СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ИГРОВОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ СРЕДЫ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ИГРОВОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ СРЕДЫ

С.Добровольский, Г.Илемков, В.Лисов

Хабаровский государственный институт физической культуры,
Хабаровск, Россия

Широкое распространение компьютерной техники в последние годы способствует созданию автоматизированных и обучающих систем с использованием виртуальных реальностей, что позволяет создавать эффективные технологии тренировки спортсменов в различных видах спорта.

Возможность смены искусственных реальностей и условий взаимодействия с ними в процессе выполнения двигательных заданий на тренажерных стендах, созданных для реализации идей концепции "искусственная управляющая среда" получила обоснование в работах И.П.Ратова (И.П.Ратов, В.Г.Усатый, Г.И.Попов и др.,1986; И.П.Ратов, Э.Н.Тверитинов, А.Л.Антонов и др.,1987; И.П.Ратов, В.Б.Амурский, Н.В.Курбакова,1988), который до этого возглавил новое направление в развитии компьютерных игр ("двигательные компьютерные игры"), отличительной особенностью которых стала замена традиционных органов мануального управления компьютерами и компьютерными телевизионными приставками в форме джойстиков и кнопок такими управляющими приемами, какие являются следствиями регламентируемых двигательных действий.

Для совершенствования двигательной деятельности в беге и прыжках в условиях искусственной среды нами создан комплекс, состоящий из автоматизированного тренажерного стенда, сопряженного с компьютерной приставкой через ее джойстиковый порт. В комплексе использовались игры "Спринтерский бег" и "Прыжок в длину".

В тренажерном стенде "Спринтерский бег" моделировались условия соревнований двух бегунов на экране монитора в виде компьютерной графики. Управление перемещением одной из фигурок бегунов осуществлялось посредством изменения темпа движений занимающихся, выполняющих бег на тренажерном стенде "инерционная дорожка. Скорость перемещения бегуна на экране телевизора прямо пропорционально зависела от величины проявляемого темпа бега, при этом одновременно велась автоматизированная регистрация и обработка ряда основных характеристик бега.

В лучших попытка на всех исследуемых участках динамики скорости бега максимальные темповые характеристики возростали на 2-4 процента. Подобная картина наблюдалась и при выполнении 5 попытки, когда в обычных условиях тренировочной деятельности происходило значительное снижение исследуемых параметров из-за наступающего утомления.

Для создания двигательных представлений о особенностях ритмо-темповой структуры разбега в прыжках в длину применялось техническое устройство, состоящее из датчиков для имитации разбега и отталкивания, компьютера и экрана монитора.

Тренажерный комплекс "Прыжок в длину" обеспечивал создание игровой среды имитирующей прыжок в длину и двигательных представлений об особенностях ритмо-темповой структуры разбега. Совершая имитацию разбега и отталкивания на дорожке, обучаемый управлял действиями фигурки прыгуна, отслеживая их на экране монитора.

Опытный тренер-преподаватель, управляя фигуркой прыгуна, задавал необходимый ритм разбега, который испытуемые старались запомнить, а затем самостоятельно воспроизвести. В 6 выполненных попытках у обучаемых отмечалось замедление темпа последних четырех шагов, что отражалось на точности попадания виртуальной модели на брусок отталкивания.

На втором этапе эксперимента видеоинформация дополнялась звуковой стимуляцией со стороны тренера-преподавателя. При этом спортсменам удавалось более точно воспроизвести ритмику разбега.

На основании полученных данных мы пришли к заключению, что информация о ходе выполнения двигательного действия с применением мнимых виртуальных пространств, способствует совершенствованию движений в легкоатлетических упражнениях посредством сравнения собственных двигательных ощущений с действиями модели спортсмена на экране монитора. При этом с большей эффективностью создается образ ритмики движения на основе зрительного, слухового и сенсорного ощущения. Включение в учебно-тренировочные занятия предлагаемых нами методических приемов и средств оперативного контроля способствует активизации деятельности занимающихся, стимулируя их творческую активность. Высокая эмоциональная окраска условий выполнения упражнений позволяет существенно интенсифицировать процесс тренировки, а также повысить качество тренировочной деятельности через увеличение количества попыток, максимально соответствующих условиям реальной соревновательной деятельности.

Список литературы

1. Ратов И.П., Усатый В.Г., Попов Г.И., Золотов М.И., Тришкин С.Д. Развитие системы спортивно-игровых тренажеров // Электроника и спорт - VII: Тез.дкл.Всесоюз.науч.-техн.конф. Ленинград, 27-28 окт. 1986 г.- Л.,1986.- 38 с.

2. Ратов И.П., Тверитинов Э.Н., Антонов А.Л., Иванов В.В. Новые методические возможности программирования последовательности и характера двигательных заданий, основанные на использовании телевизионных компьютерных игр // Проблемы биомеханики в спорте: Тез.докл.Всесоюз.науч.конф. Москва, 14-16 декабря 1987г. - С.136-137.

3. Ратов И.П., Амурский В.Б., Курбакова Н.В. Управляемый компьютером тренажерный комплекс для совершенствования мышечной координации в спортивных упражнениях: Тез.докл.Всесоюз.науч.-техн.конф. "Электроника и спорт - IX", Таллин, 1-3 ноября 1988г.- М., 1988.- С.111-112.

4. Ратов И.П. Двигательные возможности человека (нетрадиционные методы их развития и восстановления).- Минск: Минсктиппроект, 1994.- 116с.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Добровольский, С. Совершенствование легкоатлетических упражнений в условиях игровой компьютерной среды / Добровольский С., Илемков Г., Лисов В. // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 1. - С. 23-24.