IV. ПЕРВЫЕ ШАГИ

IV. ПЕРВЫЕ ШАГИ

Работа по практическая реализации программы началась в 1994 г. Она концентрируется вокруг Спартианских игр дошкольников и проводится по двум основным направлениям.

Первое направление связано с отработкой различных аспектов организации и проведения этих Игр: их программы и сценариев, комплекса физических упражнений, подвижных игр, художественных (творческих) конкурсов для включения в программу, системы определения и поощрения победителей соревнований и т.д. Второе направление включает в себя широкий круг вопросов, связанных с подготовкой дошкольников к Играм.

Вся эта работа проводится прежде всего на базе физкультурно-оздоровительного дошкольного учреждения N1767 Южного административного округа г. Москвы.

Педагогическим коллективом этого учреждения под руководством авторов данной статьи разработаны различные варианты проведения Спартианских игр дошкольников. Несколько Спартианских игр на основе простейшей их модели уже проведено (сценарий таких Игр, составленный Козыревой О.В. и Андреевой Е.А, приведен ниже - см. Приложение 1). Игры анализировались и обсуждались с приглашенными специалистами г. Москвы, работающими с дошкольниками.

Играм предшествует большая подготовительная работа с детьми. Прежде всего она включает в себя диагностику их физического и психического развития, а также использование методов раннего выявления и развития индивидуальных творческих способностей ребенка [см. Бугрименко, Венгер, Политова, Сушкова, 1992]. На основе этого осуществляется необходимая коррекция физического и психического состояния детей, проводится работа по формированию у них тех знаний и умений, связанных с физической культурой, спортом, искусством и т.д., которые необходимы для успешного выступления в различных соревнованиях и конкурсах, включенных в программу Игр. Дети под руководством педагогов выполняют различные физические упражнения, участвуют в подвижных играх, учатся рисовать, петь, занимаются декоративно-прикладным творчеством и т.д.

Помимо этих традиционных форм работы с дошкольниками много внимания уделяется обучению детей позам, движениям, жестам, мимике, согласованно передающим темп, ритм, содержание и динамику музыкального сопровождения, зримых и слышимых картин, предлагаемых педагогом, т.е. выразительным, художественным движениям.

Для этих целей дети выполняют различные задания, которые перед ними ставит педагог. Эти задания включают в себя, в частности: подражание воспитателю, демонстрирующему те или иные целесообразные движения; имитация образа движений различных животных, сказочных персонажей, персонажей мультфильмов; выполнение таких движений, которые соответствуют определенному сюжету, задаваемому комментарием воспитателя, текстом или музыкальным сопровождением; разыгрывание психогимнастических этюдов; психотехнические и развивающие игры и др. [ср. Антистрессовая пластическая гимнастика..., 1996; Богуславская, Смирнова, 1991; Горбунов, 1986; Кулагина, 1993; Лэндрет, 1994; Никитин, 1994; Пахомова, 1990; Чистякова, 1990].

Делается попытка сформировать у детей наглядный и понятный для них образец, на который они могли бы ориентироваться в ходе подготовки к Играм и на самих Играх (для этого используется указанный выше игровой образ детского героя "Спартиашки"), и желание "быть таким, как Спартиашка!".

Для каждого ребенка педагоги совместно с родителями разрабатывают индивидуальную программу его личностного развития, укрепления здоровья, совершенствования двигательных способностей, психических качеств, умений в области искусства, знаний и т.д. Достижения ребенка в реализации этой программы отмечаются в его Спартианском паспорте. Такой паспорт получают все дети, готовящиеся к Играм и участвующие в них.

Работа с дошкольниками по "спартианской" программе, связанная с организацией Спартианских игр и подготовкой к ним, проводится в настоящее время и в других дошкольных учреждениях, причем, не только г. Москвы. Такие Игры были организованы, в частности, в детском комбинате N 1 р.п. Возрождение Хвалынского района Саратовской области (ниже - см. Приложение 2 - приведен сценарий этих Игр, разработанный коллективом комбината под руководством Р.Н. Горбатовой) и в детском комбинате N22 г. Красноярск-26 (активное участие в их организации и проведении принимают Н.А. Астафьева, Н.А. Белянина, Л.И. Мамскова и др.).

Опыт проведения этих Игр и результаты их обсуждения специалистами показал принципиальную возможность практической реализации программы "Друзья Спартиашки" и ее большое воспитательное значение.

В настоящее время продолжается работа по совершенствованию программы Спартианских игр дошкольников, системы оценки и поощрения участников соревнований, включенных в программу этих Игр, а также системы подготовки детей к Играм (с подключением к этой работе родителей). Изучается эффективность воздействия Игр и подготовки к ним на физическое и психическое состояние дошкольников.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Козырева, О.В. Друзья Спартиашки : Новая игровая прогр. для дошкольников, ориентир. на единство их духовного и физ. развития: Учеб.-метод. пособие / Гуманитар. Центр "СпАрт" РГАФК. - М., 1997. - 46 с.