II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

Центральное место среди предусматриваемых программой форм и методов работы с дошкольниками занимает организация и проведение Спартианских игр. Общая концепция и программа этих Игр, участниками которых могут быть дети, подростки, молодежь и взрослые, разработана в рамках проекта "СпАрт" [см. Столяров, 1990-1997].

2.I. СПАРТИАНСКИЕ ИГРЫ

Что представляют собой эти Игры? Чем они отличаются от других Игр, соревнований, турниров, фестивалей? Каковы их достоинства и сфера применения?

Название Игр - "Спартианские" производно от указанного выше слова "СпАрт", а не от имени древнегреческого города Спарта, как нередко полагают. Игры называются так потому, что их программа включает в себя разнообразные соревнования и конкурсы, которые связаны с миром спорта, искусства и других видов творческой деятельности, сам спорт выступает в его необычной, нетрадиционной форме, и кроме того всемерно поощряется поведение участников в соответствии с критериями духовности, нравственности и красоты.

Спартианские игры, как и другие Игры, в первую очередь ориентированы на то, чтобы обеспечить активный, творческий отдых и общение участников. Вместе с тем они имеют специфические цели и задачи:

- повышение ориентации участников Игр на гармоничное духовное и физическое развитие, разностороннее и творческое проявление своих способностей, самосовершенствование;

- исключение грубости, насилия, агрессивности, национализма и т.п. из поведения участников соревнований, формирование у них стремления к красоте действий и поступков;

- создание условий для того, чтобы каждый участник мог попробовать свои силы и проявить свои способности в различных видах творческой деятельности - спорте, искусстве, техническом творчестве и др.;

- совместное и равноправное участие в Играх людей разного возраста, пола, физического состояния и т.д., включая лиц с ограниченными физическими или интеллектуальными возможностями (инвалидов);

- содействие сохранению и развитию самобытной национальной и народной культуры.

Эти специфические (основанные на идеалах и ценностях гуманизма) цели и задачи Спартианских игр, определяют и другие их важные особенности. К числу важнейших из них относятся следующие:

  • уникальная соревновательная программа Игр, основным элементом которой являются "спартианские агоны", объединяющие спорт с искусством, с другими видами духовно-творческой деятельности и требующие от участников разностороннего развития, гармонии духовного и физического;
  • новая, гуманистически ориентированная, "мягкая" система оценки и поощрения участников соревнований, ориентирующая их на бескорыстное и одухотворенное соревнование;
  • сочетание соревнований с не-соревновательными играми;
  • равноправное участие инвалидов вместе с другими лицами.

Спартианские агоны:

объединение спорта с искусством, гармония духовного и физического

Одна из важнейших особенностей Спартианских Игр состоит в том, что их соревновательная программа включает в себя разнообразные соревнования и конкурсы, которые связаны не только со спортом, но также с искусством и другими видами духовно-творческой деятельности.

Определенный комплекс этих соревнований и конкурсов, подобранных таким образом, чтобы на их основе можно было сравнить и оценить параметры как физического, так и духовного развития участников Игр: их физическую подготовленность, спортивное и художественное мастерство, творческие способности, интеллект, юмор, знания и т.д., составляет спартианский агон (агон по-гречески - борьба, состязание, турнир). Программа Игр может включать в себя один или несколько спартианских агонов.

Приведем для иллюстрации некоторые "спартианские агоны", которые неоднократно использовались при организации и проведении Спартианских игр.

Исходным агоном на Играх, как правило, является "Спартианская визитка". В этом агоне каждый участник (команда или отдельное лицо) представляет свою "визитку" ("визитную карточку"), но не обычную, а "спартианскую". Это представление включает в себя художественно-театрализованное выступление и художественно оформленный стенд, которые заранее (до Игр) готовятся участниками и выполняют для них функцию "визитной карточки" - с их помощью они должны представить себя другим участникам, жюри, зрителям, познакомить со своими интересами, идеалами, достижениями в спорте, искусстве, науке, техническом творчестве, продемонстрировать свое понимание принципов спартианского (соответствую-щего критериям духовности, нравственности и красоты) поведения в соревнованиях, "спартианской" идеи объединения спорта и искусства и т.д.

Художественно-театрализованное выступление участника включает в себя:

а) приветствие других участников, судей, зрителей и демонстрацию своей атрибутики: названия или имени, эмблемы, талисмана, девиза, вымпела (флага), песни (гимна) и т.д.;

б) показ оригинальной "спартианской одежды" и "спартианских украшений" участника, которые символизируют идею единства спорта с искусством и предусматривают творческое использование в одежде и украшениях спортивного и художественного инвентаря (например, футбольного или теннисного мяча, музыкальных инструментов и т.д.);

в) спортивную художественную композицию (сценку), в которой участник средствами хореографии или пантомимы (клоунады) выражает свое отношение к спорту, а также к тому или иному поведению в спорте;

г) демонстрацию физической подготовленности и спортивного мастерства участника.

Продолжительность выступления уточняется организаторами с учетом общего числа участников и продолжительности Игр. По согласованию с организаторами выступление может быть целостным или расчлененным на несколько этапов.

Наряду с выступлением каждый участник выставляет художественно оформленный стенд, на котором он может представить любые материалы (рисунки, фотографии, карикатуры, модели, коллекции, рассказы и т.д.), которые содержат в себе какую-то интересную и важную информацию об участнике, о его жизни, интересах, идеалах, способностях и достижениях в спорте, искусстве, науке, техническом творчестве и т.д. Обычно организаторы указывают и специальную тему, которой должны быть посвящены результаты художественного творчества участников Игр.

Один из простейших (с точки зрения организации, подготовки и т.д.) спартианских агонов, который часто включается в программу этих Игр - спартианское многоборье. Оно включает в себя спортивные соревнования и художественные (творческие) конкурсы. Характер этих соревнований и конкурсов зависит от места и продолжительности проведения спартианского многоборья, возможностей организаторов, состава участников, их возраста, подготовленности, особенностей физического состояния, умственного развития и т.д. В принципе в программу спартианского многоборья могут быть включены любые спортивные соревнования и художественные (творческие) конкурсы, например, обычные, общеизвестные соревнования по легкой атлетике, плаванию, конкурсы бальных или других танцев, игры на музыкальных инструментах и т.п.

Однако оптимальный вариант организации спартианского многоборья предусматривает включение в его программу таких спортивных соревнований и художественных (творческих) конкурсов, которые в наибольшей степени соответствуют целям и задачам (всей "идеологии") Спартианских игр.

Из спортивных соревнований к числу таковых относятся:

  • спортивные соревнования в традиционных видах спорта (по легкой атлетике, в спортивных играх - футбол, волейбол, баскетбол и др.), но с измененными правилами для того, чтобы сделать эти соревнования более демократичными, гуманными, доступными для любого человека независимо от уровня его физической или спортивной подготовленности, инвалидности и т.д. (например, в волейболе вводится правило, что игроки должны сидеть - "сидячий волейбол", каждой команде разрешается бить по мячу более трех раз, игроки могут принимать мяч не только руками, но также телом, головой и т.д.);
  • наиболее "эстетичные" спортивные соревнования, т.е. такие, которые проходят под музыку, требуют от участников красоты телосложения и движений (например, соревнования в таких видах спорта, как художественная гимнастика, фигурное катание, фристайл, спортивная аэробика, спортивные танцы, джазовая гимнастика, Джун-до балет и др.);
  • соревнования в эстетической демонстрации спортивного мастерства (например, соревнования среди баскетболистов по умению красиво забивать мяч в корзину или среди футболистов - на самый красивый гол и т.п.);
  • эстафеты типа "веселые старты";
  • народные игры и забавы, национальные виды спорта, способствующие сохранению и развитию самобытной национальной и народной культуры;
  • соревнования, в ходе которых перед отдельным участником, командой или всеми участниками Игр ставится задача "превзойти (победить) самих себя" (показать результат лучше того, который они показывали раньше - до Игр, в период проведения данных Игр или на предыдущих Играх);
  • соревнования по туризму и в ориентировании (особенно в ориентировании по тропам, которое позволяет участвовать в этом виде соревнования лицам с ограниченными физическими возможностями);
  • "спартианские" спортивные соревнования. К их числу относится прежде всего "спартатлон" (спартианская демонстрация атлетизма). В программе этого спортивного соревнования: 1) демонстрация силы, гибкости, меткости и/или других физических качества: а) тем способом, который указан организаторами; б) тем способом, который придуман участниками, но с использованием предметов (приспособлений), предложенных организаторами; в) тем способом и с использованием тех предметов (приспособлений), которые придуманы самими участниками; 2) выполнение необычных физических упражнений (это могут быть: прыжки; броски; удары; жонглирование; удержание на голове, носу и т.д. различных спортивных предметов - мяча, ракетки и т.д.; езда на велосипеде, самокате и т.д.): а) предложенных организаторами; б) придуманных участниками, но с использованием предметов и приспособлений, предложенных организаторами; в) полностью придуманных участниками; 3) творческая демонстрация как можно большего числа различных физических качеств (силы, меткости и др.) и физических упражнений с использованием тех предметов (приспособлений), которые предложены организаторами. К числу спартианских спортивных соревнований относится и "спартианская эстафета", участники которой должны не только как можно быстрее преодолеть отдельные этапы, но и придумать оригинальный способ их прохождения.

Из художественных (творческих) конкурсов предпочтительны для включения в программу спартианского многоборья:

- те из них, которые связаны с национальными и народными культурными традициями, обычаями;

- художественные и творческие конкурсы (в области живописи, хореографии, пантомимы, пения, фотографии, кино, технического творчества и т.д.) спортивной тематики;

- конкурс знатоков и ораторов (возможные формы проведения: ответы на вопросы об искусстве, спорте, олимпизме; рассказ - с использованием картин, фотографий, коллекций и т.д. - об интересных событиях, фактах, связанных со спортом или искусством; рассказ о наиболее интересных событиях Игр; реклама или критика определенного вида спорта; комментарий по поводу демонстрируемого спортивного соревнования и т.д.);

- спартианский конкурс изобретателей. Участники конкурса предлагают на суд жюри свое "изобретение": соревнование (игру) или техническое приспособление для соревнования (игры), требующие от участников физической подготовленности, спортивного мастерства. Это могут быть совершенно новые, уникальные соревнования (игры, приспособления) или модификации известных соревнований (игр, приспособлений). Модификация соревнования или игры может затрагивать их правила, используемый инвентарь и т.д. Предложенная модификация соревнований (игр, приспособлений) должна делать их более интересными, эстетичными, гуманными и демократичными (доступными для всех, включая инвалидов). Особо поощряется изобретение "спартианских" соревнований и игр, в программе которых спорт объединяется с искусством. Конкурс проходит в 2 этапа. На первом этапе участники представляют свои "изобретения", сделанные дома, а на втором - изобретают соревнование, игру или приспособление, выполняя задание организаторов (указываются предметы, которые должны быть использованы, число участников, место проведения соревнования или игры и т.д.).

С учетом указанных выше видов соревнований и конкурсов спартианское многоборье может выступать как двоеборье: Спорт + Арт" (спортивные соревнования + художественные конкурсы), троеборье: Спорт + Арт + Знания" (спортивные соревнования + художественные конкурсы + конкурсы знатоков), четырехборье: Спорт + Туризм + Арт + Знания и т.д.

Во всех этих случаях возможно несколько вариантов проведения агона. Например, может быть использован вариант, при котором каждый участник обязан выступить во всех соревнованиях и конкурсах, включенных в программу спартианского многоборья. Но может быть избран и другой вариант: в рамках каждой группы соревнований и конкурсов (спортивных, художественных и т.д.) участник имеет возможность выбрать те или иные соревнования и конкурсы (например, в спортивных соревнованиях - соревнования по городкам или дартсу, в художественных конкурсах - конкурс музыкантов или поэтов и т.д.). Возможен, наконец, и третий вариант. К соревнованиям в спорте (искусстве и т.д.) допускается лишь определенная (по договоренности) группа участников, показавших наилучшие результаты в искусстве (спорте). Например, спартианское многоборье среди юных спортсменов может проводиться в два этапа. В программе первого этапа - спортивные соревнования, а второго - художественные (творческие) конкурсы (в хореографии, музыкальном искусстве, живописи и т.д.). К этим конкурсам допускается лишь определенная часть (например, одна треть) участников, показавших лучшие результаты в спортивных соревнованиях. Аналогичным образом и спартианское многоборье среди лиц, увлекающихся искусством, может быть проведено в два этапа: на первом этапе - художественные конкурсы, на втором - спортивные соревнования. Причем, ко второму этапу допускается лишь определенная часть (например, одна треть) участников, показавших лучшие результаты в художественных конкурсах.

Иногда спартианское многоборье проводится как "Спартианская тропа испытаний". Участники должны пройти "спартианскую тропу": преодолеть специально созданную полосу препятствий, выполнить ряд заданий, связанных со спортом, искусством и т.д. В спартианскую тропу может быть включена и экологическая тропа.

Другой формой организации спартианского многоборья являются "спартианские" эстафеты, программа которых требует от участников не только физической подготовленности и спортивного мастерства, но и выполнения заданий, связанных с искусством или другими видами творческой деятельности (например: соревнования по бегу, при проведении которого перед спортсменами ставится задача как можно быстрее перенести перемешанные буквы из одного места в другое и расставить их так, чтобы получился правильный ответ на поставленную организаторами задачу, загадку и т.п.; эстафета, на различных этапах которой участники должны демонстрировать физическую подготовленность, спортивное или художественное мастерство, интеллект, знания в различных областях искусства, спорта, олимпизма и т.д.).

Еще одна разновидность организации спартианского многоборья - создание "спартианских станций" ("контрольных пунктов"), на которых участники могут выполнить какое-то упражнение (напр., подтягивание, бросок мячом в баскетбольное кольцо, сбивание мячом кеглей, поднимание гантелей и т.д.) или задание, связанное с искусством (например, исполнить песню, рассказать стихотворение и т.п.), продемонстрировать знания в области искусства, спорта, олимпизма и т.д. За успешное выполнение упражнения (задания) участник получает жетон. При этом опять-таки возможны два варианта: либо участник в обязательном порядке проходит все эти станции, либо он выбирает те, которые ему нравятся, и стремится набрать как можно больше жетонов. Может быть установлено контрольное время для прохождения "станций". Соревнование может проводиться как личное или как командное.

Как бы ни строилась программа спартианского многоборья важно, чтобы в ней, как и в программе Спартианских игр в целом, были сбалансированы (в равной мере представлены) соревнования и конкурсы, требующие физической и спортивной подготовки, художественного мастерства и определенных знаний. Это делается для того, чтобы исключить возможность достижения победы в спартианском многоборье (на Спартианских играх в целом) за счет одностороннего развития лишь физических качеств, спортивного или художественного мастерства, знаний.

Большой популярностью среди участников Спартианских игр пользуется агон "Орхестрика" (Искусство движения)* . В данном агоне участники соревнуются в искусстве движений, показателями которого являются: 1) гибкость, ловкость, координация движений, сила, меткость и другие физические качества и двигательные способности; 2) умение творческой и эстетической демонстрации этих качеств и способностей; 3) чувство ритма и музыки в движениях, красота и пластика "одухотворенного" движения (способность в движениях выражать чувства, переживания, вызываемые музыкой, картинами природы и т.д.); 4) искусство создания в движениях художественных образов.

Участники по заданию организаторов, а также по произвольной (выбираемой ими самими) программе выполняют акробатические и другие упражнения, танцуют под музыку, разыгрывают пантомимы или балетные сценки (прежде всего на спортивную тему) и т.д.

Соревнование обычно проводится в несколько этапов.

1-й этап. Участники демонстрируют уровень развития своей гибкости и/или других физических качеств и двигательных способностей (координации движений, силы, меткости и т.д.): а) выполняя предложенные организаторами физические упражнения; б) произвольным способом.

2-й этап. Участники показывают придуманные ими оригинальные физические упражнения (это могут быть: прыжки; броски; попадание в цель; удары; жонглирование; удержание на голове, носу и т.д. различных спортивных предметов - мяча, ракетки и т.д.; езда на велосипеде, самокате и т.д.) и/или новые, оригинальные и соответствующие эстетическим критериям способы демонстрации силы, меткости, других физических качеств: а) используя предложенные организаторами предметы (приспособления), б) используя любые другие предметы и приспособления.

Примечание. Данный этап проводится на "спартодроме". Так называется зал или площадка, приспособленные для спартианской демонстрации физических качеств и двигательных способностей (здесь размещаются различные предметы и приспособления, которые участники используют для демонстрации физических качеств, выполнения физических упражнений).

3-й этап. Участники демонстрируют чувство музыки и ритма в движениях, красоту и пластику "одухотворенного движения" (способность выражать в движениях чувства и переживания, вызванные музыкой): а) под фонограмму организаторов и выполняя их задания; б) под собственную фонограмму.

4-й этап. Участники демонстрируют способность создавать в движениях художественный образ: а) выполняя задания организаторов; б) разыгрывая заранее подготовленную пантомиму, клоунаду или балетную сценку на спортивную тему).

Данный агон может проводиться и не поэтапно, а в виде разового целостного выступления каждого участника.

Иногда к оценке двигательной культуры участников добавляется оценка их здоровья, телосложения и физической подготовленности. В своей совокупности эти показатели характеризуют физическое совершенство человека. Поэтому и само соревнование (спартианский агон) в этом случае носит название "Физическое совершенство".

Еще более широкой является программа спартианского агона под названием "Гармония" ("Культура личности"). Программа соревнований этого спартианского агона включает в себя специализированные упражнения, тесты, задания, которые позволяют оценить у каждого участника: его физическую подготовленность и двигательную культуру; психические способности - память, внимание, интеллект, точность и скорость психомоторики, эмоциональную устойчивость и др.; эстетическую и художественную культуру; творческие способности; экологическую культуру; культуру общения и т.д. В своей совокупности эти качества, способности, элементы культуры характеризуют общую культуру, разносторонность и гармоничность развития личности. Спартианский агон "Гармония" призван определить тех участников, которые имеют наибольшие достижения по этим параметрам своего духовного и физического развития.

В последнее время в программу Спартианских игр стал включаться и еще один агон - "Спартианская дуэль". Он организуется следующим образом. Каждый участник вызывает других участников на "дуэль". В этой дуэли он использует свое, заранее подготовленное спартианское "оружие": 1) задает вопросы, касающиеся спорта, олимпизма, искусства, культуры, народных обычаев, традиций, 2) демонстрирует какой-то уникальный трюк, связанный с искусством или спортом (это может быть, например: игра на необычных музыкальных инструментах или необычным способом; необычный способ рисования, письма; уникальная способность к счету, запоминанию; оригинальный фокус, прыжок, бросок и т.д.) и 3) предлагает придуманное им оригинальное соревнование (лимит времени на проведение данного соревнования уточняется организаторами)

Другие участники должны попытаться ответить на заданные им вопросы, повторить демонстрируемый трюк и выиграть предложенное соревнование (в нем может выступить любой участник; при наличии нескольких желающих соперник участника, предложившего соревнование, определяется по жребию).

Возможен и другой вариант организации этого агона. Каждый участник поочередно вызывает других участников на "дуэль" и определяет вид "оружия" дуэли. Оно должно включать в себя два соревнования, одно из которых связано со спортом, а другое - с искусством. Оговаривается лимит времени на проведение каждого соревнования. Если разные участники предлагают одно и то же соревнование, оно проводится лишь один раз (когда его предлагают впервые).

Таковы основные спартианские соревнования (агоны), которые включались и включаются в программу Спартианских игр. В будущем, безусловно, будут придуманы и новые спартианские агоны.

В зависимости от состава участников (их возраста, физической подготовленности, характера инвалидности и т.д.), продолжительности и условий проведения Игр, их уровня (районные, городские, региональные, межрегиональные, международные), целей и задач, которые ставят перед собой организаторы Игр, и т.д. они могут проводиться по полной (с включением всех указанных выше спартианских агонов) или по сокращенной программе. Программа Игр может включать личные и командные или только личные (командные) соревнования. Так например, на Спартианских играх, участниками которых являются родители со своими детьми-инвалидами, основное внимание обычно уделяется организации командных, а не личных соревнований, хотя может быть предусмотрено поощрение (за те или иные достижения) и отдельных участников.

Cистема

определения лауреатов Спартианских игр

Первоначально при организации и проведении Спартианских игр определялись победители отдельных соревнований (конкурсов) и Игр в целом.

Победители отдельных соревнований и конкурсов определялись традиционным способом: учитывались результаты участников, выраженные в сантиметрах, секундах, баллах и т.п.

Для определения победителей Игр использовалась система, основанная на подсчете суммы мест, занятых каждым участником (командой) в различных соревнованиях и конкурсах, или тех баллов, которые начисляются за эти места.

Такая "жесткая" система в ограниченных пределах может использоваться на Спартианских играх. Однако она может приводить к необъективной оценке, поскольку не учитывает разницы между победой в соревновании с небольшим числом участников и победой в соревновании, где много участников, а также между победой с очень высоким результатом и победой с посредственным (или даже низким) результатом. Избежать необъективности можно двумя путями: 1) обеспечить выступление всех участников во всех проводимых на Играх соревнованиях и конкурсах; 2) ввести в каждом соревновании (конкурсе) нормы, при достижении и превышении которых участникам начисляются определенные баллы.

Однако иногда это трудно сделать, особенно для Игр с участием инвалидов. А кроме того даже при такой коррекции указанной выше системы оценок сохраняется ее весьма существенный недостаток - она слишком разъединяет участников, противопоставляет победителей и проигравших, формирует желание победить любой ценой. Это не соответствует "идеологии" Спартианских игр, которые призваны изменить традиционную ориентацию участников соревнований (демонстрация превосходства над противником, победа над ним и получение связанных с этой победой ценных призов, наград, других материальных благ) на более гуманную - преодоление самого себя, разностороннее проявление способностей, творчество, рыцарское поведение, красота действий и поступков и т.д. К этому призывает и девиз Спартианских игр: "Красота действий и поступков дороже успеха!" На этих Играх ставится также задача создать такие условия, чтобы среди участников не было "обиженных", чтобы каждый из них мог проявить свои способности и почувствовать себя "победителем".

Поэтому организаторы Спартианских игр по рекомендации проф. В.И.Столярова стали использовать указанную систему для подведения лишь предварительных итогов. При окончательном подведении итогов, выявлении отдельных участников и команд, заслуживающих поощрения, учитывались лишь существенные (значительные) различия в их результатах (баллах, очках, секундах, сантиметрах и т.д.), используя для оценки результатов участников небольшое число (3-4) качественных оценок. При этом рекомендовалось избегать ярко выраженных негативных оценок (например, 0, 1, 2 балла в 5-ти или 10-ти балльной системе) и использовать такие оценки, в каждой из которых отмечаются определенные достижения - например, "высшая", "высокая" и "не очень высокая " (оценка "высокая" уступает "высшей", но фиксирует существенные достижения; "не очень высокая" в отличие от "неудовлетворительная" также отмечает определенные успехи). Использование небольшого числа оценок при окончательном подведении итогов позволяло сократить и различие в местах, занимаемых участниками (при указанной системе оценок они могут быть только на 1-м, 2-м или 3-м месте).

На основе дальнейшего совершенствования этой системы автором проекта "СпАрт" была разработана новая система оценки и поощрения участников Игр, которая базируется на следующих основных положениях (принципах).

1. Результат участника соревнований имеет важное значение. Но еще более важным является его поведение: "Красота действий и поступков дороже успеха!".

2. На Играх должны поощряться достижения (успехи) участников, но не должно быть обиженных, униженных, оскорбленных [ср. Lenk, 1970].

В связи с этим необходимо: а) выявлять и поощрять самые разнообразные (но соответствующие критериям духовности, нравственности и красоты) достижения участников Игр, связанные с их поведением, физической подготовленностью, спортивным и художественным мастерством, творчеством, юмором, знаниями, красотой телосложения и т.д., с их успехами в том или ином виде творческой деятельности, в каком-то отдельном соревновании, конкурсе и т.д., чтобы как можно больше участников могли почувствовать себя "победителями"; б) учитывать лишь существенные различия в результатах, использовать небольшое число качественных оценок и тем самым сокрашать число промежуточных звеньев между первым и последующими местами участников соревнования; в) добиваться порицания, осуждения и наказания участников за любые действия, наносящие вред их здоровью, чести и достоинству, за любые проявления грубости, насилия, агрессивности, национализма, за стремление победить любой ценой и т.д.

3. Основная цель Спартианских игр - содействовать формированию и развитию таких гуманистических качеств человеческой личности, как духовность, нравственность, красота, разностороннее и гармоничное развитие.

Поэтому наиболее престижные награды на Играх должны получать те участники, кто демонстрирует красоту действий и поступков, добивается успеха в различных видах творческой деятельности, которые требуют проявления разнообразных духовных и физических способностей, знаний, культуры во всех ее проявлениях - нравственной, эстетической, художественной, физической, коммуникационной, экологической и т.д.

С учетом этих принципов выявление участников Игр, заслуживающих определенного поощрения и наград, осуществляется в несколько этапов.

Первый этап. Сначала оцениваются выступления участников в отдельных соревнованиях и конкурсах, включенных в программу агонов. Для этой цели используется небольшое число качественных оценок, например, "наивысшая", "очень высокая", "высокая" и "низкая". Вместо словесных оценок могут быть использованы заменяющие их цветные карточки или карточки с какими-то символами, рисунками (например, с изображением букета, ягодки, цветочка или колючки). Оценкам может быть придан некоторый юмористический оттенок (например, оценка "наивысшая" заменяется на "Высший класс!", "очень высокая" - на "Высокий класс!", "высокая" - на "Класс!" и "низкая" - на "Фу!") и т.д.

Критерии для выставления оценок. Прежде всего учитывается поведение участников. Учет духовно-нравственных и эстетических аспектов поведения участников (команд или отдельных лиц) при оценке их выступления в соревнованиях (конкурсах) и определении победителей - одна из наиболее важных особенностей Спартианских игр.

Поведение участника может быть оценено как позитивное (спартианское) или как негативное (не-спартианское). Та или другая оценка дается с учетом указанных ниже принципов "Спарт плэй" ("играть и соревноваться по-спартиански"), в основе которых лежат идеалы и ценности гуманизма.

Принципы "Спарт плэй" ("Играть и соревноваться по-спартиански"):

- Играть с хорошим настроением, весело, во всех своих поступках придерживаться спартианского девиза: "Быть Добру!" и не терять чувство юмора.

- Полностью выкладываться в соревновании, проявлять мужество, волю, настойчивость, стремясь показать максимально высокий для себя результат.

- Добиваться его не для того, чтобы завоевать приз, награду, другие почести, одержать победу над противником, а прежде всего для того, чтобы преодолеть самого себя.

- Ориентируясь на девиз Спартианских игр: "Красота действий и поступков дороже успеха!", действовать по законам красоты и благородства, даже если это не позволяет одержать победу.

- Уважительно относиться к соперникам (независимо от того, являются они победителями или побежденными), к судьям и другим официальным лицам, к зрителям.

- Оставаться скромным после победы, не подчеркивать своего превосходства над соперниками, достойно переносить поражение.

В соответствии с этими принципами основаниями для позитивной оценки поведения являются:

  • воля, мужество, упорство, полная отдача сил в соревновании;
  • благородные поступки;
  • доброжелательное и уважительное отношение: к соперникам (приветствие; поздравление с хорошим выступлением, высоким результатом, победой и т.п.; отказ от грубой игры; принятие победы или поражения без насмешек над противником и т.д.); к судьям и другим официальным лицам; к зрителям;
  • точное соблюдение правил игры даже в сложных ситуациях;
  • беспрекословное выполнение даже неприятных судейских решений;
  • скромность после победы (не подчеркивание своего превосходства, критическое отношение к своему выступлению, признание ошибок) и сохранение достоинства после поражения;
  • красота, элегантность, эстетика в действиях, одежде и т.д.;
  • яркое проявление творчества и юмора, удовлетворяющее требованиям эстетики;
  • бережное отношение к окружающей среде, природе, инвентарю;
  • не только личная демонстрация высокой нравственности, эстетической и экологической культуры, но и активное побуждение к этому других.

Основания для негативной оценки поведения:

  • безнравственные поступки;
  • пассивность, безволие;
  • шум, разговоры, выкрики и т.п., мешающие выступлению соперников, и тем более грубость, насмешки, оскорбительные выражения и т.п. по отношению к ним, а также к судьям и другим официальным лицам, к зрителям;
  • чрезмерное выражение радости по поводу победы над соперниками, оскорбительное для них, или утрата достоинства после поражения;
  • отсутствие красоты, элегантности, эстетики, творчества в действиях, поступках, неряшливость в одежде и т.п.;
  • грубый, пошлый, безнравственный юмор;
  • нанесение вреда окружающей среде, природе, инвентарю;
  • чрезмерная демонстрация интереса к призам и наградам;
  • провоцирование других участников или зрителей на поступки, противоречащие принципам спартианского поведения.

Примечание. При незначительном нарушении спартианских принципов игры и соревнования поведению участника может быть дана позитивная оценка. Но ему делается замечание. Наличие нескольких таких замечаний может служить основанием для негативной оценки.

Участнику, поведение которого оценивается негативно, выставляется оценка "низкая" - независимо от показанного им результата.

Каким образом выставляется оценка другим участникам, поведение которых оценено позитивно?

Прежде всего результат, показанный каждым таким участником, сравнивается, сопоставляется с общепризнанными нормами, образцами результатов в том виде деятельности (беге, плавании, рисовании, пении, игре на музыкальных инструментах, пантомиме и т.п.), который лежит в основе проводимого соревнования, с результатами других участников соревнования, а также (если есть возможность) с тем наивысшим результатом, который сам участник показывал ранее, и с задачей, поставленной организаторами соревнования. Учитывается степень превышения ("очень большое, значительное", "большое, значительное", "не очень большое") участником в данном соревновании (конкурсе) нормы, результатов других лиц или того наивысшего результата, который он сам показывал ранее, а также успешность выполнения им указанной задачи.

При выставлении участникам той или иной оценки обязательно принимается во внимание их возраст, пол, наличие и характер инвалидности, а также уровень подготовленности. Например, на Играх, участники которых слабо подготовлены к соревнованиям и конкурсам программы, при выставлении оценок основное внимание обращается на сопоставление, сравнение результатов разных участников, и сами оценки носят не абсолютный, а относительный характер (например, оценка "наивысшая", выставленная участнику, не означает, что показанный им результат является максимально высоким. Такая оценка выставлена потому, что его выступление относится к числу самых лучших по сравнению с другими участниками).

При проведении спортивных соревнований организаторы до начала соревнований уточняют, какие результаты, показанные участниками в этих соревнованиях и выраженные в сантиметрах, секундах и т.д., будут оцениваться указанными выше оценками.

В художественных (творческих) конкурсах при выставлении указанных оценок помимо мастерства учитывается изобретательность, творчество, фантазия, юмор, эстетика, зрелищность выступлений участников и т.п. К проявлению этих качеств их призывает и лозунг Игр: "Больше творчества, юмора и красоты, соревнуясь в спорте и искусстве!"

В зависимости от особенностей соревнований и конкурсов, включаемых в программу агона, параметры и критерии оценки конкретизируются.

Так например, в агоне "Спартианская визитка" у каждого участника оцениваются:

1) художественная сторона его "спартианской визитной карточки" - идейное содержание (соответствие гуманистическим идеалам и ценностям) и художественное оформление приветствия, атрибутики, костюмов, композиции, стенда, а также творчество, фантазия, изобретательность, юмор, проявленные в ходе выступления и в оформлении стенда;

2) спортивная сторона "спартианской визитки" участника - уровень его физической подготовленности и спортивного мастерства, проявленные в ходе выступления.

В "Спартианском многоборье" отдельно оцениваются все соревнования и конкурсы, связанные со спортом, туризмом, искусством, наукой, техническим творчеством и т.д., включенные в программу агона. При оценке выступления участников в спортивных соревнованиях учитываются показанные ими результаты, выраженные в сантиметрах, секундах и т.д. В художественных (творческих) конкурсах помимо мастерства учитывается изобретательность, творчество, фантазия, юмор, эстетика, зрелищность выступлений участников и т.п. Поощряется спортивная тематика выступления, связь с народной (национальной) культурой.

В агоне "Гармония" ("Культура личности") у каждого участника оценивается: его физическая подготовленность и двигательная культура; психические способности - память, внимание, интеллект, точность и скорость психомоторики, эмоциональная устойчивость и др.; эстетическая и художественная культура; творческие способности; экологическая культура; культура общения и т.д.

В выступлениях участников агона "Орхестрика" оцениваются: 1) уровень развития гибкости, ловкости, координации движений и других физических качеств и двигательных способностей (при этом учитывается успешность выполнения задания организаторов и сложность выполняемых упражнений); 2) оригинальность демонстрируемых физических упражнений и способов демонстрации силы, меткости, других физических качеств; 3) чувство музыки и ритма в движениях, красота и пластика "одухотворенного движения" (способность в движениях выражать чувства, переживания, вызываемые музыкой); 4) способность создавать в движениях художественный образ. Поощряется: изобретательность, творчество, фантазия, юмор, эстетика, зрелищность выступлений участников и т.п.

В агоне "Спартианская дуэль" отдельно оцениваются: 1) задаваемые вопросы и ответы на них (при этом учитывается характер задаваемых вопросов - их оригинальность, юмор и т.п. - и правильность ответов на них); 2) демонстрация уникальных трюков (учитывается их уникальность, а также мастерство, творчество, фантазия, юмор, эстетика, зрелищность выступления исполнителя); 3) соревнование (учитывается творчество, фантазия, эстетика, юмор, проявленные при выборе соревнования, а также его результат).

Второй этап. С учетом оценок, полученных участниками за выступление в различных соревнованиях и конкурсах, выполнение различных тестов, включенных в программу того или иного агона, оценивается (с использованием указанных выше оценок) спортивная и художественная стороны их выступления, различные параметры их духовного и физического развития, а на основе этого - в целом их выступление в этом агоне. При этом определяются:

а) спартионики - участники, которые за все свои выступления в соревнованиях и конкурсах агона имеют высокие оценки и которые, следовательно, в честном и благородном соперничестве с друзьями продемонстрировали спартианское поведение, а также способности в области спорта и искусства, гармонию духовного и физического развития;

б) призеры агона: золотые - получившие за свое выступление в агоне оценку "наивысшая", серебряные - получившие оценку "очень высокая", и бронзовые - получившие оценку "высокая".

Примечание. Возможен более "мягкий" вариант: участники, у которых большинство оценок - "наивысшая", а другие оценки - не ниже "очень высокая", объявляются золотыми призерами, имеющие оценки не ниже "очень высокая" - серебряными, остальные - бронзовыми.

Если программа Игр предусматривает выступление каждого участника лишь в одном агоне, призеры агонов становятся и призерами Игр в целом. Если же программа Игр предусматривает возможность выступления участника во многих агонах, при определении призеров Игр учитываются (на основе тех же принципов, что и при определении призеров агона) те итоговые оценки, которые выставлены участнику за выступление в каждом агоне.

Третий этап. Кроме определения призеров отдельных соревнований и конкурсов, а также спартианских агонов и Игр в целом, выявляются и поощряются достижения участников (с учетом их выступлений в различных соревнованиях, конкурсах, агонах) по таким показателям, как творчество, юмор, активность, физическая культура, спортивное мастерство, эстетическая культура, знания, внешний вид, симпатии зрителей и др.

Особенно важное значение на Спартианских играх придается поведению участников. Основной девиз этих Игр гласит: "Красота действий и поступков дороже успеха!" В связи с этим не только при оценке выступления участников, как уже отмечалось, учитывается их поведение, но проводится и специальный конкурс спартианского поведения. В ходе данного конкурса определяются те участники, их руководители и зрители, которые показывают образцы спартианского поведения на Играх. При этом используются указанные выше принципы "Спарт плэй" и показатели для позитивной (высокой) или негативной (низкой) оценки поведения участников, руководителей и зрителей.

Для проведения конкурса создается специальное жюри, которое на протяжении всех Игр оценивает только поведение (а не результаты) участников. Учитывается также мнение самих участников и зрителей. Для этого, в частности, используются "жетоны симпатии или антипатии", которые участники (зрители) передают в жюри после каждого соревнования, отмечая в них тех участников, поведение которых вызвало у них восхищение или, напротив, возмущение.

Участники, их руководители и зрители - победители данного конкурса награждаются Знаком Спартианской Доблести ("За благородство и возвышенность души, спартианское поведение в соревнованиях"). Команде-победительнице конкурса вручается Спартианский кубок (кубок спартианского поведения).

Указанная выше система определения и поощрения победителей на Спартианских играх (отдельные элементы этой системы уже прошли практическую проверку) не только стимулирует высоконравственное поведение участников Игр, но вместе с тем создает условия для того, чтобы практически каждый из них получил определенную награду, причем, не просто за участие в Играх, а за какие-то свои достижения.

Для повышения объективности в тех случаях, когда дается субъективная оценка результата выступления участников, их поведения и т.д., учитывается мнение не только жюри (в его состав включаются как взрослые, так и дети), но также зрителей и самих участников (для этого используются специальные жетоны, карточки и т.д.).

Среди участников Игр проводится также спартианский конкурс на самую точную и беспристрастную оценку. Конкурс организуется следующим образом. После каждого соревнования участники (команды или отдельные лица) оценивают выступления других участников, а также свое собственное выступление, используя одну из следующих оценок: "очень высокое достижение", "высокое достижение", "небольшое достижение", "нет достижения". В случае совпадения оценки участника с оценкой жюри он получает 2 балла, если его оценка расходится с оценкой жюри на один пункт - 1 балл, а если на два пункта - О. Баллы, полученные участником, суммируются и учитываются при определении победителей конкурса.

При организации и проведении Спартианских игр используются и другие акции, чтобы не разжигать у участников желание победить, получить призы любой ценой, зависть к победителям, да и вообще изменить их ориентацию с внешних ценностей (демонстрация превосходства над противником, победа над ним и получение связанных с этой победой ценных призов, наград, других материальных благ и т.п.) на внутренние, духовно-нравственные и эстетические - преодоление самого себя, разностороннее проявление способностей, демонстрация рыцарского поведения, воли и мужества, красоты действий и поступков, творчества, юмора и т.д.

Так например, в рамках спартианской увертюры (процедуры открытия Игр) участникам напоминают и разъясняют принципы "Спарт плэй" (спартианского поведения на Играх), а также другие положения Спартианского Кодекса. Все участники произносят "спартианскую клятву": "Мы, участники Спартианских игр, торжественно обещаем, что на протяжении всех Игр независимо от успеха или неудачи будем строго соблюдать принципы "Спарт плэй", играть и соревноваться по-спартиански!"

Для рассмотрения всех спорных вопросов на Играх из числа участников создается Спартианский суд чести.

В системе поощрения участников Игр - как отдельных лиц, так и команд - важное (а иногда и главное) значение придается превышению ими своих прежних результатов, а не результатов других участников или каких-то норм.

Организаторы Игр стремятся к тому, чтобы не было существенного различия в материальной ценности призов, вручаемых победителям и тем, кто занял последующие места в соревновании, и чтобы вообще награды имели здесь в большей степени символическое значение, а не материальную ценность. Один из вариантов решения этой проблемы - использование лотереи для распределения призов; место, занятое в соревнованиях на Играх, определяет лишь количество билетов этой лотереи.

При проведении командных соревнований организуются соревнования команд, каждая из которых является "смешанной" (включает в себя представителей различных клубов, городов, регионов, учебных заведений, наций и т.д.), а также так называемые "кооперативные игры" - спортивные соревнования, при проведении которых учитываются достижения не отдельных участников или команд, соревнующихся друг с другом, а всех участников, объединенных в единую команду [см. Blumenthal, 1987; Deacove, 1981].

Иногда используется и такой вариант организации Игр, когда после каждого этапа соревнований (за исключением последнего) участнику предоставляется право перейти из своей команды в другую, которая занимает более низкое место, с целью оказать ей помощь. Причем, такие рыцарские поступки поощряются.

Организаторы Игр всемерно содействуют также активному участию зрителей в Играх - не только в качестве "экспертов", судей, но - при желании - и непосредственно в качестве участников.

Сочетание соревнований

с не-соревновательными играми.

Важная особенность Спартианских игр состоит и в том, что помимо обычных соревновательных игр, основанных на таких принципах как выявление среди участников победителей и побежденных, соперничество, конкуренция, превосходство, максимальная результативность, измерение и сравнимость результатов и т.д., в их программу включаются и такие игры, в которых отсутствует разделение участников на победителей и побежденных, основной акцент смещается с результата на сам процесс игры, придумывание игр, юмор, творчество и т.д.

К числу таких не-соревновательных игр относятся, например, так называемые "новые игры", получившие в последние десятилетия широкое распространение в США, Канаде, Германии и других странах. Для обозначения этих игр иногда используют другие термины: "творческие игры", "игры доверия", "кооперативные игры", "игры сотрудничества" и др. [см. Blumenthal, 1987; Deacove, 1981; Mitterbauer, Kornexl, 1988; Orlick, 1978; The New Games Book..., 1976].

Эти игры строятся на следующих основных принципах:

а) отсутствие победителей и побежденных;

б) не конкуренция, а сотрудничество участников: они помогают друг другу в достижении общей цели (например, перед командами, играющими в волейбол, ставится задача как можно дольше продержать мяч в воздухе, для группы участников ставится задача: пересечь зал, используя как можно меньше ног или сделав как можно меньше шагов и т.д. - см. Daublebsky, 1977);

в) все участники должны получать удовольствие от игры, вместе веселиться, а не смеяться над теми, кто проигрывает, как это имеет место в обычной соревновательной игре;

г) ни один участник не может быть исключен из игры;

д) в игре могут принять участие все желающие независимо от возраста, подготовки, состояния здоровья (инвалидности) и т.д.;

е) каждый участник всегда уверен в том, что другие участники не нанесут ему повреждений, предохранят от них, помогут ему, обеспечат его безопасность.

В "новых играх" - в отличие от обычных спортивных соревнований -, как правило, совместно и на равных участвуют люди разного возраста, пола, физического состояния и т.д., а кроме того любой зритель может стать игроком, и каждый игрок по собственной инициативе может задавать тон игре, изменять ее характер, т.е. выступать в функции руководителя игры. Здесь всемерно поощряется рыцарское поведение, красота действий и поступков, взаимопомощь, творчество, фантазия, юмор. Как показывает практика, наиболее интересным моментом в организации "новых игр" является их придумывание. Для этого существует определенная методика [см. The New Games Book, 1976].

Все это ориентирует участников "новых игр" на сотрудничество, а не на конкуренцию, на борьбу с собой, а не с соперником, исключает проявления агрессивности и насилия.

Ниже для иллюстрации приводятся некоторые не-соревновательные игры, которые проводятся с участниками Спартианских игр.

Необычный волейбол. Перед игроками обеих команд ставится задача продержать мяч в воздухе как можно дольше.

Большой мяч. Все игроки пытаются как можно выше подбросить вверх огромный мяч (диаметром до 2 м.), не давая ему упасть на землю.

Необычные прыжки. Все игроки образуют круг, положив свою левую руку на плечо впереди стоящего партнера и взяв правой рукой правую ногу того, кто стоит сзади; после этого все пытаются совместно прыгать по кругу на своей левой ноге.

Музыкальные стулья. Широко известна традиционная соревновательная игра под таким названием. Игроки сидят на стульях, которые образуют круг, Когда начинает играть музыка, игроки встают и передвигаются вокруг стульев, Когда музыка перестает играть, каждый игрок старается сесть на стул, Одному из них стула не хватает, поскольку во время музыки его убирают, Игрок, которому не удалось сесть на стул, исключается из игры. Она продолжается до тех пор, пока не останется один игрок, который и провозглашается победителем.

В отличие от традиционной игры в "новой игре" под указанным названием при прекращении музыки игроки должны сесть или на стул или на колени другому игроку, и игра продолжается до тех пор, пока не будут убраны все стулья за исключением одного, и все игроки будут сидеть на одном стуле.

Обмен палкой. Два игрока занимают позицию: на коленях и лицом друг к другу. Один игрок размещает палку на правом плече, а другой кладет второй конец палки на свое левое плечо. Не используя своих рук, они должны попытаться помочь друг другу двигать палку в направлении другого плеча, постепенно перемещая ее к средней позиции. После достижения средней позиции они должны попытаться изменить направление движения и вернуть палку в первоначальное положение. Если игрок использует руки или палка падает с плеча любого из игроков, они должны начать снова с исходной позиции.

Слепой полет. Группа игроков встает друг за другом и одевает на голову бумажные пакеты. Еще один игрок (ведущий) устанавливает 4 кегли и обучает группу трем командам: а) натяжение веревки вправо - значит, колонна должна повернуть за первым игроком вправо; б) натяжение веревки влево - значит, движение колонны за первым игроком влево; в) натяжение обеих концов веревки справа и слева означает необходимость движения колонны прямо вперед. Ведущий пытается подвести колонну к первой кегли. Когда первый игрок дотрагивается до нее, он ставит кеглю на другое место и заменяет ведущего. Прежний ведущий одевает бумажный пакет на голову, встает сзади группы в качестве последнего игрока в колонне, а второй игрок теперь становится первым. Группа продолжает играть, игроки опять меняются местами. Таким образом игра продолжается до последнего игрока.

Катание. Участники садятся на пол, образуя тесный круг так, чтобы касаться соседей с каждой стороны. Затем берется мяч (футбольный, баскетбольный и т.п.) или глобус и кладется на колено одного из игроков. Цель игры - перекатить мяч по кругу, с колена на колено, но без использования рук. У каждого игрока есть возможность изменения направления движения. В течение игры один раз он может сказать: "в обратную сторону". После этих слов мяч надо катить в обратном направлении.

Существует много вариантов разнообразить эту игру. Например, можно добавить сигналы: "стоп". "медленно" и др.

Летучий голландец. В игре участвуют 10 человек. Все берутся за руки по кругу, кроме двух человек. Эти двое - "затерявшийся в море корабль". Взяв друг друга за руки, они ходят вокруг круга в поисках "порта". Когда они находят подходящее место, расцепляют руки двух участников, стоящих в круге в этом месте и продолжают "плыть" вокруг круга. Два игрока, чьи руки были расцеплены, должны, взявшись за руки, побежать с внешней стороны круга в противоположную сторону и постараться возвратиться в "порт" до "летучего голландца". Та пара, которая первой достигнет "порта", встает в круг. Двум другим партнерам приходится вновь искать пристанища. Для разнообразия можно договориться, что во время "плавания" нужно скакать на одной ноге или прыгать, бежать спиной вперед, нести партнера на спине, бежать к "порту", закрыв глаза и т.д.

Плетеная сеть. Сначала игроки образуют широкий круг, держась руками за скакалки, которые соединяют их друг с другом. Из этого круга игроки должны образовать как можно более запутанную сеть, меняясь местами, перешагивая через скакалку и т.д. и не выпуская концы скакалок из рук. Цель игры состоит в том, чтобы потом попытаться распутать сеть, не выпуская скакалок из рук. Эту игру можно проводить и без скакалок. Сначала игроки, закрыв глаза, образуют запутанную сеть (своеобразный "гордиев узел"), а затем, открыв глаза, пытаются распутать его, не распуская рук.

Вампир и его жертвы. Игроки с закрытыми глазами передвигаются по кругу (во избежание травм они держат руки перед собой). Один игрок считается "вампиром". Он ищет свои "жертвы". Игроки могут облегчать вампиру поиски, издавая какие-то звуки. При соприкосновении с другим игроком вампир громко произносит слово "вампир" (или какой-то другой условленный звук). Игрок становится вампиром и тоже идет искать свои жертвы. Эта игра может длиться до бесконечности, так как если вампиры схватывают друг друга, они вновь превращаются в обычных игроков.

Аура. Партнеры стоят лицом друг к другу (если участников много, они могут образовать круг) и вытягивают руки вперед, пока их ладони не коснутся друг друга. Затем они закрывают глаза, опускают руки и поворачиваются вокруг себя три раза. Не открывая глаз, партнеры пытаются восстановить контакт ладоней одной или обеими руками [см. The New Games Book, 1976].

"Игры без побежденных" чаще всего проводятся в промежутках между различными соревнованиями и конкурсами, чтобы объединить, сблизить участников Игр. К участию в них привлекаются не только зрители, но также судьи и т.д.

Равные шансы для всех

в единой Спартианской семье.

Организаторы Спартианских игр стремятся создать условия для совместного и равноправного участия в них людей разного возраста, пола, физического состояния и т.д. с тем, чтобы объединить их в единую "Спартианскую семью". Яркой иллюстрацией такого подхода к подбору участников Спартианских игр могут служить Игры команд, в состав каждой из которых входят родители со своими детьми-инвалидами, а также дети-сироты - воспитанники детских домов и школ-интернатов.

Особенно важное значение при организации Спартианских игр придается тому, чтобы на этих Играх лица с ограниченными физическими или интеллектуальными возможностями (инвалиды) могли совместно с другими участвовать в соревнованиях и самое главное на равных соревноваться с ними. Равноправное участие инвалидов вместе с другими лицами - одна из важнейших отличительных особенностей Спартианских игр.

Большое внимание на Спартианских играх уделяется и тому, чтобы объединить лиц различных национальностей, регионов и т.д., не давать никакого повода для возникновения каких-либо "трений", вражды между ними. Именно поэтому, как уже отмечалось, при комплектовании команд организаторы стремятся создавать "смешанные" команды, включая в каждую из них представителей различных наций, регионов и т.д.

Таковы основные особенности Спартианских игр как новой модели Игр, имеющей ярко выраженную гуманистическую направленность.

Помимо игр, соревнований и конкурсов программа Спартианских игр, как правило, включает в себя и другие акции, содействующие реализации их целей и задач: встречи участников с известными спортсменами, олимпийцами, деятелями науки, искусства, культуры, изобретателями, политиками и т.д.; концерты, экскурсии, демонстрации фильмов (в том числе о спорте и спортсменах); семинары для организаторов Спартианских игр, руководителей Спартианских клубов и т.д.; выставки художественной литературы, а также литературы о здоровом образе жизни, физической культуре, спорте и т.д.; дискуссии по проблемам спорта и искусства и т.д.

До начала основных соревнований и конкурсов, включенных в программу Игр, иногда организуются "спартианские испытания" (для этой цели обычно используется, например, спартианское многоборье в таких указанных выше формах, как "спартианская тропа испытаний", "спартианские станции" и т.п.). К участию в Играх допускаются те, кто выдержал эти испытания.

Важное место в программе Игр занимает спартианская увертюра - процедура их открытия. Она включает в себя: подъем флага Игр; различные игры, забавы, танцы, в ходе которых участники знакомятся друг с другом, а также с обычаями, традициями, искусством, спортом различных наций и народов; разминку участников перед соревнованиями и их настрой на спартианское (соответствующее критериям духовности, нравственности и красоты) поведение в этих соревнованиях в соответствии с девизом Игр: "Красота действий и поступков дороже успеха!" и т.д.

Завершает Игры спартианский финал - церемония награждения победителей и закрытия Игр.

Спартианские игры позволяют организовать активный творческий отдых детей, их общение друг с другом и с родителями, а также приобщают их к увлекательному миру физической культуры, спорта, искусства и других творческих видов деятельности.

Они дают возможность детям попробовать свои силы и способности в различных видах творческой деятельности, содействуют их разностороннему и гармоничному развитию. Вместе с тем они позволяют педагогам определить "плюсы" и "минусы" каждого ребенка, ту сферу деятельности, которая ему больше всего нравится и в которой он в будущем сможет с наибольшей отдачей проявить свои способности, наметить программу совершенствования ребенка в этой деятельности.

Программа Игр позволяет организовать общение, совместные игры и равноправное соревнование детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) и тех, кто не имеет таких ограничений, содействуя социальной реабилитации и интеграции детей-инвалидов.

Выше были охарактеризованы общие черты и особенности Спартианских игр. Разумеется, они могут иметь определенную специфику в зависимости от состава участников (их возраста, физического состояния и т.д.), условий, продолжительности Игр и т.д.

Большую популярность имеют, например, Спартианские игры, основными участниками которых являются родители со своими детьми-инвалидами. Для этих Игр характерны такие особенности:

- проведение Игр на базе санаториев, домов отдыха, постоянно действующих круглогодичных (или летних) спартианских лагерей, центров и т.д., где участникам Игр может оказываться систематическая и квалифицированная медицинская помощь и тем самым обеспечивается комплексное, а не только социально-педагогическое, игровое, воздействие на них;

- организация в основном командных, а не личных соревнований, хотя и поощряются (за те или иные достижения) отдельные участники;

- значительно большее (по сравнению с другими Спартианскими играми) использование "кооперативных игр" - спортивных соревнований, при проведении которых учитываются достижения не отдельных участников или команд, соревнующихся друг с другом, а всех участников, объединенных в единую команду, а также "новых игр", в которых вообще нет победителей и побежденных, поощряется сотрудничество, юмор и т.д.;

- главный акцент в системе поощрения участников Игр на превышение ими своих прежних результатов, а не результатов других участников или каких-то норм.

Определенные особенности Спартианские игры приобретают и при проведении их среди дошкольников. Для эффективного использования Спартианских игр в работе с дошкольниками программа предусматривает определенную модификацию этих Игр, их адаптацию к особенностям физического и психического состояния детей дошкольного возраста.

Основными направлениями этой модификации и адаптации являются следующие:

- организация и проведение Спартианских игр на сюжетной основе;

- обязательное сочетание соревновательных игр с несоревновательными, в которых нет победителей и побежденных, поощряется сотрудничество, юмор и т.д.;

- главный акцент в системе поощрения детей-участников Игр на превышение ими своих прежних результатов, а не результатов других участников или каких-то норм;

- использование народных игр, забав, развлечений, художественных конкурсов, которые связаны с национальными и народными культурными традициями, обычаями [см. Родом из России..., 1994];

- включение в программу так называемых "кооперативных игр" - спортивных соревнований, при проведении которых учитываются достижения не отдельных участников или команд, соревнующихся друг с другом, а всех участников, объединенных в единую команду [см. Blumenthal, 1987; Deacove, 1981];

- адаптация всех физических упражнений, а также правил, инвентаря и т.д. традиционных спортивных игр и соревнований, включаемых в программу Игр, к особенностям детей дошкольного возраста;

- отсутствие существенного различия в материальной ценности призов, вручаемых победителям, и тем, кто занял последующие места в соревновании.

Второй блок средств и методов, предусматриваемых программой, связан с подготовкой детей к Спартианским играм.

2.2. ПОДГОТОВКА К СПАРТИАНСКИМ ИГРАМ

Этим Играм должна предшествовать большая подготовительная работа с детьми, направленная на формирование у них тех знаний и умений, связанных с физической культурой, спортом, искусством и т.д., которые необходимы для успешного выступления в различных соревнованиях и конкурсах, включенных в программу Игр. Предусматривается активное участие в этой подготовке и родителей, их помощь в физическом и духовном совершенствовании детей.

В ходе этой подготовки особенно важно сформировать у детей интерес к миру физической культуры, спорта и искусства, а также ориентацию на поведение, соответствующее гуманистическим принципам.

Решая эту задачу, нужно учитывать, что детям этого возраста для успешной социализации, освоения социального опыта, социально-культурных норм и правил, необходим наглядный и понятный им образец поведения.

В качестве такого образца, на который дети могли бы ориентироваться в ходе подготовки к Играм (да и на самих Играх), программа предлагает создать у них игровой, вымышленный образ симпатичного для них человечка: сильного, здорового (никогда не болеющего), веселого, умеющего отлично играть в футбол, волейбол, теннис и другие спортивные игры, красиво танцевать, петь, рисовать, ответить на любые вопросы и т.д. Предлагается имя этого детского героя - "Спартиашка" и его художественный образ в виде рисунка (разумеется, возможны и иные варианты). Детям необходимо разъяснить, что всеми указанными качествами Спартиашка обладает потому, что он активно и регулярно занимается физкультурой, спортом, искусством, много читает и т.д.

Особое внимание должно быть обращено на "спартианское" поведение Спартиашки в играх и соревнованиях: он никогда не пасует перед трудностями, действует активно, настойчиво, мужественно, уважительно (без насмешек) относится к соперникам, никогда не хвастается своими победами, достойно переносит поражение и т.д.

Для закрепления у детей такого образа Спартиашки можно читать им стихи, петь песни о Спартиашке, рисовать его, обсуждать эти рисунки и т.д. Участникам, впервые принимающим участие в Спартианских Играх, может вручаться Свидетельство от имени Спартиашки о том, что он причисляет участника к числу своих спартианских друзей.

Создав у детей такой игровой образ Спартиашки как их идеала и убедившись (хотя бы по ответам на вопросы: "Вам нравится Спартиашка?", "Вы его любите?" и т.п.) в том, что он им нравится, симпатичен, педагоги могут побуждать детей действовать под девизом: "Я хочу быть таким, как Спартиашка!".

Важно, чтобы педагоги совместно с родителями разработали для каждого ребенка индивидуальную программу его личностного развития, укрепления здоровья, совершенствования двигательных способностей, психических качеств, умений в области спорта и искусства, расширения и углубления знаний и т.д.

Чтобы фиксировать, отмечать достижения ребенка в реализации этой программы можно использовать Спартианский паспорт. Такой паспорт вручается детям, готовящимся к Играм и участвующим в них.

Завершая характеристику основных направлений, форм и методов работы с дошкольниками на основе "спартианской" программы, подчеркнем необходимость и целесообразность их сочетания с другими направлениями, средствами и методами этой работы, которые имеют своей целью:

  • развитие интеллекта и других личностных характеристик [Богуславская, Смирнова, 1991];
  • оздоровление дошкольников [Алексеева и др., 1990; Змановский, 1995];
  • формирование у них правильной осанки, физических качеств и двигательных способностей [Кравчук, Гуляйкин, 1985; Лайзане, 1987; Молостова, 1994; Осокина, 1986; Физическая культура шестилеток, 1986];
  • первоначальное обучение подвижным играм и физическим упражнениям [Усаков, 1993, 1996; Фомина, 1984; Яковлев, 1975];
  • организацию двигательной активности дошкольников, стимулирующей эстетическое восприятие мира и собственного "Я", создание собственного художественного двигательного образа [Симошина, 1996];
  • социально-педагогическую реабилитацию детей с ограниченными двигательными или интеллектуальными возможностями [Фуряева, 1996; Dichanz, 1990; Handbuch..., 1990; Hellbrugge, 1995; Miedaner, 1986; Miteinander leben, 1984] и т.д.

Большие возможности существуют для объединения работы по "спартианской" программе с работой по олимпийскому воспитанию и образованию дошкольников [Усаков, 1995], формированию их взаимоотношений в игре [Шербакова, 1984], психическому развитию [Бауэр, 1985] и т.д.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Козырева, О.В. Друзья Спартиашки : Новая игровая прогр. для дошкольников, ориентир. на единство их дух. и физ. развития: Учеб.-метод. пособие / Гуманитар. Центр "СпАрт" РГАФК. - М., 1997. - 46 с.