КОДЕКС СПОРТИВНОЙ ЭТИКИ "СПРАВЕДЛИВАЯ ИГРА - ПУТЬ К ПОБЕДЕ"

КОДЕКС СПОРТИВНОЙ ЭТИКИ "СПРАВЕДЛИВАЯ ИГРА - ПУТЬ К ПОБЕДЕ"
(принят в 1985 году)

Введение

1. Кодекс спортивной этики Совета Европы "Справедливая игра - путь к победе" является заявлением о намерениях, принятым министрами Европы, ответственными за спорт.

2. В основные принципы Кодекса заложены соображения этического характера, направленные на соблюдение справедливой игры, которые являются неотъемлемой частью, а не факультативными элементами, всей спортивной деятельности, спортивной политики, политики управления и применяются во всех сферах как рекреационной, так и спортивной деятельности.

3. Кодекс обеспечивает прочную этическую основу для борьбы с отрицательными проявлениями в современном обществе, которые подрывают традиционную основу спорта - основу, построенную на справедливой игре, товариществе.

Цель Кодекса

4. Основной целью Кодекса является Справедливая игра в спорте для детей и юношества, имея в виду то, что завтра они станут взрослыми участниками и спортивными звездами. Кодекс предназначается для учреждений и взрослых лиц, имеющих прямое или косвенное отношение к привлечению молодежи к участию в спорте.

5. Кодекс включает в себя положения о ПРАВЕ детей и юношества участвовать в спортивной деятельности и наслаждаться ею, а также ОБЯЗАННОСТИ учреждений и взрослых лиц распространять правила Справедливой игры и обеспечивать уважение названных прав.

Определение понятия "Справедливая игра"

6. В определение понятия "Справедливая игра" включено больше, чем простое следование правилам спортивной деятельности: оно включает в себя понятия дружбы, уважения и почитания атмосферы, в которой осуществляется рекреационная или спортивная деятельность. Справедливая игра - это образ мышления, а не только поведения. Она исключает обман, применение допинга, насилие, оскорбления (физические и словесные), эксплуатацию, а также неравные возможности, чрезмерную коммерциализацию и коррупцию.

7. Справедливая игра - понятие положительное. Кодекс признает, что спорт является общественной и культурной деятельностью, которая, при соблюдении правил Справедливой игры, обогащает общество и укрепляет дружбу между народами. Спорт признается также как вид индивидуальной деятельности, которая, при ее справедливом проведении, предоставляет возможности самоусовершенствования, самовыражения и реализации личных достижений, приобретения навыков и демонстрации мастерства; социального взаимодействия, хорошего проведения свободного времени, здоровья и благополучия. Вовлечение в занятия спортом налагает ответственность на общество, располагающее широкой сетью клубов, и на работающих добровольно лидеров. В дополнение к этому ответственность за некоторые виды деятельности будет способствовать выработке правильного отношения к окружающей среде.

Ответственность за соблюдение Справедливой игры

8. Кодекс признает, что вовлечение в занятия спортом детей и юношества охватывает широкие социальные слои. Он также признает, что потенциальные выгоды для общества и отдельных лиц намного возрастут при соблюдении Справедливой игры и обретения ею центрального места вместо занимаемого ранее периферийного. Кодекс признает, что Справедливая игра должна пользоваться самым высоким приоритетом у всем, кто непосредственно или косвенно оказывает влияние на спортивную деятельность детей и юношества. Эти приоритеты включают:

8.1. Правительства на всех уровнях, включая организации, работающие с правительством. Образовательные учреждения несут особую ответственность;

8.2. Спортивные и относящиеся к спорту организации, включая спортивные федерации и иные органы управления, ассоциации физического воспитания, тренерские центры и институты, лиц медицинской и фармакологической профессий и средства массовой информации. Коммерческий сектор, включающий производителей спортивных товаров, агентства по розничной торговле и маркетингу, также несут ответственность за то, чтобы способствовать соблюдению Справедливой игры;

8.3. Отдельные лица, включая родителей, педагогов, тренеров, судей, официальных лиц, руководителей спорта, администраторов, журналистов, врачей и фармацевтов, а также тех звезд в спорте, которые достигли славы и спортивного совершенства.

Кодекс соблюдается независимо от того, осуществляется ли деятельность на добровольной или профессиональной основе. Зрители на спортивных соревнованиях также несут ответственность за соблюдение Кодекса.

9. Каждый из указанных лиц и учреждений должен выполнять свою роль и нести свою ответственность. Данный Кодекс по этике адресуется им. Он будет эффективным только тогда, когда все, вовлеченные в спорт, будут готовы принять на себя ответственность, заложенную в Кодексе.

Правительства

10. Правительства несут ответственность:

10.1. поощрять внедрение высоких этических норм во все сферы общества, где осуществляется спортивная деятельность;

10.2. поощрять и поддерживать организации и отдельных лиц, которые строго придерживаются этических прицнипов в своей работе в области спорта;

10.3. способствовать, чтобы в системе профессионального обучения оказывалась поддержка спортивной деятельности и правилам Справедливой игры как одной из центральных частей программ физического воспитания;

10.4. поддерживать инициативы, направленные на внедрение Справедливой игры в спорте, и поощрять организации, которые рассматривают Справедливую игру в качестве приоритетной в своей работе;

10.5. поощрять исследовательскую работу на национальном и международном уровнях, направленную на улучшение нашего понимания комплекса вопросов, связанных с вовлечением молодежи в спорт, выявляющую случаи неправильного поведения, а также возможности по внедрению Справедливой игры.

Спортивные и относящиеся к спорту организации

11. Спортивные и относящиеся к спорту организации несут ответственность и должны:

- определение понятия "Справедливая игра":

11.1. публиковать четкие установки, что считать этичным или неэтичным в поведении, и обеспечивать, чтобы на всех уровнях участия в спортивной деятельности или в процессе вовлечения в нее всегда использовались соответствующие поощрения или наказания;

11.2. обеспечивать, чтобы все решения в конкретном виде спорта принимались в соответствии с Кодексом этики, который отражает положения Европейского Кодекса;

11.3. повышать внимание к справедливой игре в рамках своей сферы влияния посредством проведения различных кампаний, церемоний награждения, распространения материалов воспитательного характера и использования возможностей в процессе тренировок. Они также должны управлять этим процессом и оценивать его результаты;

11.4. определить такие системы, которые бы вознаграждали за личные достижения в соблюдении Справедливой игры, помимо успешных выступлений в соревнованиях;

11.5. обеспечивать помощь и поддержку средствам массовой информации с тем, чтобы они способствовали пропаганде этичного поведения;

- работа с молодежью:

11.6. обеспечивать, чтобы структура соревнований соответствовала особым требованиям молодого и подрастающего поколения и обеспечивала им возможность участия в деятельности на различных уровнях - от рекреационного до соревнований высокого класса;

11.7. поддерживать изменения правил с тем, чтобы они соответствовали особенностям очень молодых и незрелых людей и акцентировали внимание скорее на Справедливую игру, чем на успешное выступление в соревнованиях;

11.8. обеспечивать меры предосторожности во избежание эксплуатации детей, особенно одаренных;

11.9. обеспечить, чтобы все люди, входящие в организацию, или ассоциативные члены, которые несут ответственность за детей и молодежь, имели соответствующую квалификацию для организации управления, тренировочного процесса и обучения, особенно в части понимания биологических и физиологических изменений, происходящих в организме ребенка в период его созревания.

Отдельные лица

12. Отдельные лица несут ответственность:

- личное поведение:

12.1. подавать пример своим поведением с тем, чтобы дети и молодежь подражали им, а также ни в коем случае не поощрять и лично не проявлять и не прощаьб другим несправедливую игру, предпринимая соответствующее наказание в случае недостойного поведения;

12.2. обеспечить, чтобы собственный уровень подготовки и квалификация соответствовали особенностям ддетей на различных стадиях их спортивной деятельности;

- работа с молодежью:

12.3. считать своей первейшей задачей заботу о здоровье, безопасности и благополучии ребенка или молодого спортсмена и обеспечить, чтобы эти требования не превалировали над репутацией школы, клуба, тренера или родителя;

12.4. способствовать тому, чтобы приобретенный детьми спортивный опыт приобщил их к занятиям физической деятельностью для укрепления здоровья в течение всей жизни;

12.5. исключить подход к детям просто как к маленьким взрослым, помнить о физиологических и биологических изменениях в их организме в период созревания и о влиянии этого на результаты их выступлений;

12.6. не возлагать на ребенка надежд, превосходящих его возможности;

12.7. ставить в центр внимания удовольствие от выполняемой ими деятельности и никогда не отказывать давления на ребенка в отношении его выбора участвовать или не участвовать в той или иной деятельности;

12.8. относиться одинаково как к одаренным, так и к менее одаренным детям, подчеркивать и поощрять личные достижения и спортивные навыки так же как и успехи в соревнованиях;

12.9. поощрять детей в изобретении ими новых игр с собственными правилами, а также исполнение ими ролей руководителя, тренера, судьи, а не только участника; определение самими детьми мер поощрения за Справедливую игру и несение личной ответственности за свои поступки;

12.10. предоставлять ребенку и его родителям полную информацию относительно его возможностей в достижении высоких результатов.

Заключение

13. Справедливая игра является неотъемлемым и важным условием успешного развития спорта и вовлечения в спорт. Посредством Справедливой игры выигрывают все - от отдельных лиц до спортивных организаций и общества в целом. На всех нас лежит ответственность за распространение и соблюдение Справедливой игры.

Справедливая игра - путь к победе.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Настольная книга спортивного менеджера : справ. пособие / [авт.-сост.: Золотов М.И. [и др.]] ; Рос. гос. акад. физ. культуры, Моск. гос. акад. физ. культуры. - М.: ФОН, 1997. - 518 с.