РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИОРИТЕТНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ, ПРОВЕДЕННЫХ НА КАФЕДРЕ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ТЯЖЕЛОАТЛЕТИЧЕСКИХ ВИДОВ СПОРТА РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 

А.С.Медведев
доктор педагогических наук, профессор

 

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИОРИТЕТНЫХ НАУЧНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ, ПРОВЕДЕННЫХ НА КАФЕДРЕ
ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ТЯЖЕЛОАТЛЕТИЧЕСКИХ
ВИДОВ СПОРТА РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
АКАДЕМИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

/ Актовая речь /

 

 

 

 

Москва 1999 год


Медведев Алексей Сидорович

Известный в мире спортсмен, тренер и ученый. Он Академик МАИ при ООН, "Почетный профессор" Пекинского Университета физической культуры, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой тяжелой атлетики, заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер СССР, вице-президент Московской федерации тяжелоатлетического спорта, руководитель научно-методического комитета Федерации тяжелой атлетики России.

Работает на кафедре с 1977 года. Автор около 400 работ по теории и методике тяжелой атлетики и силового троеборья среди мужчин и женщин, в т.ч. участвовал в написании учебников, книг и монографий. По итогам Всесоюзного конкурса "Наука спорту" в 1983 году награжден золотой медалью.

Медведев А.С. первый в истории отече0ственной тяжелой атлетики чемпион мира в тяжелой весовой категории.

С 1963 по 1975 гг. участвовал в подготовке сборной команды СССР в качестве тренера, старшего тренера среди юниоров, в качестве главного тренера сборной команды СССР. Лично подготовил 3-х олимпийских чемпионов: А.Вахонина, Р.Плюкфельдера и Л.Жаботинского. За подготовку спортсменов международного класса в 1965 году награжден золотой медалью. За год до Олимпийских игр 1988 года впервые в истории советского спорта был избран общественностью Главным тренером сборной олимпийской команды СССР, которая завоевала 6 золотых и 2 серебряные медали на Сеульской Олимпиаде.

За трудовую, спортивную и тренерскую деятельность в течение 56 лет награжден следующими правительственными наградами:

- медаль "За доблестный труд во время Великой Отечественной войне 1941-54 гг.";

- дважды орденом "Знак Почета" в 1957 и 1971 гг., и орденом "Дружбы народов" в 1989 году;

- в 1997 году присвоено почетное звание "Заслуженный работник высшей школы".

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

С самого начала образования самостоятельной кафедры тяжелой атлетики в рамках ГЦОЛИФКА /1963 год/, а теперь ее современное название кафедра теории и методики тяжелоатлетических видов спорта РГАФКа, она стала ведущей по разработке теории и методики тяжелоатлетических видов спорта не только у нас в стране, но и за рубежом.

За истекший период времени на кафедре защищены 45 кандидатских диссертаций, в том числе 5 зарубежными аспирантами: из Болгарии - 3, Кубы и КНР по одному. Подготовлены 3 доктора наук: А.Н.Воробьев - доктор медицинских наук, А.С.Медведев - первый доктор педагогических наук в тяжелой атлетике и Л.С.Дворкин - доктор педагогических наук.

На основе защищенных диссертаций и научно-методических работ сформировались следующие научные направления: биомеханика спортивной техники тяжелоатлетических упражнений; система многолетней тренировки в тяжелой атлетике /теория и методика/; скоростно-силовая подготовка в различных видах спорта; медико-биологическое обеспечение тяжелоатлетического спорта; совершенствование процесса подготовки преподавателей по тяжелой атлетике, - которые в большей или в меньшей степени разрабатываются на кафедре и по сей день. Остановимся на наиболее исследованных направлениях /58/.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Биомеханика спортивной техники.

Высокий уровень современных спортивных результатов требует от спортсменов наравне с высоким уровнем физической подготовки совершенного владения рациональной техникой движений /14/, которая позволяет, например, при подъеме штанги на грудь для толчка активно использовать рекоперированную энергию упругой деформации грифа, как внешнюю добавку, в значительной степени определяющую конечный результат в этом упражнении /6/. Отсюда одной из актуальных проблем спортивной техники в теоретическом и практическом ее решении и по сегодняшний день является проблема технического мастерства.

Несмотря на значительное количество работ, связанных с биомеханикой спортивной техники, тренерский состав в своем большинстве узко понимает эту проблему, что привело к разнообразию во взглядах, связанных с оценкой технического мастерства спортсмена. Отсюда возникли различия в содержании и методах обучения и совершенствования технического мастерства, а технические погрешности зачастую оправдываются особенностями спортсменов.

В связи с этим роль биомеханики заключается в оптимизации двигательной деятельности, технического мастерства, которое представляет собой своеобразные "выходные ворота" для всей спортивной подготовки. Рациональная техника помогает спортсмену полностью использовать свой постоянно повышающийся моторный потенциал для решения стоящей перед ним двигательной задачи.

У спортсменов, хорошо владеющих спортивной техникой, экономизация энергозатрат обусловлена улучшением координации не только двигательных, но и в некоторой мере и вегетативных функций. Они мобилизуются в процессе двигательной деятельности, главным образом по механизму безусловных рефлексов.

Эффективность тренировочного процесса в тяжелой атлетике намного повышается, если совершенствование специфических физических качеств сочетается с рациональной техникой подъема штанги в каждом из упражнений, применяемых как в процессе обучения, так и в тренировке.

В природе не существует самостоятельной методики исправления ошибок. Есть единая методика обучения и совершенствования технического мастерства спортсменов. В связи с этим, насколько рационально будет поставлена техника в начальном периоде обучения и в дальнейшем ее совершенствование, будет зависеть окончательный успех.

В результате проведенных экспериментов на кафедре /2, 3, 4/ было установлено, что традиционные средства и методы обучения технике тяжелоатлетических упражнений не в полной мере согласуются с закономерностями формирования новых двигательных навыков. Было выявлено, что обучение тяжелоатлетическим упражнениям с комплексным использованием граничных рациональных поз и специального устройства для тренировки тяжелоатлетов, способствует формированию у обучаемых рациональных основ техники с первых тренировочных занятий.

В другом исследовании /10/ обосновывается возможность индивидуализации методики совершенствования технического мастерства высококвалифицированных тяжелоатлетов с учетом особенностей их телосложения. Дана дифференцировка средств совершенствования технического мастерства для тяжелоатлетов с различными типами пропорций телосложения атлета.

С опорой на ранее выполненные работы /7, 8, 33/, а также нашей посылкой, что рациональные позы в пограничные моменты фаз являются одними из ведущих звеньев тела, определяющих техническую грамотность тяжелоатлета, в 1997 году была опубликована монография /30/ и составлен научный отчет /41/, в которых показано, что знание двигательной структуры рывка и толчка и специально-подготовительные упражнения служат основой для подбора тренировочных средств с целью повышения эффективности их воздействия на отдельные фазы техники соревновательные упражнений и сопряженного развития специфических физических качеств спортсменов, что в конечном итоге будет способствовать повышению спортивного мастерства тяжелоатлетов.

2. Теория и методика тяжелоатлетического спорта среди мужчин.

Объектом исследований являлись объем и интенсивность тренировочной нагрузки и ее организация в циклах подготовки в многолетней динамике у сильнейших тяжелоатлетов мира.

Цель научного направления - решение проблемы дальнейшего совершенствования теории и методики тренировки сильнейших тяжелоатлетов мира. В этом плане за последние годы проделан значительный объем исследований.

Так, в начале 90-х гг. были опубликованы результаты исследования структуры объема интенсивности тренировочной нагрузки сильнейших тяжелоатлетов мира 60-х и 80-х гг. /12/. Затем были получены сведения о параметрах тренировочной нагрузки у сильнейших тяжелоатлетов на современном этапе - среди юношей, юниоров и сениоров /13/. Предложены пути дальнейшего совершенствования теории и методики системы становления спортивного мастерства в тяжелой атлетике /15/.

Разносторонние исследования были проведены в олимпийском цикле 1993-96 гг. среди сильнейших юниоров и сениоров России и среди зарубежных спортсменов по уровню спортивного мастерства (УСМ) - в зависимости от массы тела /1, 16, 23/.

Осуществлена экспертная оценка структуры объема и интенсивности сборных команд России в зависимости от возраста спортсменов и этапа подготовки /17, 22/, что позволило разработать концептуальные рекомендации для учебно-тренировочного процесса на заключительном этапе подготовки сборной команды России к Олимпийским играм-96 в Атланте /17/, рассчитать прогноз достижений до 2010 года /29/ и завершить работу "Объем и интенсивность тренировочной нагрузки в основных группах упражнений у сильнейших тяжелоатлетов мира в зависимости от массы тела и этапа подготовки" /28/, согласно которой методика подготовки должна строиться по трем группам весовых категорий, следовательно, по трем программам.

Как нам представляется, особое место /квинтэссенция/ в этом научном направлении занимает монография "Методика тренировки сильнейших тяжелоатлетов мира на современном этапе и проблема дальнейшего ее совершенствования" /27/, в которой на основе большого статистического материала излагаются особенности методики подготовки сильнейших тяжелоатлетов мира /советских и зарубежных/ 60-х, 70-х, 80-х и 90-х гг. Показано, что накопленный значительный опыт тренировочного процесса у элитной группы спортсменов имеет рациональные особенности, которые следует переосмыслить и использовать в настоящем и будущем времени в целях совершенствования учебно-тренировочного процесса.

3. Теория и методика женской тяжелой атлетики.

Это новое научное направление, которое разрабатывается кафедрой с начала 90-х гг.

Включение женского тяжелоатлетического спорта в программу Олимпийских игр 2000 года, несомненно, повысит ее авторитет, привлечет более пристальное внимание к развитию этого вида спорта, что послужит дополнительным стимулом повышения темпов роста уровня спортивного мастерства на международной арене.

Исследования 10-летнего проведения чемпионатов мира по тяжелой атлетике среди женщин показали, что 710 медалей различного достоинства в рывке, толчке и двоеборье разошлись в 24 национальные федерации стран Азии, Европы, Америки и Африки. Причем за 10 лет никто в мире не смог одолеть сборную команду КНР, у которой только за 1993-96 гг. на счету 90% всех золотых наград в сумме олимпийского двоеборья. Россиянки по общей сумме медалей - 6 занимают 10-е место. Правда, этому есть слабое утешение: россиянки только дважды стартовали на международном помосте /1994 и 1996 гг./, поскольку первый чемпионат СССР состоялся лишь в 1991 году в г.Мариуполе.

Естественно, чтобы завоевать медали любого достоинства, следует показать соответствующий УСМ в рывке, толчке и двоеборье. Исследуя эту проблему, достижения в килограммах мы переводили в условные единицы по таблице М.В.Стародубцева /9/, что позволило научно обоснованно, т.е. более объективно, определить УСМ независимо от весовой категории - ВК.

Наши исследования показали /31/, что результаты китаянок на чемпионатах страны на 20% выше, чем на чемпионатах мира. Дело в том, что Федерация тяжелой атлетики КНР до последнего времени считала более престижными выступления на Азиатских соревнованиях и участие в товарищеских встречах между странами этого региона, поэтому и выставляла на чемпионаты мира далеко не лучшие составы. Следует также иметь в виду, что УСМ на чемпионатах России по отношению к аналогичным соревнованиям в КНР составляет только 63%, а по отношению к чемпионатам мира - 81%.

Кроме того, огромные людские резервы и необычная популярность тяжелоатлетического спорта китаянок позволяют регулярно каждый год привлекать на чемпионаты КНР /которые, кстати, проводятся с 1985 года/ свыше 200 спортсменок, в то время как за 7 лет проведения чемпионатов России в них ежегодно стартует не более 50 человек.

И, наконец, наиболее современная методика подготовки и профессиональное отношение к тренировочному процессу способствуют достижению спортсменками КНР более высокого УМС по отношению к их конкуренткам, что в конечном итоге логично выражается в значительном количестве различных наград, завоеванных ими на чемпионатах мира.

Исходя из профессионального подхода к вопросу преемственности в подготовке ближайшего и дальнего резерва в женской тяжелой атлетике, Международная федерация тяжелой атлетики начиная с 1995 года стала проводить чемпионаты мира среди юниорок до 18 лет. В 1997 году возраст их увеличился до 20 лет.

Эти соревнования сразу же привлекли самое серьезное внимание со стороны многих стран. Достаточно сказать, что среди владельцев медалей различного достоинства оказалось 16 федераций, из которых 6 стали обладателями золотых наград: КНР - 9, Испания и Россия - по 3 и по одной медали у юниорок из Турции, Индонезии и Тайваня, у которого значительно больше всех видов наград - 11 /1+7+3/. Если обратить внимание на УСМ российских юниорок этого возраста, то он составляет 69% от чемпионок мира.

Следует отметить и популярность чемпионатов Европы среди девочек в возрасте до 16 лет, которые проводятся с 1994 года, и в них регулярно участвуют 12 стран: Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Испания, Италия, Турция, Украина, Чехия, Швеция и Финляндия.

На эти соревнования в 1994 году Россия выставила одну спортсменку - С.Хабирову, которая стала чемпионкой. В 1995 и 1997 гг. наши юниорки младшего возраста получили 3 бронзовые награды / 1 и 2 соответственно по годам/. В целом же УСМ россиянок по отношению к европейским одногодкам составил 62%.

Если рассматривать УСМ спортсменок из России по чемпионатам Европы среди сениорок, то здесь наше положение несколько лучше. Однако высшее достижение зафиксировано в 1995 году /первое командное место, в 1996 году - второе и в 1997 году - четвертое/. За это время снизился и УСМ - с 91% до 86%.

В мужской тяжелой атлетике многое известно, поэтому на кафедре тяжелой атлетики уже разработано научно-методическое обоснование технологии учебно-тренировочного процесса в подготовке мужчин /11/, которое продолжает совершенствоваться /19, 27/.

Несомненно, что при разработке теории и методики женского тяжелоатлетического спорта многое будет позаимствовано из арсенала мужчин. Однако женщины по многим морфофункциональным параметрам имеют только им присущие особенности.

В теории и методике женской тяжелой атлетики делаются только первые шаги. Проведенные на кафедре исследования являются начальным этапом общей стратегии к подходам учебно-тренировочного процесса в женском тяжелоатлетическом спорте.

В результате проделанной работы важное значение имеют две первые кандидатские работы /5, 43/, из которых мы впервые узнали об уровне объема и интенсивности тренировочной нагрузки и ее структуре в зависимости от этапа подготовки у сильнейших тяжелоатлеток мира из КНР и вице-команды Болгарии.

Одновременно были опубликованы 4 учебных пособия по рассматриваемой теме /18, 19, 20, 21/ и статьи в журналах "Теория и практика физической культуры" и "Олимп" /24, 25, 26, 32/.

Экспертная оценка уровня и структуры объема и интенсивности тренировочной нагрузки в сборной команде России по тяжелой атлетике среди женщин за 1995-1997 гг. показала, что за 7 лет проведения чемпионатов России и участия спортсменок в международных соревнованиях структура тренировочной нагрузки у сильнейших тяжелоатлеток России не претерпела прогрессивных изменений и существенно отличается от таковой, более рациональной китайской системы подготовки.

4. Исследования, направленные на разработку современного учебника "Тяжелая атлетика" для ИФК.

Изданный в 1988 году учебник "Тяжелая атлетика" для ИФК значительно устарел и не отвечает современным требованиям и мужской тяжелой атлетике, и женской, которая вошла в олимпийскую программу 2000 года.

По всем этим вопросам на кафедре тяжелой атлетики РГАФК накоплен солидный научно-методический потенциал, по которому были защищены 4 кандидатские диссертации, не говоря уже и о том, что по теории и методике женской тяжелой атлетики у кафедры эта тема считается одной из приоритетных направлений и мы в этом плане являемся лидерами в международной практике.

Весь материал наиболее четко и систематизировано изложен в кафедральных научных отчетах, количество которых за 1995-1999 гг. постоянно увеличивается: 1, 1, 2, 4, 15 и 15 соответственно по годам. Причем объем научных отчетов за эти годы составил 1351 страницу, в том числе 535 таблиц.

Научные отчеты рассматривают в динамике состояние методики тренировки, уровень спортивного мастерства (УСМ) в условных единицах по таблице М.В.Стародубцева в зависимости от пола и возраста, и не зависимо от весовой категории (ВК). Осуществлено изучение распределения медалей по странам и ранжирование команд по олимпийской системе. Остановимся на основных выводах, изложенных в научных отчетах, в зависимости от пола спортсменов.

Выводы для тяжелоатлетов-мужчин заключаются в следующем.

1. Наибольшее количество стран, завоевавших олимпийские награды, являются представляют спортсмены из Европы.

Цель проведенных исследований заключалась в том, чтобы выявить особенности динамики обладателей призовых медалей за 100 лет /1896-1996 гг./ и УСМ в сумме двоеборья призовой тройки за последние 20 лет /1976-1996 гг./ /48/.

2. Применение анаболических стероидов с конца 60-х и начала 70-х гг. опеределило время мировых достижений на 7-20 лет и более.

В ходе исследований были дополнительно проанализированы уровень спортивного мастерства в рывке и толчке на чемпионатах мира, проводимых в двоеборье начиная с 1973 года, и уровень спортивного мастерства в этих упражнениях на чемпионатах России с 1993 по 1997 гг.

В настоящее время уровень мировых рекордов, установленных в 1983-1992 гг. в тех границах ВК, превзойден только в рывке в ВК до 52 кг, несмотря на то что границы ВК до 1998 года включительно изменялись дважды. Сопоставление осуществлялось при помощи выравнивающих коэффициентов /54/.

3. После Олимпийских игр в Атланте тяжелоатлетический спорт получил новый импульс развития, в связи с чем в табеле о рангах произошла определенная переоценка ценностей, как по олимпийскому зачету, так и по распределению медалей в олимпийском двоеборье.

В ходе исследования были проанализированы достижения, показанные не только на чемпионате мира 1997 года и Олимпийских играх 1996 года, но и на чемпионатах Европы, Кубках и чемпионатах России за эти же сроки /44/.

4. У российских тяжелоатлетов - сениоров, участников чемпионатов Европы, продолжает фиксироваться отрицательная динамика УСМ, начиная с 1993 года.

УСМ чемпионатов Европы сопоставлялся с российскими соревнованиями на Кубок России между легкими и тяжелыми ВК. Сопоставлялась тактика соревнований в рывке и толчке / 52/.

5. На чемпионате Мира 1997 года российские юниоры в легких ВК значительно отставали от своих зарубежных конкурентов в большей степени, чем в тяжелых ВК. Причем в большей степени отставание зафиксировано в толчке, нежели в рывке.

В ходе исследований были проанализированы достижения, показанные не только на чемпионатах Мира 1996 и 1997 гг., но и Кубки и первенства России за эти же сроки /45/.

6. Российские юниоры на чемпионате Мира в 1998 году по сравнению с 1997 годом заметно улучшили свое положение как по медалям, так и по темпам роста УСМ в рывке. Однако отмечается значительное отставание от зарубежных юниоров в толчке.

В ходе исследований УСМ чемпионата Мира среди юниоров 1998 года по всем аспектам сопоставлялся с аналогичными чемпионатами за 1993-1997 гг. Кроме того, осуществлялось сопоставление УСМ российских юниоров на предмет их дальнейшей перспективы выступления на международной арене /51/.

7. На чемпионатах Европы за 1993-1997 года среди юниоров до 20 лет УСМ у россиян тяжелых ВК уступал зарубежным атлетам в меньшей степени, чем в легких ВК.

В ходе исследования дополнительно были проанализированы первенства России среди юношей до 18 лет. Проведено сопоставление УСМ между легкими и тяжелыми ВК среди сениоров, юниоров на международной арене и с юношами до 16 лет /47/.

8. Для российских спортсменов чемпионаты мира среди юниоров являются главными, ударными соревнованиями на каждый календарный год, а чемпионаты Европы среди этого возраста - промежуточными.

В ходе исследования дополнительно были проанализированы сопоставления УСМ максимальных достижений в условных единицах в рывке, толчке и сумме двоеборья в зависимости от массы тела у российских и зарубежных европейских атлетов на чемпионатах мира и Европы среди юниоров до 20 лет за 1997 и 1998 гг. /57/.

9. В отличие от сениоров на первенствах Европы за 1991-1997 гг. по тяжелой атлетике среди юношей до 16 лет отсутствует деление по УСМ в двоеборье в зависимости от массы тела на легкие и тяжелые ВК.

В ходе исследований дополнительно были проанализированы первенства России среди юношей. По их результатам было осуществлено ранжирование стран по олимпийской системе за 1996 и 1997 гг. /46/.

10. Экспертная оценка УСМ первенства Европы 1998 года среди юношей до 16 лет показала, что УСМ зарубежных подростков выше в рывке и двоеборье, а в толчке УСМ выше у россиян.

В ходе исследования анализировалась многолетняя динамика УСМ между легкими и тяжелыми ВК, а также проводились дополнительные исследования УСМ первенств России в сравнении с достижениями россиян на первенствах Европы /55/.

11. УСМ в легких ВК должен быть выше УСМ в тяжелых ВК. В ходе исследования анализировалась многолетняя динамика установления мировых рекордов с 1924 по 1990 года. Кроме того, определялась степень разницы в УСМ между легкими и тяжелыми ВК, начиная с 1976 и до 1996 года, когда впервые на Олимпийских играх соревнования проводились по сумме двоеборья /38/.

12. По объему и интенсивности тренировочной нагрузки существуют различия между тяжелоатлетами с различной массой тела. Предполагалось, что анализ закономерностей основных параметров тренировочных нагрузок у тяжелоатлетов разных ВК на подготовительном и соревновательном этапах позволит образовать группы ВК и разработать модели объемов и интенсивности нагрузки для них.

В ходе работы проводились исследования учебно-тренировочного процесса сильнейших тяжелоатлетов мира в естественном эксперименте /36/.

13. Накопленный значительный опыт тренировочного процесса у элитной группы спортсменов имеет рациональные особенности, которые следует переосмыслить и использовать в настоящем и будущем времени в целях совершенствования учебно-тренировочного процесса.

В ходе работы проводились исследования технологии учебно-тренировочного процесса у сильнейших тяжелоатлетов мира за последние 30 лет. Рассматриваются вопросы психологического обеспечения тренировочного процесса и соревновательной деятельности в тяжелоатлетическом спорте /37/.

Выводы для тяжелоатлеток-женщин заключаются в следующем.

1. Учитывая биологические особенности женского организма, мы полагаем, что спортсменкам, специализирующимся в тяжелоатлетическом спорте, необходимо выполнять тренировочные нагрузки, значительно превышающие аналогичные у мужчин.

В ходе работы проводились исследования технологии учебно-тренировочного процесса сильнейших тяжелоатлеток-женщин и тяжелоатлетов-мужчин в естественном эксперименте /35/.

2. Уровень объема интенсивности тренировочной нагрузки и ее структура у сильнейших тяжелоатлеток России принципиально отличается от таковых параметров у лидера на международной арене - спортсменок КНР, что не позволяет россиянкам иметь высокий УСМ, необходимый для успешной борьбы за призовые места на международной арене /39/.

3. УСМ на чемпионатах КНР выше УСМ, показанного на международных и национальных помостах. УСМ лучших зарубежных юниорок выше УСМ россиянок аналогичного возраста.

В ходе исследований анализировалась многолетняя динамика УСМ с начала проведения чемпионатов мира, Европы, Китая и России до 1996 года включительно. Кроме того, определялась степень различия УСМ между исследованными категориями соревнований /40/.

4. Спортсменки из КНР имеют реальные возможности завоевать золотые медали во всех семи ВК на Олимпийских играх в Сиднее.

В ходе исследований анализировалась многолетняя динамика распределения призовых медалей с начала проведения чемпионатов мира и Европы в зависимости от возраста спортсменок /42/.

5. Спортсменки из КНР по-прежнему занимают лидирующее положение на международной арене, но в их спор за олимпийские медали в некоторых ВК могут включиться и другие страны.

В ходе исследования были проанализированы достижения, показанные не только на чемпионате мира 1997 года, но и на чемпионатах Азии, Европы и на Спартакиаде КНР /43/.

6. В связи с введением женской тяжелой атлетики в программу Олимпийских игр начиная с 2000 года спортсменки КНР имеют реальную возможность не только завоевать все золотые медали, но и значительно превзойти своих конкурентов по УСМ /49/.

7. По объему тренировочной нагрузки существуют различия между тяжелоатлетками с различной массой тела. Предполагается, что анализ закономерностей распределения объемов нагрузки в основных упражнениях у спортсменок разных ВК на подготовительном и соревновательном этапах позволит образовать группы ВК и разработать модели объемов нагрузки для них.

В ходе исследования результаты, полученные на женском контингенте, сопоставлялись с соответствующими параметрами нагрузки у сильнейших тяжелоатлетов-мужчин в мире /50/.

8. Самым слабым звеном в подготовке тяжелоатлеток России по УСМ и спортивной технике является толчок двумя руками.

В ходе исследования чемпионатов Европы их УСМ сопоставлялся с соревнованиями на Кубок России и с чемпионатами КНР между легкими и тяжелыми ВК. Сопоставлялась тактика соревнований в толчке европейских чемпионок и российских спортсменок /53/.

9. Российские тяжелоатлетки до 16 лет по УСМ в настоящее время не могут служить надежным резервом для последующих возрастных сборных команд России.

В ходе исследования первенств Европы их УСМ сопоставлялся с аналогичными российскими соревнованиями /56/.

 

Заключение

Проведенные комплексные исследования на кафедре тяжелой атлетики РГАФК, по нашему глубокому убеждению, являются объективным основанием для существенной коррекции учебно-тренировочного процесса и хорошей предпосылкой для создания современного учебника "Тяжелая атлетика".

 

 

 

 

 

 

 


Литература

1. И. Арсамаков, А. Медведев, И. Никитин, В. Смирнов. Уровень спортивного мастерства российских и зарубежных тяжелоатлетов в зависимости от весовых категорий в 1993-1994 гг. Журнал "Олимп", 1995, № 1.

2. Ге Н.Д. Методика обучения технике тяжелоатлетических упражнений. Автореф. дисс. Канд.пед.наук. М., 1991 г.

3. Ге Н.Д., Лукашев А.А., Медведев А.С. Методика обучения технике рывка и подъема штанги на грудь для толчка. Методическая разработка для студентов ГЦОЛИФКа. М., РИО РГАФК, 1991 г.

4. Ге Н.Д., Медведев А.С. Методика обучения технике толчка от груди. Методическая разработка для студентов ГЦОЛИФКа. М., РИО РГАФК, 1993 г.

5. Иванов Митко Илиев. Особенности тренировки женщин-тяжелоатлеток Болгарии в подготовительном и соревновательном этапах. Автореф.дисс. канд.пед.наук. М., тип. Мос. КУГК, 1995 г.

6. Исмаилов И.С. Методика совершенствования техники подъема штанги на грудь с учетом упругой деформации грифа. Автореф.дисс. канд.пед.наук. М., 1990 г.

7. Красов Е.А. Структура специально-вспомогательных упражнений и подъема штанги на грудь. Автореф.дисс. канд.пед.наук. М., 1982 г.

8. Сивохин И.П. Структура специально-вспомогательных упражнений при совершенствовании техники рывка штанги. Автореф.дисс. канд.пед.наук. М., 1988 г.

9. Стародубцев М.В. Таблицы оценки результатов в тяжелой атлетике и гиревом спорте. Воронеж, тип. ВГАУ, 1991 г.

10. Те С.Ю. Особенности методики совершенствования технического мастерства тяжелоатлетов различного типа телосложения. Автореф.дисс. канд.пед.наук. М., 1992 г.

11. Медведев А.С. Система многолетней тренировки в тяжелой атлетике. М., ФиС, 1985 г.

12. Медведев А.С., Смирнов В.Е. Тренировочная нагрузка тяжелоатлетов мира 60-х и 80-х годов. Научно-спортивный вестник. М., ФиС, № 6, 1990 г.

13. Медведев А.С., Смирнов В.Е., Стародубцев М.В., Денискин В.Н., Скотников В.Ф. Параметры тренировочной нагрузки у сильнейших тяжелоатлетов на современном этапе /юноши, юниоры, сениоры/. Учебное пособие. М., РИО ГЦОЛИФК, 1991 г.

14. Медведев А.С., Масальгин Н.А., Эррера А.Г.К., Лукашев А.А., Верхошанский Ю.В., Новиков П.С. Взаимосвязь технической и специальной физической подготовленности у тяжелоатлетов высокой квалификации в толчке штанги от груди. Методическое пособие. РИО ГЦОЛИФК, М., 1991 г.

15. Медведев А.С., Смирнов В.Е. Пути дальнейшего совершенствования теории и методики системы спортивного мастерства в тяжелой атлетике. Теория и практика физ.культуры, № 4, 1992 г.

16. Медведев А.С., Смирнов В.Е. Уровень спортивного мастерства российских и зарубежных тяжелоатлетов юниоров в зависимости от весовых категорий в 1993-94 гг. Журнал "Олимп", № 1, 1995 г.

17. Медведев А.С., Никитин И.И., Смирнов В.Е., Скотников В.Ф., Денискин В.Н. Концептуальные рекомендации учебно-тренировочного процесса на заключительном этапе подготовки сборной команды России по тяжелой атлетике к Олимпийским играм-96 в Атланте. Журнал "Олимп", 1995 г.

18. Медведев А.С., Ян Бин Шэн /КНР/, Денискин В.Н., Смирнов В.Е., Скотников В.Ф., Масальгин Н.А., Каневский В.Б., Абдулмеджидов М.М. Критерии и параметры объема суммарной тренировочной нагрузки на подготовительном и соревновательном этапах у тяжелоатлеток высокого класса /Россия и КНР/. Учебное пособие /часть первая/. М., РИО РГАФК, 1995 г.

19. Медведев А.С., Ян Бин Шэн /КНР/, Денискин В.Н., Смирнов В.Е., Скотников В.Ф., Масальгин Н.А., Каневкий В.Б., Абдулмеджидов М.М. Критерии и параметры интенсивности суммарной тренировочной нагрузки на подготовительном и соревновательном этапах у женщин-тяжелоатлеток высокого класса /Россия и КНР/. Учебное пособие /часть вторая/. М., РИО РГАФК, 1995 г.

20. Медведев А.С., Ян Бин Шэн /КНР/, Денискин В.Н., Смирнов В.Е., Скотников В.Ф., Масальгин Н.А., Каневский В.Б., Абдулмеджидов М.М. Распределение тренировочной нагрузки по зонам интенсивности в основных группах тяжелоатлетических упражнений на подготовительном и соревновательном этапах у женщин-тяжелоатлеток высокого класса /Россия и КНР/. Учебное пособие /часть вторая/, М., РИО РГАФК, 1995 г.

21. Медведев А.С., Ян Бин Шэн /КНР/, Денискин В.Н., Смирнов В.Е., Скотников В.Ф., Абдулмеджидов М.М. Особенности тренировки женщин-тяжелоатлеток Болгарии в подготовительном и соревновательном этапах. Учебное пособие /часть четвертая/. М., РИО РГАФК, 1995 г.

22. Медведев А.С. Экспертная оценка структуры тренировочного процесса подготовительного и соревновательного этапа сильнейших тяжелоатлетов России, участников чемпионатов мира и Европы 1994 и 1995 гг. Журнал "Олимп", № 1, 1996 г.

23. Медведев А.С. Уровень спортивного мастерства сильнейших зарубежных и российских тяжелоатлетов юниоров в зависимости от массы тела на первенствах России и чемпионатах Европы и мира 1993, 1994, 1995 гг. Журнал "Олимп", № 2, 1996 г.

24. Медведев А.С. Парциальные объемы тренировочной нагрузки в основных группах упражнений сильнейших спортсменок России, КНР и Болгарии в зависимости от этапа подготовки. Журнал "Олимп", № 3, 1996 г.

25. Медведев А.С. Интенсивность тренировочной нагрузки в основных группах тяжелоатлетических упражнений сильнейших тяжелоатлеток России, КНР и Болгарии. Журнал "Олимп", № 3, 1996 г.

26. Медведев А.С. Распределение тренировочной нагрузки по зонам интенсивности в основных группах тяжелоатлетических упражнений сильнейших спортсменок России, КНР и Болгарии в зависимости от этапа подготовки. Журнал "Олимп", № 3, 1996 г.

27. Медведев А.С. Методика тренировки сильнейших тяжелоатлетов мира на современном этапе и проблема дальнейшего ее совершенствования. Монография. М., тип. "Принт-центр", 1996 г.

28. Медведев А.С., Скотников В.Ф., Смирнов В.Е., Денискин В.Н. Объем и интенсивность тренировочной нагрузки в основных группах упражнений у сильнейших тяжелоатлеток мира в зависимости от массы тела и этапа подготовки. Учебное пособие. М., тип. "Принт-центр", 1996 г.

29. Медведев А.С. Уровень спортивного мастерства сильнейших тяжелоатлетов мира на современном этапе и прогноз достижений до 2010 года. Монография. М., тип. "Принт-центр", 1996 г.

30. Медведев А.С. Биомеханика классического рывка и толчка и основных специально-подготовительных рывковых и толчковых упражнений. Монография. Ижевск. Тип. "Олимп ЛтД", 1997 г.

31. Медведев А.С. Многолетняя динамика спортивного мастерства в рывке и толчке у сильнейших тяжелоатлеток мира. Теор. и практика физ.культуры, № 3, 1997 г.

32. Медведев А.С. Объем и интенсивность тренировочной нагрузки у сильнейших тяжелоатлеток в зависимости от этапа подготовки на современном этапе. Теор. и практика физ.культуры, № 7, 1997 г.

33. Эррера К.Г.А. Методика совершенствования техники толчка штанги от груди в процессе становления спортивного мастерства. Автореф.дисс. канд.пед. наук. М., 1981 г.

34. Ян Бин Шэн. Критерии и параметры тренировочной нагрузки женщин-тяжелоатлеток КНР в подготовительном и соревновательном этапах. Автореф.дисс. канд.пед. наук. М., тип. МЭИ, 1995 г.

35. Медведев А.С. Современные параметры объема и интенсивности тренировочной нагрузки на подготовительном и соревновательном этапах у сильнейших женщин-тяжелоатлеток КНР, Болгарии и России. Научный отчет. НОО РГАФК, 1995 г.

36. Медведев А.С. Парциальные объемы и интенсивности нагрузки /с отягощением > 70%/ в основных группах упражнений у сильнейших тяжелоатлетов мира 80-х гг. в зависимости от массы тела и этапа подготовки. Научный отчет. НОО РГАФК, 1995 г.

37. Медведев А.С. Экспертная оценка структуры объема и интенсивности тренировочной нагрузки в зависимости от этапа подготовки у сильнейших тяжелоатлеток России за 4 года до ХХУII Олимпийских игр в г.Сиднее. Научный отчет, НОО РГАФК, 1997 г.

38. Методика тренировки сильнейших тяжелоатлетов мира на современном этапе и проблема дальнейшего ее совершенствования. Научный отчет, НОО РГАФК, 1996 г.

39. Медведев А.С. Уровень спортивного мастерства сильнейших тяжелоатлетов мира на современном этапе и прогноз до 2010 года. Научный отчет, НОО РГАФК, 1996 г.

40. Медведев А.С. Динамика уровня спортивного мастерства на международной арене и российском помосте в тяжелой атлетике среди женщин и прогноз высших достижений на 2000 год. Научный отчет, НОО ГРАФК, 1997 г.

41. Медведев А.С. Биомеханика рывка и толчка и основных специально-подготовительных рывковых и толчковых упражнений. Научный отчет, НОО ГРАФК, 1997 г.

42. Медведев А.С. Динамика призовых медалей на международной арене с 1987 по 1996 гг. в женской тяжелой атлетике в зависимости от возраста спортсменок и прогноз высших достижений в новых весовых категориях на ХХУII Олимпийские игры в Сиднее. Научный отчет, НОО РГАФК, 1997 г.

43. Медведев А.С. Ранжирование стран по уровню спортивных достижений в первом - 1997 году Олимпийского цикла к Сиднею после чемпионата мира по тяжелой атлетике среди женщин, прошедшем в Таиланде /г.Чангмей/. Научный отчет, НОО РГАФК, 1998 г.

44. Медведев А.С. Ранжирование стран по уровню спортивного мастерства и призовым медалям в сумме двоеборья в первом - 1997 году олимпийского цикла к Сиднею после чемпионата мира по тяжелой атлетике среди мужчин, прошедшем в Таиланде /г.Ченгмей/. Научный отчет, НОО РГАФК, 1998 г.

45. Медведев А.С. Ранжирование стран по уровню спортивного мастерства и призовым медалям в сумме двоеборья в первом - 1997 году олимпийского цикла после чемпионата мира по тяжелой атлетике среди юниоров, проведенного в ЮАР. Научный отчет, НОО РГАФК, 1998 г.

46. Медведев А.С. Ранжирование стран по УСМ и призовым медалям в сумме двоеборья на первенствах Европы по тяжелой атлетике среди юношей до 16 лет за 1991-1997 гг. Научный отчет, НОО РГАФК, 1998 г.

47. Ранжирование стран по уровню спортивного мастерства и призовым медалям в сумме двоеборья на чемпионатах Европы по тяжелой атлетике среди юниоров до 20 лет за 1993-1997 гг. Научный отчет, НОО РГАФК, 1998 г.

48. Медведев А.С. Ранжирование стран-участниц в Олимпийских играх по тяжелой атлетике за 100 лет /1896-1996 гг./, обладателей золотых, серебряных и бронзовых олимпийских медалей и уровень спортивного мастерства призовой тройки в двоеборье за 20 лет /1976-1996 гг./. Научный отчет, НОО РГАФК, 1998 г.

49. Медведев А.С. Экспертная оценка уровня спортивного мастерства чемпионата мира по тяжелой атлетике в 1998 году среди женщин-юниорок в весовых категориях. Научный отчет, НОО РГАФК, 1998 г.

50. Объем тренировочной нагрузки в основных группах упражнений у сильнейших женщин-тяжелоатлеток мира и России в зависимости от массы тела и этапа подготовки. Научный отчет, НОО РГАФК, 1998 г.

51. Медведев А.С. Экспертная оценка уровня спортивного мастерства чемпионата мира по тяжелой атлетике в 1998 году среди юниоров в новых весовых категориях. Научный отчет, НОО ГРАФК, 1998 г.

52. Медведев А.С. Динамика золотых, серебряных и бронзовых наград, а также уровня спортивного мастерства призовых мест и командного зачета по олимпийской системе на чемпионатах Европы по тяжелой атлетике среди сениоров за 1993-1996 гг. и первой половины олимпийского цикла 1997-1998 гг. с учетом проведения соревнований по новым весовым категориям. Научный отчет, НОО РГАФК, 1998 г.

53. Медведев А.С. Динамика золотых, серебряных и бронзовых наград, а также уровня спортивного мастерства призовых мест и командного зачета по олимпийской системе на чемпионатах Европы по тяжелой атлетике среди женщин за 1993-1996 гг. и первой половины олимпийского цикла 1997-1998 гг. с учетом проведения соревнований по новым весовым категориям. Научный отчет, НОО РГАФК, 1998 г.

54. Медведев А.С. Динамика золотых, серебряных и бронзовых медалей на чемпионатах мира по тяжелой атлетике среди мужчин за 106 лет /1891-1997 гг./, ранжирование команд и уровень спортивного мастерства призовой тройки в двоеборье в зависимости от массы тела за 25 лет /1973-1997 гг./ - через призму олимпийской системы. Научный отчет, НОО РГАФК, 1998 г.

55. Медведев А.С. Экспертная оценка уровня спортивного мастерства первенства Европы 1998 года по тяжелой атлетике среди юношей до 16 лет по различным направлениям в сопоставлении с 1993-1997 гг. Научный отчет, НОО РГАФК, 1998 г.

56. Медведев А.С. Экспертная оценка уровня спортивного мастерства первенств Европы 1997 и 1998 гг. по тяжелой атлетике среди девочек до 16 лет в сопоставлении с 1994-1996 гг. Научный отчет, НОО РГАФК, 1998 г.

57. Медведев А.С. Экспертная оценка уровня спортивного мастерства по различным направлениям чемпионата Европы по тяжелой атлетике среди юниоров до 20 лет за 1998 год в новых весовых категориях по сравнению с циклом 1993-1997 гг. Научный отчет. НОО РГАФК, 1998 г.

58. Медведев А.С. с соавторами. Результаты приоритетных исследований, проведенных сотрудниками кафедры тяжелой атлетики РГАФК за 90-е годы. Журнал "Теория и практика физической культуры". М., тип. "Просветитель", № 5, 1998 г.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Медведев, А.С. Результаты приоритетных научных исследований, проведенных на кафедре теории и методики тяжелоатлетических видов спорта Российской Государственной Академии физической культуры : актовая речь / Медведев А.С.; РГАФК. - Москва, 1999. - 24 с.