III. Первые итоги и перспективы

III. Первые итоги и перспективы

При разработке программы формирования "спартианской" системы воспитания, образования и организации досуга детей и молодежи предусматривались следующие основные этапы.

1. Проведение по экспериментальной программе Спартианских Игр с участием детей и молодежи (включая лиц с ограниченными физическими или интеллектуальными возможностями, спортсменов и тех, кто интересуется искусством, и т.д.): школьников, студентов, родителей со своими детьми и т.д.

2. Создание Спартианских клубов, школ, игротек, центров и других организационных структур спартианского движения, разработка и практическая проверка экспериментальных программ их деятельности.

3. Экспериментальное использование "спартианских" средств в системе школьного и вузовского образования, в системе воспитания детей дошкольного возраста, в системе организации досуга, олимпийского образования различных групп детей и молодежи, в целях социальной реабилитации и интеграции лиц с ограниченными физическими или интеллектуальными возможностями (инвалидов) и т.д.

4. Анализ результатов указанных экспериментов, совершенствование программы и внедрение ее в более широком масштабе.

5. Формирование системы организации и проведения Спартианских Игр различного уровня (районных, городских, региональных и т.д.), ориентированных на различные группы детей и молодежи (школьников, студентов, детей-инвалидов и т.д.).

6. Организация Международных Спартианских Игр.

7. Создание системы Спартианских клубов, школ, игротек и т.д. с активным участием детей и молодежи.

Таким образом, в перспективе планировался постепенный переход (в случае позитивных результатов) от разработки и эпизодического использования "спартианских" средств (проведение Спартианских Игр с небольшим составом участников, организация отдельных Спартианских клубов, школ и т.д. ) к созданию целостной "спартианской" системы образования, воспитания и организации досуга детей и молодежи как важной составной части гуманистически ориентированной системы их образования, воспитания и организации досуга.

Что в этом плане удалось сделать? Каковы первые итоги практического воплощения проекта в жизнь?

Первые Спартианские игры были проведены в 1991 г. в Москве - "Фестиваль СпАрт" - с участием студентов Московского автодорожного института, Московского текстильного института и Харьковского политехнического института [ см. Приложение 1 ] и в г. Анапа - под патронажем Олимпийского комитета СССР "Олимпийский Турнир Рыцарей СпАрта", участниками которого были 400 школьников из 17 городов страны [ см. Приложение 2 ]. Затем аналогичные турниры для школьников были проведены в 1991 г. в "Артеке" [ см. Приложение 4 ] и в г. Набережные Челны. Игры были организованы Центром "СпАрт" (эта общественная организация была создана в 1991 г. для практической реализации проекта "СпАрт") при содействии ряда других организаций. Особенность этих первых Спартианских игр состояла прежде всего в том, что их программа предусматривала выступление каждого участника в спортивных соревнованиях, а также в художественных и интеллектуальных конкурсах и учет результатов этих выступлений при определении победителей и лауреатов. Впервые были проведены соревнования "Спартатлон" и "Двигательная культура" (в программе указанных Игр они проводились как соревнования в новом виде спорта под названием "СпАрт" - соревновании в творческой, артистической, эстетической демонстрации физических качеств и двигательных способностей - и как спартианский конкурс "искусство владения телом"). Важная особенность турниров состояла и в том, что в них принимали участие дети-инвалиды, которые на равных соревновались с другими детьми и даже становились победителями. С учетом этого позитивного опыта стала разрабатываться и реализовываться спартианская программа для инвалидов (в настоящее время координатором этой программы является Т.И.Губарева).

Спартианские игры для школьников в 1991 г. проводились как элемент реализации игровой программы "Рыцари СпАрт" " [ см. Приложение 2 ], которая первоначально предусматривалась проектом "СпАрт". Не случайно Спартианские игры для школьников, которые были проведены в Анапе, как уже отмечалось, назывались "Олимпийский турнир Рыцарей Спарта". В 1991 г. Спартианские игры под таким же названием были проведены в Артеке и в Набережные Челны (затем в этом городе они стали проводитьсчя ежегодно). Наиболее успешно выступившие участники этих турниров были приняты в "Олимпийский Орден Рыцарей СпАрта". Идея создания тиакой детской общественной организации была выдвинута автором проекта "СпАрт" и поддержана Исполкомом Олимпийского комитета СССР " [ см. Приложение 3 ]. Практическая реализация программы "Рыцари СпАрта" показала необходимость ее существенной модификации и совершенствования. Это было начато уже в 1992 г., когда в Устав Олимпийского Ордена Рыцарей СпАрта были внесены некоторые изменения. В последующем функции этой общественной организации были возложены на спартианское движение и такие его организационные структуры, как спартианские клубы, школы, игротеки, игровые спартианские лагеря.

Важный шаг в реализации программы создания "спартианской" системы образования, воспитания и организации досуга детей и молодежи был сделан в 1992 г. В августе на базе РДЦ "Орленок" были проведены (совместно с Министерством образования России и под патронажем Олимпийского комитета) олимпийские соревнования школьников под названием - Российские игры "СпАрт" [ см. Приложение 5 ]. В них приняли участие 1,5 тыс. школьников из разных регионов России, а также Украины и Узбекистана. Особенность этих Спартианских Игр состояла не только в увеличении числа участников, а также спортивных соревнований и художественных конкурсов, включенных в программу. Определенные изменения были внесены и в саму модель организации Игр. Сначала для его участников была организована "школа", в которой они могли повысить свои знания, умения и навыки в области искусства, спорта, олимпизма, и лишь потом были проведены соревнования и конкурсы.

В 1992 г. в Москве были проведены также Игры "СпАрт" в рамках первого Международного фестиваля молодых инвалидов, в котором участвовали представители более 30 стран. В г. Набережные Челны были проведены два Турнира Рыцарей СпАрта, в которых приняли участие представители большинства учебных заведений города - школ, гимназий, ПТУ, вузов и др. Впервые в программу турниров был введен этап, связанный с туризмом, туристскими умениями и навыками, экологическими знаниями. В дальнейшем этот раздел программы Спартианских Игр стала разрабатывать и использовать на практике аспирантка автора данной работы С.С.Новикова [ см. Новикова, 1993, 1994 ] .

В 1993 г. на Российском семинаре работников физической культуры и спорта (май, г. Хвалынск, Саратовская область), проведенном ФСО "Юность России" с участием Центра "СпАрт", были продемонстрированы и обсуждены две разные модели спартианских соревнований школьников. В них участвовали члены спартианского клуба "Возрождение" г. Хвалынск. В этом же городе в августе 1993 г. был проведен Российский турнир по спартианскому многоборью (около 200 участников - детей и взрослых - из 14 городов России). В обсуждении различных спартианских соревнований, включенных в программу турнира, приняли участие 60 специалистов в области физического воспитания и спорта, искусства, организации досуга детей и молодежи из различных регионов России. Данному российскому турниру предшествовал ряд городских и региональных турниров. Например, в г. Смоленск был проведен спартианский турнир учащихся ДЮСШ.

В июне 1993 г. в г. Набережные Челны были проведены Игры под названием "Спартианская семья" [ см. Приложение 6 ]. Участниками этой новой модели Спартианских игр стали дети-инвалиды вместе со своими родителями, а также дети-сироты из 8 городов Российской Федерации. Для участников Игр была организована Спартианская школа. Под руководством опытных специалистов дети и взрослые занимались в различных кружках и секциях, связанных со спортом и искусством, проходили различные тесты и испытания. Затем был проведен командный турнир, включавший в себя спортивные соревнования, соревнования по туризму, художественные и интеллектуальные конкурсы. Впервые в программу были включены "новые игры". Дети и взрослые смогли познакомиться с этими необычными играми и соревнованиями, в которых нет победителей и проигравших, акцент делается на сотрудничество, юмор.

Аналогичная модель Игр была использована при организации Российских Игр "Спартианская семья", которые были проведены в 1993 году в г. Дубна во время Всероссийской декады инвалидов в соответствии с Распоряжением Президента России. В них приняли участие 150 детей-инвалидов вместе со своими родителями. В программу Игр впервые был включен новый элемент - Спартианское шоу "Хип-Хоп" (комплекс подвижных игр, соревнований и конкурсов, проходящих под музыку "Хип-Хоп"). Впервые на Играх был использован опрос зрителей, а также участников Игр, для выявления тех из них, кто демонстрирует рыцарское поведение, волю, мужество, красоту действий и поступков. В июле 1993 г. в г. Новосибирске были проведены самые масштабные по числу участников спартианские соревнования - Международная детская Сибириада [ см. Приложение 7 ]. В этих соревнованиях приняли участие около 2 тыс. школьников из различных городов и регионов России и других бывших республик СССР.

В 1994 г. были проведены региональные Спартианские игры в городах Хвалынск, Смоленск и др., Российские Спартианские игры в г. Дубна, а также Международный Спартианский лагерь в г. Новокузнецк, а в 1995 и 1996 гг. - региональные и межрегиональные Спартианские игры в гг. Анапа, Дубна, Зверево-2 (Ростовской области), Пушкин (СПб), Новокузнецк, Смоленск, Хвалынск и др., а также финал Российских Спартианских игр в Москве.

В некоторых Спартианских играх, как уже отмечалось, принимали участие и студенты. В ряде вузов - например, в Московском химико-технологическом институте, в Новосибирском колледже физической культуры регулярно проводятся Спартианские Игры для студентов [ см. Организация и проведение..., 1994 ]. В марте 1995 г. в Москве были проведены I Российские Спартианские игры студентов [ см. Приложение 10 ], а в апреле 1996 г. на базе Российской государственной академии физической культуры - I Открытый спартианский турнир для студентов.

Проведенные Спартианские игры позволили выявить и апробировать на практике различные варианты объединения спортивных соревнований и соревнований по туризму с художественными и интеллектуальными конкурсами, иные варианты объединения искусства, спорта и науки на соревнованиях, варианты организации индивидуальных и командных соревнований на основе такого объединения (с учетом состава участников, их возраста, продолжительности соревнований и т.д.), различные варианты определения победителей этих соревнований, совместного участия в них инвалидов и не-инвалидов и т.д. Опробованы и различные варианты игр, в которых отсутствует разделение участников на победителей и проигравших.

Так постепенно сформировалась общая концепция и программа Спартианских Игр для детей и молодежи. Была выявлена возможность использования этих Игр для организации активного, творческого отдыха детей и молодежи, их воспитания и образования (в том числе в условиях летних лагерей, спортивных сборов, санаторного лечения), для приобщения подрастающего поколения к олимпизму, для комплексной социальной реабилитации детей-инвалидов, а также детей и подростков с отклоняющимся поведением и не имеющих родителей.

Положительные итоги организации и проведения Спартианских Игр с активным участием детей и молодежи создали предпосылки для перехода к следующему этапу реализации программы - созданию на базе ряда школ экспериментальных площадок по использованию идей проекта "СпАрт" в системе школьного образования (внедрению этих идей в учебный процесс, созданию Спартианских клубов школьников и т.д.). Для проведения этой работы создана рабочая группа, в состав которой входят: Батманов Н.П. (Москва), Власова Н.Д. (Пермь), Галкина Н.К. (Зверево-2), Горбатов А.Н. (Хвалынск), Киченко Г.Н. (Ейск), Логунов В.И. (Саратов), Лубышева Л.И. (Москва), Мамскова Л.И. (Красноярск-26), Махинов А.А. и Михович А.С. (Краснодар), Перевозников А.А. (Москва), Петлеваный Г.Ф. (Смоленск), Подколзина Л.Н. (Новокузнецк), Усаков В.И. (Красноярск), Филиппова Л.В. (Нижний Новгород). Руководитель группы -Столяров В.И. (г. Москва).

В 1994 г. в Смоленске была создана первая экспериментальная "спартианская школа" - на базе школы физкультурно-эстетического направления N39 (директор этой школы - Петлеваный Г.Ф.). Свою главную цель школа видит в создании условий для нравственного, эстетического интеллектуального и физического совершенствования ребенка, формирования его как творческой самостоятельной личности, ориентированной на постоянное самосовершенствование. Речь идет о том, чтобы на основе использования идей проекта "СпАрт" возродить, развить и практически реализовать среди учащихся школы античную идею объединения спорта и искусства в целях разностороннего и гармоничного развития личности. Ставится также задача создать систему олимпийского образования и воспитания школьников, используя для этой цели не только традиционные формы и методы (олимпийские уроки, беседы на олимпийские темы и т.п.), но и "спартианские" средства - Спартианские Игры, Спартианский Клуб и т.д. [cм. Егоров, Петлеваный, Шапоренкова, 1997 ]. Директор школы - Петлеваный Г.Ф. является координатором работы по реализации программы создания и развития "спартианской" системы олимпийского образования школьников [cм. Столяров, Петлеваный, 1997 ].

Об эффективности работы школы в этом направлении свидетельствует, в частности, тот факт, что на проведенном Олимпийским комитетом России в 1996 г. Всероссийском конкурсе, посвященном 100-летию современных Олимпийских игр, на лучшую общеобразовательную школу в области олимпийского образования, школа заняла 1-е место. По итогам Всероссийского конкурса “Авторская школа - Эврика-96”, организованного Ассоциацией инновационных школ при участии Министерства образования и РАО, школа рекомендована к присвоению статуса “федеральная экспериментальная площадка”. В 1996 г. она стала победителем IV зонального конкурса (г. Липецк) “Мастер педагогического труда по новым формам организации физкультурно-оздоровительной работы со школьниками”, а в 1997 г. - лауреатом Всероссийского конкурса “Школа года”.

Спартианские школы, клубы, игротеки созданы и в других городах РФ.

Так, в селе Юсьва Коми-Пермяцкого национального округа Пермской области создан Центр дополнительного образования "СпАрт" для школьников II-VII классов (руководитель - Н.Д.Власова), ориентированный на гармоничное объединение спорта и искусства в целях обеспечения единства физического и духовного развития ребенка. В соответствии с этой программой ребята обучаются игре в баскетбол, футбол и хоккей, учатся танцевать и играть в народные подвижные игры, изучают коми-пермяцкую культуру, сценическое искусство, правила этикета, энциклопедию здоровья, основы экологической культуры [ см. Викторов, 1994, с. 8 ].

В г. Зверево-2 Ростовской области на базе УДО "Олимпик" работает Спартианская школа "Олимпик" (руководитель - Галкина Н.К.), программа обучения в которой помимо занятий художественной гимнастикой и настольным теннисом предусматривает овладение музыкальной грамотой, основами культуры речи и общения, знакомство с народными играми, традициями и обычаями донских казаков и т.д.

В г. Похвистнево Самарской области на базе ДК "Нефтяник" создан Спартианский клуб "Пируэт" (руководитель клуба Г.Н.Павлова). Воспитанники клуба (для приема в него необходимо только желание детей) занимаются акробатикой, хореографией, ритмикой, карате, вокальным творчеством, театральным и цирковым искусством [ см. Викторов, 1994, с. 6 ].

В Байкаловской средней школе организована спартианская игротека. Основная цель игротеки - ознакомить школьников с подвижными играми, которые по своему художественному содержанию и эстетической направленности наиболее близки искусству, не предполагают разделение участников на победителей и побежденных, выдвигают на передний план не соперничество, а сотрудничество, общение, развлечение участников, юмор и т.д. [ см. Ковалева, Шишкин, Бизина, 1995, с. 54 ].

В Курской средней школе N53 работает спартианский клуб "Виктория" (руководитель - Потехина Т.В.). При клубе создана Спартианская школа, программа которой рассчитана на 3 года обучения и включает в себя ознакомление членов клуба с идеями олимпийского и спартианского движений, с основами физической культуры и здорового образа жизни, различными видами художественной деятельности, овладение методикой самопознания и развития уверенности в себе. Каждый член Клуба ведет спартианский дневник, в который включает советы специалистов по духовному и физическому развитию, достижения в области самосовершенствования и т.д. Клуб регулярно проводит Спартианские Игры.

В Москве в настоящее время работает ряд Спартианских Клубов: Спартианский клуб "Царицыно" (руководитель клуба -Губарева Т.И.), созданный при Реабилитационном центре для подростков и взрослых с ДЦП; Клуб "Рыцари СпАрта" Северо-западного округа г. Москвы (руководитель клуба - Батманов Н.П.); семейный Спартианский клуб "Подснежник" (руководитель клуба - Басмина А.Г.), созданный при Обществе родителей, имеющих детей-инвалидов; семейный Спартианский Клуб "Надежда", созданный при городском Доме культуры для инвалидов "Надежда" (руководитель Клуба - Мосеева И.В.) и др.

Такой же клуб создан при ассоциации родителей детей-инвалидов в Зеленограде Московской области (руководитель клуба - Егоркина Е.Э.). Опираясь на идеи проекта "СпАрт", Клуб разработал и реализует программу "Спартианская семья", цель которой организация полноценного отдыха и творчества семей с детьми-инвалидами в форме семейного спартианского лагеря. Программа такого лагеря помимо Спартианских игр предусматривает работу творческих мастерских, спортивно-туристических секций, групп психотренинга (в этих группах специалисты помогают детям-инвалидам и их родителям избавляться от стрессовых и неврозоподобных состояний, раскрывать свои творческие способности и т.д. ). Один из семейных спартианских лагерей для 50 родителей и их детей-инвалидов в возрасте от 4 до 16 лет организован Клубом на базе д/о "Солотча" Рязанской области с 14 по 31 июля 1996 г.

С учетом позитивного опыта проведения Спартианских Игр для детей и подростков школьного возраста в 1994 г. началась работа по экспериментальной проверке возможности организации этих Игр для дошкольников (координатор всей этой работы - О.В.Козырева). Вся эта работа проводится прежде всего на базе физкультурно-оздоровительного дошкольного учреждения N1767 Южного административного округа г. Москвы. Педагогическим коллективом этого учреждения под руководством автора данной брошюры и О.В.Козыревой разработаны различные варианты проведения Спартианских игр дошкольников. Несколько Спартианских игр уже проведено. Игры анализировались и обсуждались с приглашенными специалистами г. Москвы, работающими с дошкольниками.

Работа с дошкольниками по "спартианской" программе, связанная с организацией Спартианских игр и подготовкой к ним, проводится в настоящее время и в других дошкольных учреждениях, причем, не только г. Москвы. Такие Игры были организованы, в частности, в детском комбинате N 1 р.п. Возрождение Хвалынского района Саратовской области (сценарий этих Игр разработан коллективом комбината под руководством Р.Н.Горбатовой) и в детского комбинате N22 г. Красноярск-26 (активное участие в их организации и проведении принимали Н.А.Астафьева, Н.А.Белянина, Л.И.Мамскова и др.). Опыт проведения этих Игр и результаты их обсуждения специалистами показал принципиальную возможность практической реализации "спартианской" программы и ее достаточно высокий воспитательный, образовательный и развлекательный эффект в системе педагогической работы с дошкольниками. В настоящее время продолжается работа по совершенствованию программы Спартианских игр дошкольников, системы определения и поощрения победителей соревнований, включенных в программу этих Игр, а также системы подготовки детей к Играм (с подключением к этой работе родителей). Изучается эффективность воздействия Игр и подготовки к ним на физическое и психическое состояние дошкольников.

Работа по использованию "спартианских" средств в системе воспитания, образования и организации досуга детей и молодежи получила высокую оценку со стороны Государственного Комитета РФ по делам молодежи. Программа этой работы, разработанная автором данной брошюры и представленная Центром "СпАрт" в 1997 г., заняла первое место в проведенном Комитетом конкурсе инновационных проектов работы с молодежью. Программа получали одобрение и поддержку также со стороны Государственного Комитета РФ по физической культуре и туризму, Олимпийского комитета России, Российского Совета ФСО "Юность России", Министерства социальной защиты населения РФ, Министерства образования РФ, Координационного комитета по делам инвалидов при Президенте России, других государственных и общественных организаций. Она нашла положительный отклик и в средствах массовой информации - на телевидении, в газетах "Советский спорт", "Русский инвалид", "Учительская газета", "Медицинская газета", в журналах "Олимпийская панорама", "Физкультура в школе" и др. [ см. например, Виноградов, 1994; Виноградов, Зайцева, 1994; Столяров, 1991-1994 ].

Таким образом, за период с 1991 г. удалось сформировать отдельные элементы, "блоки" спартианской системы воспитания, образования и организации досуга детей и молодежи: разработать и апробировать на практике новые "спартианские" средства воспитания, образования и организации досуга, проверить возможность и эффективность их использования для различных групп детей и молодежи (детей дошкольного возраста, школьников, студентов, детей дошкольного возраста, детей-инвалидов и т.д.), для решения различных социально-педагогических и культурных задач (физического и духовного оздоровления детей и молодежи, целостного воздействия на личность, социальной адаптации и реабилитации инвалидов и др.).

Разумеется, это лишь первые, хотя и очень важные, шаги в разработке и практическом использовании "спартианских" средств воспитания, образования и организации досуга детей и молодежи. Необходимо дальнейшее совершенствование этих средств, путей их использования в работе с различными группами детей и молодежи и для решения различных социально-педагогических и культурных задач. Речь идет прежде всего о продолжении работы по совершенствованию программы Спартианских Игр, системы выявления их победителей, форм объединения соревновательных и не-соревновательных игр, программы деятельности Спартианских клубов, школ, игровых лагерей и т.д. с учетом особенностей тех групп детей и молодежи, в работе с которыми они используются. Необходимо также повышение эффективности использования "спартианских" средств для решения различных социально-педагогических и культурных задач. Для активизации этой работы предусматривается ежегодное проведение конкурсов среди школ и других учебных заведений, спортивных и художественных коллективов, спартианских клубов, игротек на лучшую программу Спартианских игр, работы Спартианского клуба, игрового лагеря, Спартианской школы, игротеки и т.д. для различных групп детей и молодежи.

Кроме того в настоящее время на основе идей проекта "СпАрт" разработан целый комплекс специализированных спартианских программ, каждая из которых ориентирована на определенную группу детей и молодежи (например, на детей дошкольного возраста - программа "Друзья Спартиашки", на школьников - программа "Шаги спартианского восхождения", на лиц с ограниченными физическими или интеллектуальными возможностями - программа"Стань Спартианцем!") или на на решение специфических задач ( например, программа олимпийского образования, интеграции спорта с искусством, гуманизации современного спорта высших достижений, реализации в современных условиях Кубертеновского идеала олимпийского атлета) и др. Для реализации программ созданы рабочие группы, каждую из которых возглавляет координатор соответствующей программы.

Наибольшие проблемы и трудности связаны с реализацией "спартианской" программы, ориентированной на использование спартианских средств в спорте высших достижений, в работе со спортсменами высокого класса, спортсменами-олимпийцами в целях их ориентации на гуманистические идеалы и ценности олимпизма, в том числе на кубертеновский идеал гармонично и разносторонне развитого олимпийского атлета [ см. Столяров, 1996 б ]. К сожалению, не удалось провести многие важные акции, планировавшиеся в рамках этой "спартианской" программы, например, I-й Международный фестиваль спорта и искусства "СпАрт" для участников Ленинградского международного марафона милосердия и здоровья (26 мая -1 июня 1991 г.) [ см. Столяров, 1991 б, с. 42-48 ], фестиваль "СпАрт" для участников III открытого чемпионата г. Москвы по легкой атлетике (16-17 марта 1991 г.) [ см. Столяров, 1991 б, с.60-62 ], Международный Олимпийский турнир "СпАрт" (22-29 сентября 1993 г., г. Набережные Челны) - [ см. Приложение 8 ] и др. Основная причина - недостаток финансовых средств для их проведения. Была задумана( но, к сожалению, также не реализована по указанной причине целая серия Спартианских Игр для спортсменов в определенных видах спорта - легкой атлетике, футболе, гимнастике, восточных единоборствах и др. До сих пор не создан также ни Кубертеновский клуб "СпАрт", ни его отделения. Из целого комплекса спартианских наград, предусмотренных программой, лишь одна из них - "Рыцарю спорта и искусства" - в 1991 г. была вручена Н.Озерову за высокие достижения в спорте и в искусстве.

Однако работа по реализации данной программы продолжается. В частности, планируется начать проведение Фестивалей борцовского искусства "СпАрт", а также создание Кубертеновского (Олимпийского) клуба "СпАрт" и его отделений. Наряду с реализацией отдельных "спартианских" программ в настоящее время все более важное значение приобретает задача формирования такой целостной "спартианской" системы образования, воспитания и организации досуга различных групп населения, которая как минимум предусматривает:

- регулярное проведение Спартианских Игр различного уровня (от Игр в школах, вузах, городских, региональных, межрегиональных и т.д. до международных Спартианских Игр) - и с различным составом участников;

- создание системы Спартианских клубов, школ, игротек, лагерей и других организационных структур спартианского движения, ориентированных на различные группы населения;

- широкое использование "спартианских" средств (Спартианских Игр, Клубов и т.д.): в системе школьного и вузовского образования и воспитания; в системе воспитания дошкольников; в системе олимпийского образования детей и молодежи, прежде всего спортсменов; в системе организации досуга различных групп населения; в системе разнообразных средств социальной реабилитации и интеграции инвалидов, детей-сирот и т.д.;

- подготовку соответствующих специалистов.

В последнее время сделаны определенные шаги в направлении решения этой сложной задачи. Благодаря поддержке Государственного комитета по физической культуре и туризму, который ежегодно включает Спартианские Игры в Единый календарный план Всероссийских массовых физкультурно-спортивных мероприятий и частично финансирует эти Игры, начала складываться система их организации и проведения на региональном, межрегиональном и Российском уровнях. В ближайшее время, возможно, будет сделан и еще один очень важный шаг в этом направлении. В программу Всемирных юношеских Игр, которые будут проведены в Москве 11 - 19 июля 1998 г. по инициативе Олимпийского комитета России и под патронажем МОК, включены Спартианские Игры [см. Приложение 14 ].

Для объединения усилий и координации деятельности Спартианских Клубов и школ планируется создать их Ассоциацию.

Регулярное проведение Спартианских Игр, работа целого ряда Спартианских клубов и школ создали основу для развертывания спартианского движения. В 1993 г. в Дубне был проведен Учредительный съезд этого движения, на котором для оказания содействия в развитии этого движения создана общественная организация "Спартианское движение". Она имеет свои отделения в 17 регионах РФ: в Москве, в Санкт-Петербурге, Архангельской, Кемеровской, Московской, Ростовской, Самарской, Саратовской, Смоленской и других областях, Краснодарском крае и т.д. Представители этих отделений входят в Координационный комитет спартианского движения [ см. Столяров, 1994 б ]. Важно, что эти отделения уже не ограничиваются направлением команд на региональные, межрегиональные или Российские Спартианские игры, а занимаются организацией спартианского движения и Спартианских Игр в школах, вузах и других учебных заведениях, в спортивных и художественных коллективах и т.д.

Формирование "спартианской" системы воспитания, образования и организации досуга населения невозможно без подготовки квалифицированных специалистов, способных эффективно работать с различными группами населения и решать разнообразные социально-педагогические и культурные задачи на основе использования "спартианских" средств. В этом плане необходимо существенное изменение характера и уровня подготовленности специалистов в области физической культуры и спорта. В первую очередь речь идет о повышении уровня их общекультурной, гуманитарной подготовки, а также их профессиональной готовности к таким формам работы, как олимпийское образование и воспитание детей и молодежи, формирование у спортсменов поведения в духе принципов "Фэйр плэй", использование занятий по физическому воспитанию, спортивных тренировок не только для физического совершенствования занимающихся, но также для формирования и совершенствования их нравственной, эстетической, экологической культуры, творческих способностей и т.д., т.е. для их разностороннего и гармоничного развития.

В настоящее время делаются первые шаги в этом направлении. Организуются лекции и методические семинары для разъяснения основных идей спартианской системы и обучению технологии использования связанных с ней спартианских средств воспитания, образования и организации досуга. В 1994 г. в Российской государственной академии физической культуры создан Гуманитарный Центр "СпАрт". Центр имеет своей целью повышение профессиональной гуманитарной подготовки специалистов в области физической культуры и спорта на основе ознакомления их с отечественным и зарубежным опытом организации олимпийского образования и воспитания детей и молодежи, формирования их поведения в духе "Фэйр плэй" ("Честной игры"), укрепления связи спорта и искусством и т.д.

Для эффективного решения упомянутых выше и других, связанных с ними, задач по созданию "спартианской" системы воспитания, образования и организации досуга населения требуется активная государственная поддержка. Без такой поддержки вряд ли можно решить весьма сложные проблемы финансового и материально-технического обеспечения этой системы. В связи с этим I Конгресс спартианского движения ( Москва, 1-2 августа 1995 г.) принял "Обращение к органам государственной власти РФ" [ см. Приложение 19]. Многое зависит, однако, не только от позиции и активности отдельных людей и даже организаций, а прежде всего от общей ситуации социально-экономического и политического развития общества, системы его идеалов и ценностей. Если учитывать все более ярко проявляющуюся тенденцию к гуманистическому, духовно-нравственному обновлению современного общества, есть все основания для определенного оптимизма в этом отношении.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Столяров, В.И. Спартианские игры и клубы в системе организации досуга, образования и воспитания детей и молодежи / Гуманитар. Центр "СпАрт" РГАФК. - М., 1997. - 141 с.