ЕВРОПЕЙСКИЙ МАНИФЕСТ "МОЛОДЫЕ ЛЮДИ И СПОРТ"

ЕВРОПЕЙСКИЙ МАНИФЕСТ "МОЛОДЫЕ ЛЮДИ И СПОРТ"
(принят в мае 1995 года для дополнения и расширения принципов
ст. 5 Спортивной Хартии Европы)

I. Европейские министры, отвечающие за спорт, на своей 8 конференции в Лиссабоне 17-18 мая 1995 года:

1) возвращаясь к резолюциям по вопросу "Молодые люди и спорт", принятым на их предыдущих конференциях;

2) считая, что изменения в сторону малоподвижного образа жизни, происходящие во всей Европе, сокращают время, отдаваемое физической активности и физической деятельности, естественную наклонность к которым имеют молодые люди;

3) полагая, что воспитание качеств, гармонизирующих физическое, интеллектуальное и художественное развитие, является основой становления каждой личности;

4) подчеркивая значение вклада, который может внести воспитание через спорт и претворение в жизнь целей Венской Декларации, в осуществление социальной интеграции, в здравоохранение, в воспитание личности, в пропаганду этических норм, в охрану окружающей среды, в воспитание терпимости и понимания между народами;

5) возвращаясь к Резолюции (72)30 Комитета министров по вопросу гигиены спортивных сооружений и Рекомендации N R (87)9 по исследованиям физической подготовленности молодых людей школьного возраста Еврофит;

6) считая, что предоставление обществом возможности молодым людям заниматься физической культурой должно привести не только к конструктивному использованию свободного времени, но и к решению таких социальных проблем, как нетерпимость, агрессивность, алкоголизм, к лечению других болезней общества;

7) с сожалением признавая, что время, отводимое для занятий физической культурой, во многих школах недостаточно для того, чтобы школьники имели возможность получать необходимую выгоду из образовательных программ, и что молодые люди, не вовлеченные в занятия физкультурой и спортом, имеют низкий уровень физической подготовленности;

8) намереваясь поощрять установление в своих странах новых партнерских отношений для того, чтобы вовлечь молодых людей в процессы самообразования, самосовершенствования и самовыражения через спорт;

9) возвращаясь к Конвенции ООН 1989 года о правах ребенка, в частности, к статьям 29 и 31;

10) ссылаясь на Спортивную Хартию Европы, в частности, на статью 5 "Об основах физической подготовленности", и на Кодекс спортивной этики, которые дают руководства по ведению занятий физической культурой и спортом с молодыми людьми и которые были приняты Комитетом министров как рекомендации N R (92)13 и N R (92)14;

11) отмечая работу, проделанную другими европейскими организациями в области молодежного спорта, и выражая признательность неправительственным организациям за уникальный вклад в создание молодым людям условий для занятий спортом;

12) возвращаясь к своей Декларации о социальной значимости спорта, принятой на очередной конференции, и признавая очевидность общественной роли физической культуры и спорта и их положительное влияние на здоровье

II. 1) Принимают европейский манифест "Молодые люди и спорт", прилагаемый далее, для дополнения и расширения принципов, изложенных в статье 5 Спортивной хартии Европы;

2) Выражают готовность участвовать в его распространении среди всех заинтересованных лиц.

III. Рекомендуют Комитету Министров

- рассмотреть Манифест с последующим принятием его в качестве рекомендации всем странам-участницам соглашения;

- просить Комитет по развитию спорта выступить наблюдателем за претворением в жизнь идей, изложенных в данном Манифесте.

Дети и молодежь имеют право на игры и досуг. Общество обязано обеспечить, чтобы это право могло реализовываться через занятий физической культурой и спортом.

Статья 1. Цель

1. Цель данного Манифеста - благоприятствовать политике, которая вырабатывала бы у молодых людей положительное отношение к занятиям физкультурой и спортом, в соответствии со Спортивной Хартией Европы и Европейским Этическим кодексом, и закладывать таким образом основы для занятий физической активностью на протяжении всей жизни.

2. Общество в целом, в сотрудничестве со всеми заинтересованными организациями, должно предоставить молодым людям возможность достижения этой цели. Для этого:

2.1. общественные власти совместно с соответствующими спортивными организациями отвечают за необходимое руководство в проведении спортивной политики в интересах молодых людей;

2.2. общественные власти на всех уровнях отвечают за создание разнообразных возможностей посредством финансовой поддержки на законодательном и других уровнях.

Статья 2. Толкование

1. Спортивная Хартия Европы определяет спорт как "все формы физической активности, которые через эпизодическое или организованное участие направлены на выражение или совершенствование физического и умственного состояния, формирование социальных отношений или достижение результатов в соревнованиях всех уровней".

2. Спорт в данном Манифесте рассматривается с позиций гуманизма и терпимости, идеалам которых служит Совет Европы.

3. Понятие "молодые люди" в данном Манифесте относится ко всем лицам, не достигшим совершеннолетия по национальному законодательству.

Статья 3. Рамки

1. Спорт во всех формах должен быть доступен для всех молодых людей, не допуская дискриминации; должен предоставлять равные возможности юношам и девушкам, принимать в расчет специальные требования к каждой возрастной группе и группе со специальными нуждами.

2. Физическая активность является для молодых людей естественной формой движения, основанной на элементах игры.

3. Занятия спортом должны быть нацелены на:

3.1. развитие психических, физических и социальных качеств;

3.2. обучение этическим ценностям, справедливости, дисциплинированности;

3.3. воспитание уважения к себе и другим людям, в том числе к группам меньшинства;

3.4. обучение терпимости и ответственности, как предпосылки жизни в демократическом обществе;

3.5. воспитание самоконтроля и развитие положительных качеств личности;

3.6. пропаганду здорового образа жизни.

4. Благоденствие молодежи - цель первостепенной важности; каждому должна быть оказана помощь в реализации своего потенциала; роль тренировок и соревнований должна быть определена в соответствующей пропорции.

Статья 4. Основы: семья и школа

1. Дом и семья - первичная ячейка социализации для детей. Дому и семье принадлежит уникальная роль в пропаганде активного, здорового образа жизни.

2. Школе надлежит решить жизненно важную задачу - заложить через физическую культуру и спорт основы здорового баланса между физической и умственной деятельностью. Спорт может внести вклад в улучшение качества школьной жизни в целом.

2.1. Все молодые люди должны получить физическое воспитание и приобрести основные спортивные навыки. Таким образом, они должны быть вовлечены - в рамках или за рамками школьной программы - в занятия спортом и ежедневные физические упражнения.

2.2. Школа должна предоставить безопасные и здоровые условия для занятий физической культурой и спортом.

2.3. Школа должна следить по мере возможности за новыми тенденциями в спортивном движении и разъяснять их молодым людям.

Статья 5. К занятиям длиною в жизнь

1. Чтобы обеспечить вовлечение в непрерывные занятия физкультурой и спортом, необходимо установление партнерских отношений с заинтересованными организациями. Общественные власти должны способствовать установлению этих отношений.

2. Жизненно важная роль в предоставлении молодым людям возможности улучшать свои достижения через тренировки и соревнования и роль в создании условий для непрерывных занятий физкультурой принадлежит спортивным клубам и спортивным организациям, включая ассоциации школьного спорта.

3. Дальнейшие важные средства привлечения интереса молодых людей к спорту должны искать другие добровольные и общественные организации.

4. Коммерческие организации, искренне болеющие интересами молодых людей, могут предоставить молодым людям дополнительные возможности применения их сил в различных сферах физической активности, дополняя таким образом усилия официального и добровольческого секторов.

Статья 6. Программы

1. Необходимо создание продуманных и хорошо сбалансированных программ, открывающих молодым людям доступ к занятиям физической культурой и спортом. Программы должны быть нацелены на гармонизацию физиологического и психического развития.

2. Программы должны отражать нужды и учитывать возможности всех молодых людей различного возраста и уровня развития, дифференцированно подходя к каждому из них.

3. Программы должны предусматривать возможности контактов между молодыми людьми различных регионов и стран через спорт.

Статья 7. Руководство

1. Занятиями спортом на всех уровнях - в стенах или за стенами школы - должны руководить квалифицированные и подготовленные руководители, учителя, тренеры, независимо от того, работают они на добровольной или профессиональной основе. Они должны с ответственностью подходить к выполнению своих обязательств, знать о специфических нуждах молодых людей.

2. Руководители должны относиться к молодым людям с уважением, учить их терпимости и честности, вовлекать их в процесс принятия решений, касающихся организаций, в которых они занимаются, заинтересовывать их в приобретении руководящего опыта.

3. Компетентные власти должны предпринимать необходимые шаги, чтобы учителя, тренеры, руководители повышали свою квалификацию на рабочих местах.

Статья 8. Сооружения и оборудование

1. Все школы должны иметь необходимое оборудование для занятий физкультурой и спортом.

2. В соответствующих и необходимых объемах должны использоваться школьные и общественные сооружения и оборудование.

3. Должен быть открыт доступ к спортивным площадкам и сооружениям на открытом воздухе как в городских, так и в сельских районах, однако, их использование допустимо только при соблюдении норм уважения к окружающей среде.

4. Все молодые люди должны иметь свободный доступ к спортивным сооружениям, в том числе инвалиды и дети с другими специальными нуждами.

5. Проектировщики, дизайнеры и управляющие спортивными сооружениями должны получать необходимую подготовку, чтобы их работа удовлетворяла запросы и нужды молодых людей.

Статья 9. Средства

Правительства должны гарантировать необходимую поддержку и предоставление средств из общественных фондов, привлекать других партнеров к сотрудничеству для достижения целей данного Манифеста.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Настольная книга спортивного менеджера : справ. пособие / [авт.-сост.: Золотов М.И. [и др.]] ; Рос. гос. акад. физ. культуры, Моск. гос. акад. физ. культуры. - Москва: ФОН, 1997. - 518 с.