"ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ КОНВЕРСИЯ" БИОМЕХАНИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ СПОРТА

"ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ КОНВЕРСИЯ" БИОМЕХАНИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ СПОРТА

С.Дмитриев, Д.Донской

Нижегородский государственный педагогический университет, Нижний Новогород,
Российская государственная академия физической культуры, Москва,
Россия

Проблема сознательной целенаправленности, ценностной ориентации и смысловой организованности двигательных действий весьма важна для антропономии (общей теории человека). В "живых движениях" человека интегрированы две "ипостаси" - мир, который находится в человеке (психосемантический предметный мир) и мир, в котором находится и действует человек (предметная физическая среда). В деятельностной онтологии нивелируется граница между объектом и субъектом - мысль человека направлена на объект, но этим объектом является способ действия. Для того, чтобы спортсмен стал не "живой машиной", а субъектом двигательных действий и деятельности в целом, он должен выйти из пространства предметной среды в предметный мир личности. Последний представляет собой когнитивно репрезентированный и психически переработанный (интерпретированный) реальный мир личности. Это духовно освоенное социокультурное пространство, определяющее бытие личности и деятельность человека по решению тех или иных задач.

Безусловно, в ХХ веке общественное внимание в первую очередь было сосредоточено на естественных науках. Вместе с тем в настоящее время основные проблемы у человека возникают не с окружающим его миром вещей и "вещных отношений", а с миром духа, "обустройство" которого становится для него приоритетным. Поэтому неизбежно рано или поздно должно произойти перемещение центра тяжести с естественных наук на науки о человеке. Цель "гуманистической конверсии" биомеханических технологий по принципу креасофии (творящей мудрости) заключается в изменении структуры и формы сознания человека, обретающего в результате способности мыслить, рефлексировать и действовать (в том числе творчески, в соответствии с ценностями духовного мира) в соответствующей социокультурной среде. Биомеханику спортивных и трудовых движений начала ХХ века можно рассматривать как механоцентрическую и технологоцентрическую (Тейлор, Джильбрет). На протяжении значительного периода времени доминировал взгляд, что содержание биомеханического исследования должно обеспечить непротиворечивую классификацию соответствующих систем движений и представлять процедуру приписывания классифицирующих характеристик элементам системы (технико-технологический подход к объекту). В наших исследованиях делается попытка "вторгнуться" в сферу педагогической антропологии (понимание сущности человека, индивидуальности, личности), антропономики ("возделывание" человека через изменение способа его бытия и постижение своего предназначения) и антропотехники (как, с помощью каких средств и технологий происходит "очеловечивание" человека).

В антропоцентрической биомеханике, основы которой разработаны нами (С.В.Дмитриев, Д.Д.Донской, 1995-1997), система движений человека рассматривается как аксиологический объект, детерминированный не только естественнонаучными (в частности, биофизическими) закономерностями, но и ценностно-смысловыми, семантическими структурами сознания человека. Это связано с тем, что различного рода биофизические параметры двигательных действий имеют не только функцию информационного знания об объекте, но и приобретают (в зависимости от позиции человека и его социального окружения) ту или иную значимость, целесмысловую направленность и коммуникативную эталонизацию (в виде принятых в данном профессиональном сообществе критериев оценки, технологических норм и средств трансляции). Нами показано, что двигательные действия спортсмена как физическая реальность имеют множество концептуальных, т.е. идущих от субъекта измерений и описаний, характеризующих систему движений с разных точек зрения - биофизической и семантической. Здесь сопрягаются позитивистская логика естественных наук и герменевтическая логика гуманитарных наук. Если биомеханические структуры остаются неизменными при любом характере изложения, то семантико-дидактических (смысловых) структур может быть много. Для последних характерно наличие не только "отраженного разнообразия", но и "разнообразия отношений" - точек зрения, позиций и диспозиций, смысловых интенций. При этом смысловые отношения могут формироваться как на уровне досознательного (аффективного), так и сознательного (в частности, вербализованного) отражения. Смысловая структура представляет собой не обезличенные механизмы (способы) двигательного действия, а психосемантические механизмы выработки двигательных решений вместе с их рефлексией, пониманием, интерпретацией и обоснованием.

Воссоздать и понять уникальный внутренний мир человека, сделать попытку включить в алгебру деятельности полифоничность и гармонию(или, напротив, амбивалентность) его чувств в значительной степени помогает метафоричность языка, метафоричность мышления (термин Э.Кассирера). Метафоричность сознания выражает, на наш взгляд, свойство языковой личности выходить за свои первоначальные границы, обладать способностью к экспансии, саморасширению. Основными механизмами выявления смысловых оппозиций воспринимаемого человеком мира являются следующие:

- метафора, позволяющая сделать "знакомое необычным";

- аллегория, позволяющая "сопоставлять несопоставимое" и "соизмерять несоизмеримое";

- аналогия, позволяющая сделать "необычное знакомым";

- катахреза, позволяющая вложить новый смысл в старые слова и понятия.

Лингвистическая семантика пронизывает весь предметный мир человека и проявляется не только в языке (метафорический язык), но и в его мышлении (метафорическое мышление) и деятельности (эвристичность метафоры направляет мысль человека на поиск новых способов действия). "Диалог метафор" в сознании человека позволяет реконструировать его внутренний мир: осуществить приспособление к предметной среде путем преобразования предметного мира личности (человек изменяет свое отношение к объектам), либо осуществить гармонизацию внутреннего мира с внешним путем преобразования окружающей среды (человек изменяет свое поведение). Таким образом, метафора рассматривается нами не только как "лингвистическое украшение" или как семантический процесс, но и как основополагающий когнитивный процесс, без которого было бы невозможным получение нового знания. Эвристический потенциал метафоры углубляет понимание реальности, вскрывая латентную сущность объекта, помогает воспроизвести образ двигательных действий, не вербализованный в опыте. В семантическом мире личности возникает подлинная полифония моторных и умственных процессов, контрапункт понятий, образов, мироощущений, диалогическое сознание как механизм онтологического отношения человека к самому себе и к миру.

Важно иметь в виду, что творческое решение вырабатывается на основе логико-семантической реконструкции мира, а не в результате механического перебора (выбора) средств решения. Последнее характерно для сложных технических систем, например, "искусственного интеллекта, принимающего решение". Можно полагать, что любой человек организует восприятие сферы своего сознания и мышления (рефлексирующий анализ-синтез) с целью рациональной организации своих действий. Вполне понятно, что больше видит тот, кто меняет свою позицию, способы "внутреннего зрения". Сам предмет мысли и объект познания и интерпретации как бы "поворачивается" к субъекту своей новой гранью. Тем самым расширяется мир позиций и точек зрения мыслящего и действующего человека. Он начинает смотреть на мир более технологично и находит для себя больше вариантов самореализации посредством своих двигательных действий и деятельности в целом. Деятельность порождает ценностно-смысловое сознание человека, которое, в свою очередь, порождает личность деятеля. Действующая личность раскрывается как causa sui (причина себя). Так, личность со-творяет себя и "о-творяет" (открывает другому) - в моментах выхода за границы себя (в межличностное пространство), представленности себя в других людях (бытие человека в другом человеке) и воспроизводстве другого человека в себе.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Дмитриев, С. "Гуманистическая конверсия" биомеханических технологий в теории и практике спорта / Дмитриев С., Донской Д. // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 1. - С. 21-23.