуума. Как говорилось ранее, индивидом интериоризируются ценности из социума, но присвоение ценности (антиценности) культивируемой окружением, может быть неосознанным, хаотичным и нецелесообразным процессом для личности. Подобная ситуация приводит к преобразованиям в ценностном сознании личности, искажении "Я -концепции", влекущие изменения в самосознании, порождая такие явления социальной жизни как алкоголизм, наркомания, уход в криминальные группировки и т.п. Предупреждение, разрешение проблемной ситуации возможно путем своевременного диагностирования ценностных ориентиров личности, выявление лонгитюдных преобразований и коррекция антисоциальных установок путем их замещения.

Нами было проведено пилотажное исследование структуры ценностных ориентаций личности студента РГАФК, разрабатывается методика по выявлению индивидуальных ценностных форм сознания, разрабатывается методологическое обеспечение применения методики, практические рекомендации по коррекции в структуре ценностного сознания личности путем замещения разрушающих элементов - антиценностей.

Литература:

1. Ананьев Б.Г. О психологических эффектах социализации// Человек и общество. Проблемы социализации индивида. - Л. -ЛГУ; 1971.

2. Андреева Г.М. Социальная психология.

3. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., 1993.

4. Весна Е.Б. Психологические закономерности и механизмы процесса социализации - индивидуализации в онтогенезе. Автореф. дисс. д.пс.н. -М., 1998.

5. Каган М.С. Философская теория ценности. - Санкт-Петербург., ТОО ТК "Петрополис".

6. Кудрявцев Т.В. Исследование психологических особенностей профессионального становления.

7. Кудрявцев Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. М., МЭИ, 1985.

8. Мухина В.С. Детская психология. Учебник для пед. институтов. М., Просвещение, 1985

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. - М.: Педагогика, 1989.

10. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/ Дону.: Изд-во "Феникс", 1988.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Сундетова, У.Ш. Роль ценностных ориентаций в процессе социализации-профессионализации личности студента в системе физкультурного образования // Сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. - М., 2000. - С. 137-144.