II. МЕСТО "СПАРТИАНСКОЙ" СИСТЕМЫ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА, ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

II. МЕСТО "СПАРТИАНСКОЙ" СИСТЕМЫ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА, ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Прежде всего уточним возможные направления использования "спартианских" средств в системе образования, воспитания и организации досуга детей и молодежи и социальный эффект этого использования.

2.1. Возможные направления и социальный
эффект использования "спартианских" средств

Во-первых, Спартианские игры и клубы могут быть использованы для организации активного, творческого досуга, для отдыха и развлечения как детей и молодежи, так и взрослых. Спартианские Игры являются "играми" в полном смысле этого слова, выступая как весьма привлекательная форма развлечения, дающая возможность активно и творчески отдохнуть, получить положительные эмоции, эстетическое удовольствие, побыть на природе, пообщаться с интересными людьми и т.д.

Этому содействуют следующие основные факторы:

- праздничная, эмоциональная и доброжелательная атмосфера Спартианских Игр, ориентирующая участников не только на конкуренцию, соперничество, но и (причем, в первую очередь) на единение;

- разнообразие соревнований и конкурсов в программе Игр, их связь с миром не только спорта, но также искусства и других сфер деятельности человека, нетрадиционный, необычный и творческий характер этих соревнований и конкурсов;

- спартианская система определения и награждения победителей, которая значительно расширяет круг этих лиц по сравнению с традиционной (поскольку позволяет выделить достижения практически каждого участника Игр) и создает ориентацию участников не только на результат их деятельности, но и на сам ее процесс;

- включение в программу Спартианских Игр не только соревновательных, но и несоревновательных игр.

Во-вторых, Спартианские Игры дают возможность участникам попробовать свои силы и способности в различных видах творческой деятельности - в спорте, искусстве, техническом творчестве и т.д., с тем, чтобы определить свои "плюсы" и "минусы", выбрать ту сферу деятельности, которая им больше всего нравится и в которой они с наибольшей отдачей могут проявить свои способности.

Такая возможность особенно важна для детей и подростков, которые только начинают свой путь в жизни и должны сделать выбор, определить сферу своей будущей деятельности.

Спартианские Клубы помогают им не только глубже познать самих себя, но и содействуют их саморазвитию, самопреодолению, самосовершенствованию, оказывая им разнообразную помощь в этом.

В-третьих, Спартианские Игры и Клубы многое могут дать не только детям и подросткам, но и их родителям. Они могут здесь отдохнуть и развлечься вместе со своими детьми, пообщаться с другими родителями, а также расширить и углубить свои знания и умения по различным вопросам, касающимся воспитания своих детей, лечения и профилактики их заболеваний и т.д. В Клубе для родителей организуются психолого-педагогические и медицинские консультации, а также обмен опытом тех лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий, которые они проводят для своих детей.

В-четвертых, программа Игр, подготовка к ним в спартианских клубах и школах содействует не только физическому, но и духовному оздоровлению детей, молодежи и взрослых, преодолению разрыва между их духовным и физическим развитием, позволяет оказать целостное гуманистическое воздействие на личность.

А) Спартианские Игры и Клубы содействуют ориентации на здоровый образ жизни и физическое совершенствование, повышению уровня физической культуры как детей, так и взрослых.

Б) Вместе с тем "спартианские" средства позволяют снизить интерес участников соревнования к внешним ценностям (демонстрация превосходства над противником, победа над ним и получение связанных с этой победой ценных призов, наград, других материальных благ), повысить ориентацию на внутренние, духовно-нравственные и эстетические ценности (преодоление самого себя, творчество, рыцарское поведение, красота действий и поступков и т.п.), снять (по крайней мере уменьшить) желание победить любой ценой, а также зависть к победителям, воспрепятствовать проявлениям грубости, насилия, агрессивности, национализма.

Такой ориентации содействует целый ряд факторов. Комплексная программа Спартианских Игр, огромная палитра разнообразных соревнований и конкурсов, показателей, по которым выявляются определенные достижения участников и они награждаются, позволяет каждому из них в чем-то проявить себя, почувствовать "победителем". На Играх не вручаются призы, имеющие большую материальную ценность. При выявлении победителей, как отмечалось выше, учитываются лишь существенные различия в результатах и уменьшается количество занятых мест. Вместе с тем на Играх всемерно поощряется и учитывается при определении победителей (лауреатов) Игр высоконравственное поведение, красота действий и поступков, преодоление участником тех результатов, которые он показывал раньше. На Играх соревнования сочетаются с "играми без побежденных", проводятся соревнования "смешанных" команд и т.д.

В) Создаются реальные стимулы, побуждающие личность к разностороннему и гармоничному развитию. Участие в Играх, а тем более успешное выступление в них, требует физической подготовленности, спортивных умений, художественного мастерства, творческих способностей, эстетической культуры, знаний в области искусства и спорта и т.д. Поэтому не нужно призывать участников Игр к разностороннему и гармоничному развитию. Сама программа Игр побуждает их к этому. Спартианские школы и клубы оказывают им действенную помощь в таком развитии, в соответствующей коррекции физических, психических, творческих и иных качеств и способностей, знаний, а также закрепляют ориентацию на разностороннее развитие. Этому содействует и система спартианских наград в рамках спартианского движения.

В-пятых, Спартианские Игры и клубы могут быть эффективно использованы в целях олимпийского образования детей и молодежи, приобщения их к идеалам и ценностям олимпизма [ см. Егоров, 1994, 1995; Егоров, Петлеваный, Шапоренкова, 1997; Лазарев, 1994; Лазарев, Егоров, 1996; Петлеваный, 1994, 1995, 1996; Савельев, 1994; Столяров, Петлеваный, 1997; Шапоренкова, 1994 ]. Программа всех Спартианских Игр наряду с другими соревнованиями и конкурсами включает в себя конкурсы знатоков искусства, спорта и олимпизма, а программа некоторых Спартианских игр строится таким образом, что для участия в них необходимо сдать "зачет" по олимпизму, продемонстрировать знание истории олимпийского движения и Олимпийских игр, идеалов и ценностей олимпизма. Тем самым стимулируется интерес участников Игр к приобретению таких знаний.

Если позволяют сроки проведения Игр, до начала соревнований для участников, как уже отмечалось, организуется работа "Спартианской школы", важным разделом программы которой является изучение олимпизма и олимпийского движения.

Формирование знаний об олимпизме и олимпийском движении входит и в программу работы Спартианских клубов и школ. Для разъяснения и пропаганды идей олимпизма здесь используются разнообразные формы и методы - беседы, лекции, встречи с известными спортсменами-олимпийцами, кинофильмы, театрализованные постановки на олимпийскую тематику и др.

Важно отметить, что Спартианские Игры и работа Спартианских клубов, создаваемых на добровольных началах и действующих на основе самоуправления, позволяет значительно повысить творческую активность самих детей, молодежи в пропаганде и реализации идеалов и ценностей олимпизма в олимпийском движении.

"Спартианские средства" позволяют, однако, не только повысить уровень олимпийской образованности детей и молодежи, но самое главное - содействуют их реальной ориентации на гуманистические идеалы и ценности олимпизма, в том числе на Кубертеновский идеал гармонично развитого спортсмена-олимпийца.

В-шестых, уникальная программа Спартианских Игр, применяемая на них система выявления и награждения победителей создают условия для совместного и равноправного участия в Играх людей разного возраста, пола, физического состояния, различных интересов и т.д., в том числе родителей совместно с детьми и, что особенно важно, - лиц с ограниченными физическими или интеллектуальными возможностями (инвалидов) и т.д.

На Спартианских Играх эти лица получают возможность не только самостоятельной физической, интеллектуальной, творческой активности, общения с другими лицами, но и (что самое главное) равноправного участия вместе с ними в соревнованиях, не чувствуя себя при этом "ущербными", "больными", "инвалидами". Разнообразие спортивных соревнований, адаптация их правил, оборудования и т.д. к физическому и психическому состоянию инвалидов позволяет им активно участвовать и побеждать в этих соревнованиях. Столь же успешно они могут выступать и в определенных художественных конкурсах, конкурсах знатоков и т.д. Кроме того в число победителей на Играх включаются не только те, кто показал лучший результат, но и те, кто продемонстрировал мужество, волю и т.д.

Вся система организации работы Спартианских клубов и школ также построена на принципе равноправного участия в них лиц с ограниченными возможностями здоровья и тех, кто не имеет таких ограничений.

Все это содействуют социальной реабилитации и интеграции инвалидов, повышает уровень их социальной адаптации. Такой эффект зафиксирован на основе опросов, педагогических наблюдений, психологических тестов, проведенных специалистами-психологами, и других методов [ см. например, Дремова, 1996; Жбиковский, 1994 ].

Специальные исследования показали, что Спартианские Игры и подготовка к ним могут служить эффективным средством для закрепления тех положительных результатов в социальной реабилитации и интеграции инвалидов, которые достигаются с помощью других средств и методов, например, на основе занятий иппотерапией [ см. Дремова, 1996 ].

В-седьмых, Спартианские Игры и Клубы способны оказывать позитивное влияние и на других лиц, нуждающихся в социальной помощи и защите: детей-сирот, детей и подростков с отклоняющимся поведением и т.д.

В-восьмых, Спартианские Игры, поддерживая и развивая интерес к национальным видам спорта, народным играм и развлечениям, национальным и народным культурным традициям, обычаям, видам искусства, содействуют сохранению и развитию самобытной национальной и народной культуры.

На основе вышеизложенного можно сделать ряд выводов относительно сферы и социального эффекта использования "спартианских" средств.

1. "Спартианские" средства могут быть использованы в системе организации досуга, образования и воспитания самых различных групп населения, в первую очередь детей и молодежи. В Спартианских играх и клубах активное участие могут принимать лица различного пола и возраста - дети (примерно с 6 лет), подростки, молодежь, взрослые, различного физического и психического состояния, в том числе лица с ограниченными физическими или интеллектуальными возможностями (инвалиды), с различными интересами - спортсмены, те, кто увлечен искусством, наукой, техническим творчеством и т.д.

2. Диапазон использования этих средств в социально-педагогических и культурных целях весьма широк и многообразен. Они позволяют, начав с самого простого - с организации активного, творческого отдыха, развлечения, включения человека в игру, соревнование, общение с другими людьми и с природой, оказать целостное гуманистическое воздействие на личность и постепенно сформировать у человека определенный образ и стиль жизни. Для этого - спартианского - образа и стиля жизни характерна ориентация на здоровье, физическую культуру, духовно-нравственные и эстетические ценности, а также включенность личности в процесс постоянного самосовершенствования, разностороннего развития и проявления своих способностей на основе активных занятий физическими упражнениями, участия в спортивных соревнованиях, творчества в сфере искусства, науки и т.д.

3. Особенно важное значение Спартианские Игры имеют:

- для пробуждения интереса к миру спорта и искусства тех, кто равнодушен и к тому и к другому;

- для духовного (или, напротив, физического) оздоровления тех, кто односторонне увлекается спортом и физическими упражнениями (искусством, наукой или какими-то другими видами духовно-творческой деятельности);

- для социальной реабилитации и интеграции лиц с ограниченными физическими или интеллектуальными возможностями (инвалидов).

4. Отмеченные выше возможности использования Спартианских Игр показывают, что эта новая модель Игр в первую очередь предназначена для сферы "спорта для всех", поскольку основная цель ее применения - отдых, развлечение, общение людей, решение таких социально-педагогических задач, как разностороннее развитие личности, преодоление разрыва между духовным и физическим развитием, социальная реабилитация инвалидов и т.д.

Однако как вспомогательная спартианская может применяться и в "большом", олимпийском спорте - для повышения уровня олимпийских знаний спортсменов, их ориентации на духовно-нравственные и эстетические ценности, как средство отдыха, развлечения спортсменов на спортивных базах, во время длительных сборов и т.д. [ см. Столяров, 1993 е, 1995 б ].

Спартианские Игры могут иметь важное значение и для изменения общественного мнения о низком духовно-нравственном облике всех спортсменов высокого класса, в том числе олимпийцев, о несовместимости активных и регулярных занятий спортом с гармоничным и разносторонним развитием личности, с высокими результатами в других видах деятельности.

Данная выше характеристика системы воспитания, образования и организации досуга детей и молодежи, основанной на использовании "спартианских" средств, свидетельствует о том, что эта система имеет целый ряд особенностей.

Отметим наиболее важные из них.

2.2. Особенности "спартианской" системы

1. Эта система имеет ярко выраженную гуманистическую направленность - с точки зрения и целей, и задач, и используемых средств. Вся работа в рамках этой системы строится на основе принципов гуманистической педагогики и психологии.

Такими принципами, как известно, являются: усиление внимания к личности каждого человека как к высшей социальной ценности; превращение ученика из объекта социально-педагогического воздействия педагога в субъекта активной творческой деятельности на основе развития внутренних мотивов к самосовершенствованию и самопреодолению; демократизацию в отношениях преподавателей с учениками; индивидуализацию в работе на основе получения и учета информации о состоянии здоровья человека, уровне его физической подготовленности, индивидуальных психологических особенностях и т.д. [ см. Бальсевич, 1988 ; Лубышева, 1992; Лебедев, Филиппова,1992; Суворов, 1996 ].

2. Для "спартианской" системы характерен комплексный подход к воспитанию, образованию и организации досуга детей и молодежи.

Для решения широкого круга социально-педагогических и культурных задач эта система предусматривает целый комплекс взаимосвязанных средств:

  • включение детей и взрослых в игры и соревнования на основе новой, гуманистически ориентированной модели их организации и проведения, которая предусматривает интеграцию спорта (в его "одухотворенной", гуманизированной форме) с искусством и другими видами духовно-творческой деятельности;
  • создание Спартианских клубов, школ, игротек, игровых Спартианских лагерей и т.д.;
  • организацию такого образования и обучения, программа которого включает в себя: получение человеком достоверной информации о самом себе, о своих возможностях, способностях, недостатках; овладение приемами физического и психического оздоровления, развития своих способностей, самовоспитания; приобретение глубоких и разносторонних знаний и умений в области спорта, олимпизма, искусства, включая знакомство с культурными обычаями и традициями своего народа и народов других стран, с национальными видами спорта и искусства, с народными играми и т.д., овладение искусством создания в движениях художественных образов, красотой и пластикой "одухотворенного" движения и т.д.;
  • разработку и пропаганду определенного духовно-нравст-венного Кодекса поведения (Спартианского Кодекса);
  • использование специально разработанной системы призов и наград для поощрения высоконравственного и эстетического поведения, красоты действий и поступков в играх и соревнованиях, а также разностороннего и гармоничного развития, успехов не в какой-то одной сфере (спорт, искусство и т.д.), а в различных сферах творческой деятельности;
  • организацию постоянного общения - в ходе игр, соревнований, обучения и т.д. - лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) и тех, кто не имеет таких ограничений детей и взрослых, спортсменов и тех, кто увлекается искусством (наукой, техническим творчеством и т.п. ) и т.д.;
  • использование новых форм работы в рамках олимпийского движения, а вместе с тем развертывание нового гуманистического движения "СпАрт" - спартианского движения и т.д.

3. В рамках "спартианской" системы не отрицается ценность соревнований, в том числе для детей, но вместе с тем учитывается возможность их негативного влияния на личность человека, и в связи с этим ставится задача найти и использовать на практике средства, предотвращающие такую возможность.

В связи с этим основное внимание уделяется созданию реальных условий и стимулов, которые побуждают участников соревнований к благородному, рыцарскому поведению в спорте, разностороннему и гармоничному развитию.

Для этих целей используется система специальных спартианских призов и наград, применяется новая, гуманистически ориентированная модель Игр, которая предусматривает проведение новых видов соревнований, новую систему определения победителей, нетрадиционные формы объединения спорта с искусством, необычный состав участников (в частности, совместное участие инвалидов и не-инвалидов), сочетание соревнований с не-соревновательными играми, со "школой" и т.д.

4. Принципиальная особенность "спартианской" системы состоит и в том, что спорт и социально-педагогическая деятельность, связанная с искусством, выступают в ней как два важных, дополняющих друг друга компонента единой системы социально-педагогического и культурного воздействия на человека для решения широкого круга социальных задач.

При этом особо важное значение придается укреплению связи спорта с искусством, использованию как традиционных, так и нетрадиционных форм этой связи.

5. Важная особенность "спартианской" системы состоит и в том, что она сориентирована практически на все социальные группы населения, а не на какую-то одну из них. Она предназначена и для детей и для взрослых, для лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) и для тех, кто не имеет таких ограничений, для спортсменов и для тех, кто увлекается творчеством в сфере искусства, науки, техники и т.д.

"Спартианская" система воспитания, образования и организации досуга населения в полной мере соответствует реалиям сегодняшнего дня. Она учитывает общую тенденцию гуманистического, духовно-нравственного обновления современного общества, а вместе с тем социально-экономическую, политическую и культурную ситуацию нашей страны, те задачи, которые особенно важны на современном этапе ее общественного развития. Перед россиянами и Россией, вставшей на путь духовного возрождения и решения экономических проблем, стоят огромные трудности. Для достижения поставленных целей и преодоления трудностей нужны не только огромные материальные ресурсы. Нужны активные, творчески одаренные, здоровые и физически развитые люди, стремящиеся к разностороннему развитию и проявлению своих способностей и выдвигающие на передний план духовно-нравственные ценности в своем отношении к другим людям, к природе и к самим себе. Но именно на эти жизненные ценности и ориентирует "спартианская" система.

Кроме того эта система в определенной мере способна заполнить тот идеологический вакуум, который возник в умах молодежи в результате кардинальных изменений, происшедших в последние годы в политике и экономике нашей страны. Она может внести существенный вклад в процесс преобразования нашего общества на основе идей гуманизма.

2.3. Взаимоотношение "спартианских" и других средств
организации досуга образования и воспитания детей и молодежи

Подчеркивая важное значение "спартианских" средств, их значительный социально-педагогический и культурный потенциал, вместе с тем, разумеется, необходимо учитывать, что они не способны решить все проблемы, связанные с организации досуга, образования и воспитания населения. Эти средства могут быть использованы и должны использоваться в сочетании с другими формами, средствами и методами, основанными на принципах гуманистической педагогики и психологии.

Выше уже были указаны некоторые из таких средств и методов, имеющих важное значение при организации работы Спартианских клубов: методы раннего выявления и развития индивидуальных творческих способностей; методики групповой психотерапии (психодрама, телесная и танцевальная терапия, терапия искусством, игровая терапия); средства пластико-ритмической и антистрессовой пластической гимнастики; методики художественного движения Л.Н.Алексеевой; психотехнические игры и др. [ см. Антистрессовая пластическая гимнастика..., 1996; Богуславская, Смирнова, 1991; Бугрименко, Венгер, Политова, Сушкова, 1992; Горбунов,1986; Емельянов, 1985; Емельянов, Кузьмин, 1983; Заика, 1990; Кулагина,1993; Лисицкая, 1988; Лэндрет, 1994; Никитин, 1994; Пахомова, 1990; Цзен, Пахомов, 1985; Чистякова, 1990 и др. ].

Важным дополнением "спартианских" средств являются гуманистически ориентированные формы организации процесса физического воспитания школьников и студентов. Значительный интерес в этом плане представляет, в частности, система физического воспитания студентов, разработанная педагогическим коллективом Нижегородского архитектурно-строительного университета под руководством Ю.А.Лебедева и Л.В.Филипповой [ см. Лебедев, Филиппова, 1992 ].

В процессе олимпийского образования детей и молодежи "спартианские" средства должны дополняться такими традиционными средствами, как олимпийские уроки, беседы и др. [ cм. Агеевец, Поликарпова,1996; Возвращение к олимпийским идеалам, 1992; Евсеев, Поликарпова, Прохорова, 1995; Образцов, 1993; Олимпийское образование в школе, 1997; Паршиков, Пузырь,1994; Печерский, Сучилин,1994; Приглашение в страну "Фэйр Плэй", 1993; Столяров, 1989; Столяров, Самусенков,1989; Усаков, 1995; Чернецкий,1993 и др. ].

Спартианские Игры, как отмечалось выше, предназначены для людей с ориентацией на духовно-нравственные ценности и призваны формировать, развивать у них эту ориентацию. В настоящее время спартианская модель Игр и соревнований, разумеется, не может и не должна заменять другие модели, в том числе и традиционную модель, которые представляют интерес для людей с иными интересами, потребностями, ориентациями и т.д.

Расширение или сужение сферы применения спартианской модели зависит от многих факторов и прежде всего от того, в каком направлении будет развиваться дальше общество, система его идеалов и ценностей.

Если учитывать все более ярко проявляющуюся тенденцию к гуманистическому, духовно-нравственному обновлению современного общества, есть все основания полагать, что спартианская модель будет использоваться во все более широком масштабе.

Об этом свидетельствует и тот факт, что в последние годы все чаще предпринимаются попытки использовать не только общую концепцию, но и программу Спартианских Игр, отдельные элементы этой программы (обычно используется простейшая форма "спартианского многоборья", предусматривающая сочетание традиционных спортивных соревнований с художественными и интеллектуальными конкурсами), при проведении различных соревнований, турниров, фестивалей и т.д.

К сожалению, не только в названиях этих акций (например, "олимпийский турнир", "культурно-спортивный фестиваль", соревнования "Спортивная семья", "Сибириада" и др.), никак не отражается их связь со спартианской программой и Спартианскими Играми, но, как правило, вообще отсутствуют какие-либо ссылки на те публикации, в которых используемые идеи и программа подробно изложены. В связи с этим I Конгресс спартианского движения (Москва, 31 июля-2 августа 1995 г.) вынужден был принять специальное решение [ см. Приложение 18 ].

Итак, выше была дана характеристика предусматриваемых проектом "СпАрт" средств воспитания, образования и организации досуга детей и молодежи, выявлены особенности этих средств, их отличие от других, возможные направления использования, социальный эффект и т.д.

Каковы первые итоги и перспективы практической реализации проекта и связанной с ним "спартианской" системы воспитания, образования и организации досуга различных групп населения? Что в этом плане уже удалось сделать, что намечается и насколько это реально?


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Столяров, В.И. Спартианские игры и клубы в системе организации досуга, образования и воспитания детей и молодежи / Гуманитар. Центр "СпАрт" РГАФК. - М., 1997. - 141 с.