I. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ

I. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ

Главная цель программы - используя общие идеи проекта "СпАрт", найти и внедрить в практику работы с детьми дошкольного возраста новые формы педагогической деятельности, содействующие формированию активной, творческой личности, для которой характерно социальное поведение и культура с ориентацией на духовно-нравственные и эстетические ценности, а также здоровый образ жизни.

Речь идет, следовательно, о средствах и методах такого целостного гуманистического воздействия на личность дошкольника, результатом которого является укрепление его физического и психического здоровья, развитие его творческих способностей, формирование физической культуры, органично связанной с другими элементами культуры личности - нравственной, эстетической, экологической и др.

В теоретико-методологическом плане программа опирается на принципы гуманистической педагогики и психологии. Важнейшими из этих принципов являются: усиление внимания к личности каждого человека как к высшей социальной ценности; превращение ученика из объекта социально-педагогического воздействия педагога в субъекта активной творческой деятельности на основе развития внутренних мотивов к самосовершенствованию и самопреодолению; демократизация в отношениях преподавателя с учениками; формирование у человека мотивации на разностороннее и гармоничное развитие и т.п. [cм. Лебедев, Филиппова, 1992].

Программа ставит задачу формирования у дошкольников социального поведения и культуры с ярко выраженной гуманистической ориентацией.

Гуманизм, как известно, представляет собой систему воззрений, которая наивысшей ценностью считает самого человека, его счастье, свободу и достоинство, разностороннее и гармоничное развитие, проявление им своих способностей, а к числу наиболее важных ценностей относит мир, дружбу, взаимопонимание, взаимное уважение, взаимообогащающее общение людей и т.п. Гуманизм всегда воспринимался и воспринимается, следовательно, как "культивирование человечности", studium humanitatis, в самом человеке. Не случайно еще в эпоху римской республики "человечный человек", homo humanus, противопоставлялся "варварскому человеку", homo barbarus.

Основным показателем социального поведения с гуманистической ориентацией как раз и является "человечность", проявляющаяся в таких чертах личности, как сотрудничество, помощь, альтруизм, способность сопереживания, соучастия, взаимопонимания и т.п.

Формирование у подрастающего поколения именно такого социального поведения приобретает в настоящее время все более важное значение, поскольку от этого в значительной степени зависит и дальнейшая судьба всей человеческой цивилизации. "Измениться или исчезнуть" - так сформулировал эту альтернативу основатель Римского клуба А.Печчеи.

Решение этой задачи требует своевременной педагогической коррекции поведения и личностных характеристики детей, прежде всего их агрессивности [Каменская, 1996].

Применительно к физическому воспитанию дошкольников, которому отводится важное место в программе, в соответствии с указанными принципами важное значение придается формированию у детей не только определенных физических качеств, жизненно необходимых двигательных, а также спортивных умений и навыков, но также исходного физкультурного образования, потребности в здоровом образе жизни, активных занятиях физкультурой и спортом, в физическом и духовном самосовершенствовании на основе этих занятий, т.е. формированию основ физической культуры ребенка в единстве всех ее составляющих.

Основными показателями и компонентами этой культуры являются:

  • забота человека о поддержании в норме и совершенствовании своего физического состояния, различных его параметров (здоровья, телосложения, физических качеств и двигательных способностей);
  • многообразие используемых для этой цели средств (физические упражнения, система питания и др.);
  • умение эффективно применять их;
  • одобряемые и реализуемые на практике идеалы, нормы, образцы поведения, связанные с заботой о теле и физическом состоянии;
  • уровень знаний об организме, о физическом состоянии, о средствах воздействия на него и методике их применения;
  • степень ориентации на заботу о своем физическом состоянии;
  • стремление оказать помощь другим людям в их оздоровлении, физическом совершенствовании и наличие для этого соответствующих знаний, умений, навыков [ см. Бальсевич, 1988; Лубышева, 1992; Столяров, 1994 ].

В процессе физического совершенствования дошкольника ставится задача формирования у него не только жизненно необходимых физических качеств, но и двигательной культуры. В рамках последней особое значение придается пластике "одухотворенного" движения, выразительности движений, способности к импровизации, способности в движениях выражать свои чувства, переживания, создавать художественные образы, т.е. развитию пластически-художественного мышления и перевоплощения.

В системе формируемых у детей знаний, связанных с областью физической культуры и спорта, программа предусматривает и исходные знания об Олимпийских играх и олимпийском движении, т.е. олимпийское образование дошкольников.

Программа ориентирована на разностороннее и гармоничное развитие личности ребенка. Идея разностороннего (всестороннего) и гармоничного развития личности, восходящая к древнегреческому идеалу калокагатии (греческое слово kalokagathia от kalos - прекрасный и agathos - добрый): гармонии физических и духовных способностей человека, его внешних и внутренних качеств, относится к числу наиболее важных гуманистических идеалов.

Эту идею поддерживали и поддерживают представители различных философских направлений.

Как известно, важную роль она играла в рамках марксистской философии и марксизма в целом. Широко известны слова Маркса: "Призвание, назначение, задача всякого человека - всесторонне развивать все свои способности". Э.Фромм рассматривал всестороннее развитие человека как высшую цель жизни [Фромм, 1986, с. 193]. По мнению А.Печчеи и Римского клуба, все стратегии, политические программы и перспективные планы развития в национальных и глобальных масштабах должны быть подчинены цели полного и всестороннего развития возможностей и способностей всех людей планеты [Печчеи, 1985, с. 205]. Идея разностороннего (всестороннего) и гармоничного развития личности постоянно фигурирует и в научных публикациях, посвященных характеристике целей и задач воспитательной работы, в том числе применительно к детям дошкольного возраста.

В научной литературе вопрос о всестороннем и гармоничном развитии личности обстоятельно рассмотрен и обсужден. Ему посвящено множество различных работ - не только статей, но также книг, брошюр, монографий (индивидуальных и коллективных), диссертаций и т.д. [см., например, Гуцаленко, 1988; Зеленов, 1981; Ильин, 1984; Коган, 1982; Красин, 1981; Лазоренко, 1985; Мисуно, 1988; Репина, 1989; Сеилерова, 1988; Соколова, 1992; Станкевич, 1989; Шимин, 1995; и др.]. Однако в силу сложности, трудности данного вопроса он является предметом длительных и острых споров, дискуссий, в ходе которых дается самая различная интерпретация гуманистической идеи разностороннего и гармоничного развития личности.

В своей трактовке разностороннего и гармоничного развития личности мы исходим из того, что такое развитие включает в себя два важных момента.

Во-первых, оно предполагает богатство, полноту и соответствующее друг другу развитие всех сторон и аспектов человеческой личности, всех ее "подсистем":

- операциональной, включающей в себя различные качества и способности человека, его умения и навыки осуществлять определенную деятельность, выполнять определенные функции;

- информационной, включающей в себя комплекс знаний и убеждений человека;

- мотивационной, включающей в себя интересы, потребности. установки, ценностные ориентации и другие аналогичные образования;

- эмоциональной, включающей в себя чувства, эмоции и т.п.

Во-вторых, разностороннее и гармоничное развитие личности предусматривает преодоление частичности, односторонности, узкой специализации в развитии личности. Но при этом речь идет вовсе не идет о том, что человек должен овладеть всеми видами, профессиями, специальностями. Имеется в виду другое: он должен приобщиться к основным родам (видам) человеческой деятельности и соответствующим формам культуры.

Гармонично и разносторонне развитая личность - это такая социально активная, творческая личность, которая сочетает в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. У нее развиты нравственная, эстетическая, коммуникативная, экологическая, физическая, психическая и иные формы культуры. Эта личность принимает участие и достигает положительных результатов в преобразовательной, познавательной, художественной и других сферах деятельности. Причем, в каждой из них она выбирает такие конкретные занятия, которые в наибольшей степени соответствуют индивидуальным способностям и потребностям данного человека и обеспечивают максимальное развитие его индивидуальности [ подробнее см. Зеленов, 1981, 1988; Столяров, 1988, 1989 ].

Такая трактовка разностороннего и гармоничного развития личности, на которую мы опираемся при определении целей и задач воспитательной работы с дошкольниками, представляется нам наиболее обоснованной и реалистичной применительно к условиям современной цивилизации.

При определении основных направлений, форм и методов работы для достижения указанных выше целей и задач мы исходили прежде всего из того, что важнейшую роль в формировании социального поведения и культуры детей дошкольного возраста, имеет игра, игровая деятельность [Богуславская, Смирнова, 1991; Выготский, 1966; Эльконин, 1995; Dyle, 1976; Grineski, 1989; Partington, 1976; Rogers & Ross, 1986 и др.]. "В дошкольном возрасте, - отмечал Эльконин Д.Б., - ведущая деятельность - игра в ее наиболее развернутой форме (ролевая игра). Значение игры для психического развития детей дошкольного возраста многосторонне, а главное состоит в том, что благодаря особым игровым приемам (принятие ребенком на себя роли взрослого и его общественно-трудовых функций, обобщенному изобразительному характеру воспроизведения предметных действий и переносу значений с одного предмета на другой и т.д.) ребенок моделирует в ней отношения между людьми" [Эльконин, 1995, с. 37].

Поэтому в дошкольной педагогике ставится вопрос о том, чтобы все запросы, интересы, общение детей были организованы и удовлетворены преимущественно с помощью игр или в форме игры [Яновская, 1974, с. 4]. Подчеркивается особенно важное значение подвижных игр для формирования личности ребенка [Кацуба Ацуми, 1990; Gerstl R. Alfred, 1990 и др.].

В литературе достаточно подробно обосновано положение о том, что игра и игровая деятельность могут и не оказывать должного влияния на социальное поведение детей. Многое в этом отношении зависит от позиции педагога и от характера игры [Marlowe, 1980a, 1980b; Graham, Holt-Hale, McEwen & Parker, 1986; Morris, 1985; Sapon-Shevin, 1976; Orlick, 1983].

Значительное влияние на социально-педагогический эффект игры оказывает ее главная цель: соревнование или сотрудничество [Johnson & Johnson, 1975]. Состязательная цель предусматривает ее достижение одними игроками за счет других, тогда как совместная цель требует их сотрудничества и кооперации.

Особенно эффективными для формирования социального поведения детей дошкольного возраста являются групповые действия и игры, поскольку они обеспечивают высокую степень взаимодействия детей и занимают значительное время в их жизни [Dauer & Pangrazi, 1986; Gabbard, 1987; Orlick, 1983; Pangrazi & Dauer, 1981].

В ряде работ обосновано положение о том, что социальное поведение детей дошкольного возраста может быть значительно повышено на основе использования так называемых "кооперативных (cooperative) игр", которые базируются на четырех принципах: кооперация (совместная деятельность), принадлежность к одной группе, непосредственное вовлечение в игру и удовольствие [Orlick, 1981a, 1981b; Orlick, McNally & O’Hara, 1978; Orlick & Foley, 1979].

В последние десятилетия все более широкую поддержку специалистов получает идея ранней интеграции в социальную среду детей с ограниченными возможностями развития, их объединения со здоровыми сверстниками в группе детского сада [Фуряева, 1996; Dichanz, 1990; Miedaner, 1986; Hellbrugge, 1995 и др.].

Учитывая возрастные особенности дошкольников и отмеченные выше рекомендации специалистов, программа акцентирует внимание прежде всего на новых формах игровой деятельности детей как наиболее интересной и понятной для них деятельности.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Козырева, О.В. Друзья Спартиашки : Новая игровая прогр. для дошкольников, ориентир. на единство их дух. и физ. развития: Учеб.-метод. пособие / Гуманитар. Центр "СпАрт" РГАФК. - М., 1997. - 46 с.