ФИЛОСОФСКИЕ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ СПОРТА

ФИЛОСОФСКИЕ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ СПОРТА

В.Столяров

Российская государственная академия физической культуры,
Москва, Россия

Необходимость разработки новой теории

В настоящее время детально разработана и применяется на практике теория спорта, которую мы называем "классической". Главная ее особенность состоит в том, что в основе данной теории лежит технократическая парадигма: человек (причем, не только его тело, но и его психика, все существо человека) выступает как определенное средство решения задач, связанных со спортом, с тем или иным его видом.

Это проявляется в двух основных моментах.

1. Главная цель данной теории - научное обоснование путей отбора тех людей, которые наиболее пригодны для успешного выступления в том или ином виде спорта, средств и методов их спортивной подготовки, такой модификации их телесности, физического состояния и психики, которая обеспечивает успешное выступление, достижение предельно высоких результатов в этом виде спорта. Как считают сами авторы классической теории, например, Л.П.Матвеев, "ее стержневым разделом является концепция об основном содержании и формах оптимального построения подготовки спортсмена к высоким достижениям в спорте, наиболее существенных закономерностях, путях и условиях спортивного совершенствования" [Матвеев, 1997].

2. Классическая теория сосредоточивает свое внимание на анализе той модели спорта (мы называем ее "жесткой"), которая предполагает жесткую конкуренцию участников, выдвигает на первый план не внутренние, а внешние для человека стимулы - победу над противником и связанные с этой победой ценные призы, награды, другие материальные блага, славу и т.п.

Такой подход находится в явном противоречии с ориентацией современного общества не только на декларацию, но и на практическу.ю реализацию во всех сферах общественной жизни, включая спорт, идей гуманизма. В связи с этим возникает вопрос о разработке иной, "неклассической" теории спорта, в основе которой лежит не технократическая, а гуманистическая парадигма.

Предмет и состояние разработки неклассической теории

Основная цель неклассической теории состоит в научном обосновании путей, средств и методов реализации в спорте и посредством спорта гуманистических принципов и идеалов. При таком подходе на переднем плане находится не спорт, а интересы, потребности, личность человека и человеческие отношения; спорт рассматривается лишь как средство, призванное содействовать такому развитию личности и отношений между людьми, которое соответствует идеалам и ценностям гуманизма.

В соответствии с этим в научной проблематике новой теории центральное место занимают закономерности воздействия спорта на личность и отношения между людьми, факторы, определяющие характер и степень этого воздействия, пути, средства и методы, обеспечивающие оптимальный позитивный эффект такого воздействия. Совсем по-иному ставится здесь и вопрос о подготовке спортсмена к высоким достижениям в спорте. Он выступает как вопрос о том, каковы наиболее существенные закономерности, пути и условия такого спортивного совершенствования, которое не противоречит интересам развития личности, а, напротив, содействует формированию здоровой, активной, творческой и разносторонне развитой личности.

Особенность проблематики неклассической теории спорта определяет ее комплексный, интегративный характер. Она может и должна разрабатываться совместными усилиями философов, социологов, культурологов, педагогов, представителей других научных дисциплин.

В спортивной педагогике, социологии и психологии спорта и др. обсуждаются некоторые аспекты проблематики неклассической теории спорта, например, такие, как: интересы, потребности, ценностные ориентации спортсменов; влияние спортивных соревнований и подготовки к ним в различных видах спорта на личность спортсмена; социализация, самосознание и самоутверждение личности в спорте; отчуждение спортсмена и манипуляция его личностью; основные направления, формы и методы воспитания спортсменов, "спортивного" воспитания и т.д.

Однако многие, притом особенно важные, аспекты проблематики неклассической теории спорта либо совсем не разработаны, либо только начали разрабатываться. К их числу относится, например, раздел, касающийся детско-юношеского спорта. В первую очередь речь идет о таких сложных и дискуссионных вопросах: допустимо ли с гуманистических позиций использование спортивных соревнований в системе образования, воспитания и организации досуга детей и подростков? Не приводит ли это к крайне негативным последствиям для их личностного развития? Возможно ли каким-то образом и каким именно избежать негативного влияния спорта на детей и подростков, обеспечить его позитивное и наиболее полное гуманистическое воздействие на них? и др.

Особенно слабо разработан "стержневой раздел" неклассической теории спорта: концепция такой модели спорта, которая обеспечивает целостное гуманистическое воздействие на личность и человеческие отношения (эту модель в отличие от "жесткой", технократически-ориентированной, модели мы называем "мягкой", "гуманной").

Спартианская концепция неклассической,"мягкой" модели спорта

"Стержневым разделом" неклассической теории спорта является концепция такой неклассической, "мягкой" модели спорта, которая обеспечивает целостное, интегративное гуманистическое воздействие на личность и человеческие отношения. Анализ выявляет множество разнообразных точек зрения, подходов, предложений, проектов, программ и т.д., связанных с попытками разработать и внедрить в практику такую модель спорта. В 1990 г. в рамках разработанного нами проекта под названием "СпАрт" (Спорт. Духовность. Искусство) был предложен один из вариантов этой модели.

Основные особенности спартианской модели спорта следующие.

1. Новый подход к организации соревнований и подготовке к ним:

а) Программа соревнований требует от участников не узкой специализации в одном виде игровой деятельности (в каком-то виде спорта, например, в легкой атлетике, или в художественном творчестве, например, в танцах, или в техническим творчестве, в игровых формах интеллектуальной деятельности и т.д.), а многосторонних способностей. Участники соревнуются в разнообразных видах игровой деятельности. В игровой форме они моделируют те формы творческой деятельности, которые характерны для разносторонне развитой личности, связаны с различными видами спорта, туризмом, художественным и техническим творчеством, требуют от участников физической подготовленности, спортивного и художественного мастерства, юмора, знаний и т.д;

б) на соревнованиях используется новая, более "мягкая" система определения победителей: учитываются эстетические и нравственные аспекты поведения участников; принимаются во внимание лишь существенные различия в их результатах; основное значение придается превышению участником своих результатов, а не результатов других участников или каких-то норм и т.д.;

в) подготовка к соревнованиям осуществляется в спартианских клубах, школах, игротеках и т.д.

2. Развертывание нового самодеятельного игрового культурно-спортивного движения "СпАрт" (спартианского движения).

Практическое использование (с 1991 г.) спартианской модели спорта в работе с различными группами населения, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья, показало ее высокий педагогический и социально-культурный эффект.

 

UNCLASSICAL THEORY OF SPORTS AND ITS PHILOSOPHYCAL AND CONCEPTUAL FUNDAMENTALS

V.Stolyarov

Russian State Academy of Physical Education,

Moscow, Russia

NECESSITY OF WORKING OUT A NEW THEORY

At present the theory of sports, called by us as the classical one, has been worked out in detail and it is applied in practice. Its distinctive characteristic consists in the technocratic paradigm being the basis of the given theory where man, his body and his psychics and all his living creature as well acts as a definite means of accomplishing the tasks associated with sports, this or that sporting event.

This is manifested in the two important aspects.

1. Chief aim of the given theory consists of substantiating scientifically (1) the methods for selecting those people who are fitter for scoring success in this or that sporting event, (2) means and methods of their sporting preparation, (3) such a modification of their physical properties, physical state and physics that makes it possible for them to attain success at competitions and to achieve utmost top-class results in a given sporting event. As to the authors of the classical theory, e.g. Matveyev L.P. they regard "the conception of basic contents and forms of optimal composition of athlete's preparation for top-class results in sports and more essential regularities, ways and conditions of sporting perfection as its score" (Matveyev, 1997).

2. Classical theory concentrates on analyzing such a model of sports, called by us as "hard" one, which proposes severe rivalry, fierce competition of participant sand pushes into the foreground man's external stimuli, and not the internal ones, namely victory over opponent, valuable prizes, awards, other material incentives, fame etc. associated with this, gained victory.

Such an approach arouses a deep antagonism with orientating the modern society to both the declaration and practical realization of the ideas of humanism in all spheres of social life and shorts as well. In this connection the question on working out the unclassical " theory of sports is raised and the humanistic paradigm, and not the technocratic one, is the basis of the new theory.

SUBJECT AND STATE OF WORKING OUT THE UNCLASSICAL THEORY

Chief aim of the unclassical theory consists in substantiating scientifically the ways, means and methods of realizing the humanistic ideas and principles in sports and by means of sports. With such an approach the interests, needs, man's personality and human relations, and not sports, advance to the forefront. Here sports is only regarded as the means of promoting such a development of personality and relations among people which conform with the ideas and the values of humanism.

In accordance with this the regularities of influencing the sports on personality and relations among people, the factors, determining character and a degree of such an influence, and the ways, means and methods, producing an optimal positive effect of such an influence, are the core in scientific problematic aspect of the new theory. Here a quite different question of preparing an athlete for top-class results in sports is raised namely what more essential regularities, ways and conditions of such a sporting perfection which do not contradict to the interests of developing a personality, and, on the contrary such a formulation of the given question contributes to formation of sound, active, creative and many-sided developed personality.

Peculiarity of problematic aspect of the unclassical theory of sports determines its complex, integrative character. It can be and must be worked out by joint efforts of philosophers, sociologists, culture officers, pedagogists and representatives of other scientific disciplines.

Some of problematic aspects of the unclassical theory of sports e.g. such as (1) interests, needs, valuable orientations of athlete, (2) influence of sporting competitions and preparation for them in the different kinds of sports on personality of athlete, (3) socialization, self-consciousness and self-actualisation of personality in sports, (4) estrangement of athlete and manipulations of his or her personality, (5) main directions, forms and methods of bringing up the athletes, "sporting" upbringing (by means of sports) etc. are discussed in sport pedagogic, sociology and sport psychology etc..

However, many problematic aspects of the unclassical theory of sports and more important ones in particular either have not been worked out at all or only the first steps have been taken for this aim. Here belong, for example, the division of the children - youth sport. In the first place we consider such complex and debatable questions as (1) is it admissible to use sporting competitions in the system of education, upbringing and organization of leisure for children and teenagers from humanistic positions?, (2) can this fraught with extremely negative consequences for developing their personalities?, (3) is it possible to avoid negative influence of sports on children, and teenagers by this or that way and can sports itself exercise positive and more powerful humanistic influence on them? etc..

In the unclassical theory of sports the core division has been weakly worked out, in particular, the conception of such a model of sports that exercises complete humanistic influence on personality and humane relations (we call this model of sports as "soft", "humane" one unlike "the hard", oriented technocratically model).

SPARTIANSKAYA CONCEPTION OF THE UNCLASSICAL, "SOFT" MODEL OF SPORTS

The conception of such an unclassical "soft" model of sports, exercising complete, integral humanistic influence on personality and humane relations is the a core division of the unclassical theory of sports. The analysis brings to light great number of various stand-points, approaches, suggestions, projects, programmes ets. which are connected with the attempts to work out and put into practice such a model of sports. Within the limits of the "SpArt" project (Sports, Spirituality, Art), worked out by us, one of the variants of this model was proposed in the 1990.

Principal peculiarities of the spartianskaya model of sports are the following:

1. new approach to arranging and holding competitions and preparation for them namely

(a) programme of competitions demands many-sided abilities from participants and not a narrow specialization in one kind of sports, e.g. in track-and-field, or in artistic creative work, e.g. in dances, or in technical creative work, in the game forms of intellectual activity etc.). Participants compete in various kinds of game activity. In the game form they model those forms of creative activity which are typical for personality of many - sided development and connected with different kind of sports, tourism, artistic and technical creative work, demanding physical preparedness, sporting and artistic mastery, humour, knowledges etc. from participants,

(b) at competitions a new, more "humane" system of placing the winners is used, it takes into account (1) aesthetic and moral aspects of participants behaviour, (2) in their results only marked differences are recorded, (3) paramount inportance is attached to bettering one's own results by a given participant and not the results of other participant or some other standards etc.,

(c) preparation for spartianskaya clubs, schools and collections of children's games etc..

2. Promotion of new amateur game cultural-sporting movement of the SpArt (spartianskaya movement).

Practical application of the spartianskaya model of sports has produced high pedagogical and social-cultural effect in the work with different groups of population, including the persons with limited abilities of health and this model has been applied since 1991.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Столяров, В. Философские и концептуальные основы неклассической теории спорта // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 1. - С. 13-14.