СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СПОРТИВНОГО РАЗДЕЛА ОБЩЕРОССИЙСКОЙ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СПОРТИВНОГО РАЗДЕЛА ОБЩЕРОССИЙСКОЙ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ

Травина Е.Л.

Журналистика через средства массовой информации как социальный институт оказывает влияние на общественные процессы, на формирование общественного мнения и поэтому требует научного исследования.

Одним из актуальных методов исследования журналистики являются анализ типологического портрета современной прессы и типологическое моделирование, которые помогают разработать новые модели изданий и реконструировать уже действующие, наиболее подходящие для современного информационного рынка.

Грамотная маркетинговая политика предполагает четкое планирование и регулярные исследования на всех стадиях: от замысла к распространению и потреблению.

Стадия замысла требует разработки формулы издания (его типа, структуры и функций), поэтому большое значение приобретает типология, которая в периодической печати используется для сравнительного изучения средств массовой информации. Типоформирующими признаками могут быть предметно-тематическая направленность, целевое назначение, периодичность, характер аудитории и др.

Издания, адресуемые определенной аудитории, могут быть универсальными по тематике, т.е. отражать все темы, интересующие данную аудиторную группу.

Типологический анализ спортивных изданий и разделов даст возможность в перспективе разработать оптимальную модель спортивного раздела универсального издания, наиболее эффективно взаимодействующего с аудиторией, которое также ставит перед собой задачу формирования общественного мнения, ценностей и идеалов в сфере физической культуры и спорта.

Рынок спортивной прессы велик, и для начала целью данной работы стал содержательный анализ спортивной информации путем исследования ее объема, характера и разнообразия в двух общероссийских изданиях универсального типа: "Московский комсомолец" и "Аргументы и факты".

Если сравнить два исследуемых издания, то мы увидим, что "МК" и "АиФ" универсальны по тематической структуре; у них нет на организационном уровне связи с государственными институтами; их идеологическая платформа базируется на принципе независимой прессы.

По своему типу "МК" и "АиФ", по мнению исследователей, тяготеют к массовым изданиям, ориентированным на разнообразные интересы, вкусы; которые включают и определенную усредненность интеллектуальных запросов читателя, и достаточную активную эксплуатацию тем бульвара, и повышенное внимание к поп-культуре. Таким образом, эти издания в предметно-содержательном плане выстроены с целью быть доступным каждому.

В большей степени это характерно для "АиФ", которое в течение десяти лет из издания для интеллектуалов и социально активных граждан трансформировалось в классический образ массовой газеты, избегающей политической позиции, перенасыщенной материалами прикладного характера, отдающей предпочтение широко известным фигурам.

Среди массовых общероссийских изданий наибольшей типологической усложненностью отличается "Московский комсомолец", которому удается не только сохранять свою аудиторию, но и постепенно увеличивать число читающих. "МК" первым в современной отечественной журналистике, по определению исследователей, предложил формулу ежедневной газеты, соединяющей несоединяемое. "Фирменный" стиль "МК" - это результат перемешивания черт, присущих качественному, массовому и таблоидному типу изданий.

Для того, чтобы дать характеристику аудитории "МК" и "АиФ" мы использовали результаты социологического опроса, проведенного агентством "МЕДИАМАР". Данные этого опроса говорят о том, что среднестатистическими читателями "МК" и "АиФ" являются люди приблизительно одинакового социального положения, дохода и возраста.

Анализ спортивных публикаций в исследуемых изданиях проводился по следующим критериям:

- спектр видов спорта, освещаемых в "МК" и "АиФ";

- уровень спортивных мероприятий;

- освещение актуальных проблем физической культуры и спорта;

- пропаганда здорового образа жизни,

- освещение роли и развития детского спорта.

В результате исследования были проанализированы спортивные публикации "Аргументов и фактов" за 1999 год. В 62,8% номеров отсутствовали материалы о спорте.

Исследование материалов в остальных номерах дало возможность сделать следующие выводы:

1. В основном спортивные материалы не являлись следствием проходящих спортивных событий. Видимо, сказалось отсутствие в 1999 году крупнейших международных соревнований.

2. В большей части материалов о спорте, в основном, уделяется место не собственно спорту, а личностям звезд спорта, имена которых привлекают массовую аудиторию (60% материалов - интервью известных персоналий).

По жанру и стилю публикации выполнены в характерной для этого издания манере: информация в виде повествования о событии или личности, вызывающих острый интерес, граничащий со скандальным, подогреваемым сообщением "пикантных" подробностей.

3. Отсутствуют материалы по актуальным проблемам физической культуры и спорта, здорового образа жизни. Также полностью игнорируются проблемы детского спорта.

В основном преобладают информационные и развлекательные материалы, то есть можно предположить, что спортивный раздел в "АиФ" выполняет исключительно развлекательную и информационную функцию. Обзоры, рассказы, репортажи, проблемные статьи, комментарии, анализы, обращения почти не используются этой газетой.

Анализ "МК" за 1999 год показал:

1. В 30,2% номеров отсутствовали материалы о спорте.

2. В общей сумме в остальных номерах освещалось 14 видов спорта. Материалы о футболе занимали 41,3% всей спортивной информации, затем с большим разрывом шли хоккей (18.9%) и теннис (12,2%). Баскетбол, бокс, фигурное катание набрали менее 5% от всего количества материалов.

Несмотря на то, что несомненным лидером среди видов спорта, которыми интересуется газета круглый год, является футбол, спортивная палитра "Московского комсомольца" весьма разнообразна: практически во всех видах спорта газета находит что-нибудь привлекательное для читателей, исходя из своей концепции сообщать новости остро, с подробностями, которые могут заинтересовать простого обывателя.

3. В материалах мероприятиям международного масштаба отдавалось предпочтение (60,7%) по сравнению с российскими соревнованиями (39,3%). Из общего количества материалов о российских соревнованиях 67% уделялось Чемпионату России по футболу, что подтверждает известный факт популярности футбола в России.

Можно предположить, что этот выбор отражает интерес аудитории к наиболее популярным видам спорта. Тем не менее, одной из задач спортивной журналистики является популяризация и других видов спорта. Поэтому при моделировании, безусловно, необходимо учитывать пристрастия читателей, но следует уделять внимание и пропаганде менее популярных видов спорта.

4. Из общего количества спортивных материалов теме детского спорта было уделено всего 2,6%. Причем эти материалы носили чисто информационный характер. Актуальные проблемы детского спорта, особенно его развития не освещались.

Известно, что серьезные проблемы здоровья детей волнуют общество все больше и больше, поэтому детский спорт как одна из составляющих здорового образа жизни должен интересовать как СМИ, так и их аудиторию. Отсутствие подобных материалов демонстрирует недостаток внимания общества к этим проблемам.

5. Также отсутствовали материалы по актуальным проблемам физической культуры и здорового образа жизни.

Целью спортивного раздела любого издания должно быть не только информирование общества, но и формирование социальных идеалов и ценностей в сфере физической культуры. Занимаясь моделированием спортивного раздела, необходимо учитывать потребности общества в этой области.

Таким образом, исследование спортивных разделов в двух общероссийских изданиях универсального типа "МК" и "АиФ" привело к следующим выводам:

По сравнению с "АиФ", в "МК" спорт освещается более широко, и публикации носят не только развлекательный характер.

Причина более широкого освещения спортивных событий в "МК", возможно, заключается в том, что по типу издания "МК" - ежедневная газета, а "АиФ" - еженедельная. По мнению исследователей журналистики, вследствие периодичности выхода в еженедельнике, в основном, должны преобладать аналитические материалы, а в ежедневной газете - информационные.

Т.к. спортивные материалы в "МК" отвечают своему требованию, а в "АиФ" - нет, то из этого следует, что "МК" оптимальнее конструирует создание раздела с точки зрения своего целевого назначения.

Однако, в практическом отсутствии материалов по актуальным проблемам физической культуры и здорового образа жизни оба исследуемых издания схожи. Видимо, это следствие низкого социального интереса к этим проблемам.

Учитывая, что одной из функций СМИ является формирование общественного мнения и влияние на общественные процессы, приходится признать, что в данном случае не СМИ влияют на аудиторию, а интересы аудитории определяют содержание и характер публикаций в СМИ.

При моделировании спортивного раздела универсального издания следует учитывать возможность возникновения подобной ошибки. В перспективе результатом данного исследования могут стать рекомендации по оптимальному моделированию спортивного раздела СМИ.

Освещение различных видов спорта в газете "Московский комсомолец" в 1999 году

Виды спорта Кол-во статей %% Виды спорта Кол-во статей %%
1. Футбол 80 40,83 9. Гольф 2 1,02
2. Хоккей 37 18,88 10. Легкая атлетика 2 1,02
3. Теннис 24 12,24 11. Борьба 1 0,51
4. Баскетбол 9 4,59 12. Гандбол 1 0,51
5. Бокс 8 4,08 13. Конный спорт 1 0,51
6.Фигурное катание 6 3,06 14. Бильярд 1 0,51
7. Шахматы 6 3,06 15. Детский спорт 5 2,55
8.Формула-1 5 2,55 16.Общеспор-тивная тематика 8 4,08
      ВСЕГО 196 100

Литература:

1. В поисках своего лица: общероссийская пресса на информационном рынке / Под редакцией Л.Л. Реснянской и И.Д. Фомичевой. - М., 1998.

2. Газета для всей России / Под редакцией Л.Л. Реснянской и И.Д. Фомичевой. - М., 1999.

3. Журналистика в 1998 году (Тезисы научно-практической конференции, Ч. 1). Кулев В.С. Типологическое моделирование (Практический аспект). - М., 1999.

4. Ворошилов В.В. Типология журналистики - Санкт-Петербург, 1999.

5. Реснянская Л.Л. Общероссийские газетные издания. - М., 1999.

6. Шкондин М.В. Система средств массовой информации (Основы организации и характер структурной трансформации в условиях реформирования общества). - М., 1999.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Травина, Е.Л. Содержательный анализ спортивного раздела общероссийской универсальной газеты // Сб. науч. тр. молодых учен. и студентов РГАФК. - М., 2000. - С. 145-150.