ОТ ТЕОРИИ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ К ОБЩЕЙ ТЕОРИИ СПОРТА

ОТ ТЕОРИИ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ К ОБЩЕЙ ТЕОРИИ СПОРТА

Л.Матвеев

Российская государственная академия физической культуры,
Москва, Россия

Проблемная ситуация. Если проследить эволюцию аналитико-обобщающих знаний о спорте, нетрудно заметить, что среди них наиболее фактологически обогащенные и разработанные концентрировались вплоть до последнего времени преимущественно в рамках теории спортивной тренировки. Это имело, конечно, свои причинные основания и дало немалые теоретико-познавательные и прикладные результаты. Однако как бы за границами предметной ориентации теории спортивной тренировки находится немало из того, что является неотъемлемы слагаемым многогранной реальности спорта. При этом за пределами достаточно концентрированного рассмотрения и целостно обобщающего осмысления остаются, кроме прочего, собственно состязательная деятельность спортсменов, без которой не было бы самого спорта, и ряд "внетренировочных" факторов спортивной подготовки (назовем их условно ее "экзофакторами"). По мере развития спорта, возрастания его социальной значимости и расширяющегося проникновения спортивных начал в различные сферы жизнедеятельности общества и индивида актуализировалась необходимость целостного осмысления его свойств, закономерностей функционирования путей и условий дальнейшего развития. Это обязывало и обязывает специалистов активизировать усилия по разработке обобщающей дисциплины научно-прикладного характера, которая была бы спроецирована не на какую-либо часть, сторону или грань спортивной деятельности, а на весь спорт в его "общем виде" - так, чтобы системно и интегративно отображать взаимосвязанную совокупность его основных свойств и целостно раскрывать сущность происходящего в нем и с ним.

Начало и современный этап становления общей теории спорта. Попытки очертить проблематику и предметное содержание новой научно образовательной дисциплины такого рода начались почти одновременно (лавным образом в 70-е гг. истекающего века) в различных странах, где нашлись специалисты, рискнувшие заняться необходимой для этого чрезвычайно сложной работой. Результаты первых попыток, естественно, не очень отличались от имевшихся разработок по теории и методики спортивной тренировки (II), затем появились публикации, все более емко охватывающие различные стороны объектной сферы спорта. Их широко обобщающая ориентация в этой сфере подчеркивалась такими названиями, как: "теория спорта" или "общая теория спорта" (1,2,7), "теория и методика спорта" (14), "спортивная наука" или "наука о спорте" (10,12,13); в общем здесь приемлимо и такое обозначение, как "спортоведение", или "спортология".

У нас в стране проект разработки рассматриваемой новой дисциплины и развернутая программа, очерчивающая структуру и принципиальные положения ее предметного содержания в качестве одной из профилирующих дисциплин высшего специального образования впервые созданы в ГЦОЛИФК - РГАФК (1,5). При этом то, что сложилось ранее как проверенное и широко принятое содержание общей теории спортивной тренировки, разумеется, не упразднялось, а включалось в состав более емкой дисциплины, самыми крупными слагаемыми которые намечены: 1.общая концептуальная характеристика феномена спорта с отображением структурно-функциональных свойств, объективно присущих ему, его истоков, общих закономерностей функционирования и тенденций развития в обществе; II. теория собственно соревновательной деятельности спортсмена и системы спортивных соревнований; III. теория подготовки спортсмена как многостороннего долговременного процесса, который развертывается в виде спортивной тренировки и системного использования других факторов увеличения и оптимизации достиженческих возможностей спортсмена.

Эта наметка структуры и содержания общей теории спорта "далее - ОТС" в принципиальных чертах получила поддержку специалистов. Реализация намеченного довольно быстро стало делом, увлекающим все большее число участников и дающим конкретные результаты, в том числе прикладно-образовательное. Целостным выражением этого явилось официально признанное становление новой научно-образовательной дисциплины и ее оснащение познавательными материалами для всех уровней высшего специального образования (2,4-9).

Ясно, что за сравнительно небольшое время, минувшее сначала становления ОТС, она сформировалась далеко не в полной мере, В ней пока немало намеченного лишь в первом приближении и незавершенного. Ясно и то, что ее созревание во многом зависит от использования междисциплинарных связей, соединяющих ОТС со смежными и более широкими отраслями научного знания. В ее опорных пунктах важны кроме всего прочего, базовые положения теорий антропогенеза и направленного воздействия на процессы, развертывающиеся на различных этапах развития индивида, культурологических, социологических, антропофизиологических, психолого-педагогических и других теорий, отображающих со своей стороны закономерности объективного и субъективного мира, какие действуют в частности, и в сфере спорта. Отсюда, отнюдь, не следует, будто ОТС - конгломерат или придаток знаний, заимствуемых из иных отраслей научного познания. В качестве относительно самостоятельной дисциплины она имеет своим основным фактологическим источником интегративное познание самого спорта с отображением того, что целостно характеризует его коренные свойства и действующие в его сфере закономерности. Объект и предмет ОТС находятся в своего рода полномасштабном соотношении и это отличает ее от других дисциплин, рассматривающих спорт в иных, избирательных аспектах.

Сейчас есть уже основания считать, что перерастание теории спортивной тренировки в более емкую научно-теоретическую дисциплину целостно интегративного характера способствует общему осмыслению сути удивительного феномена спорта, ведет к соразмерному охвату познанием всей сферы проявления закономерностей его функционирования и развития, а в прикладном отношении помогает создать новые познавательные предпосылки совершенствования спортивной практики.

Список литературы

1. Матеев Л.П. Проблематика и пути формирования теории спорта; общая теория спорта как наука и учебный предмет, - в публикациях: Сборник научных материалов ГЦОЛИФК, вып.1. - М.: РИО ГЦОЛИФК, 1970, с.56-82; Теория и практика физической культуры, 1972, №3, с.62-67; 1975, №11, с.65-71; "Спорт в современном обществе" / материалы Всемирного научного конгресса /. - М.: ФиС, 1978, с.172; Общественные науки. - АН СССР, 1980, №3, с,31-41.

2. Матвеев Л.П. Общая теория спорта. - М.: тип. Воен. изд., 1997.

3. Спорт в современном обществе / материалы Всемирных научных конгрессов /. - М.: ФиС, 1978, 1982 / обзорные сообщения по интегративным аспектам осмысления спорта/.

4. Спорт и система подготовки спортсменов / коллектив авторов, программа для магистерского уровня высш. физкульт. Образования /. - М.: РГАФК, 1997.

5. Теория спорта / сост. Матвеев Л.П., программа для инфизкультов /. - М.: Спорткомитет СССР, 1980.

6. Теория спорта / авторский коллектив, метод. разработки /, вып. I - IV. - М.: РИО ГЦОЛИФК, 1986.

7. Теория спорта / общ. Ред. Платонов В.Н., учебн. для ИФК /. - Киев: Вищашкола, 1987.

8. Теория и методика спорта / авторский коллектив, учебн. материалы / - М.: РИО ГЦОЛИФК, 1992, в 3 частях.

9. Теория и методика спорта / общ. ред. Суслов Ф.П., Холодов Ж.К., учебн. пособ. для УОР /. - М.: тип. Военизд. 1997.

10. Herrmann H.-Y., Sieger W in: "Wissenschaftlichehe Zeitschrift der DHFK", 1970, H.3 (12 Y), s.43-59.

11. Prokop L., Ro ssner F und and Erfolg im Sport. Theorie und Praxis der Leistungssteigerung. - Wien - Mu nhen. Band 1 1959, Band II 1960/

12. Schindler Y., Schnabel Y., Trogsch F. in: "Wissenschaftliche Zeitschrift DHfK, 1970, H.3 (Y.12), s.25-41.

13. Sportwissenschaft in: Zschz. Sportwissenschaft, 1972 ? 4 (Schorndorf).

14. Ulftowski T. in: Teoria i metodyka Sportu. - Warszawa.: Sport i Turystika, 1971.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Матвеев, Л. От теории спортивной тренировки - к общей теории спорта // Человек в мире спорта : Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 1. - С. 5-6.