КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ СПОРТИВНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ СПОРТИВНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

В.Коренберг

Московская государственная академия физической культуры,
Малаховка, Россия

Анализ спортивной двигательной активности (СДА) - неотъемлемый компонент спортивной подготовки, в особенности двух ее сторон: технической и тактической подготовки. Но и другие стороны подготовки не могут обойтись без такого анализа. СДА - сложная многокомпонентная система, и компоненты эти очень различны по содержанию и по своей модальности. Различие, во многих случаях принципиальное, объектов анализа требует применения различных методов и подходов в анализе. В различных случаях более целесообразны либо детерминистский, либо вероятностный подход, либо визуальные, либо приборные измерения, интерполяции или экстраполяции, количественный или качественный (содержательный) подход.

Развитие исследований в спорте, в основном под влиянием тенденций, господствовавших в мировой науке и технологии вообще, протекало однобоко: заслуживающими внимания считались только количественные методы, больше всего поощрялось и получало признание накопление фактических данных, чему объективно способствовали быстрое развитие измерительной техники и естественная интенция к математизации. Конечно, спортивная педагогика требовала и требует содержательной интерпретации экспериментальных данных, т.е. приложения к ним качественного подхода, завершения количественных исследований качественными. Но качественный анализ [1,2], совершенно необходимый для завершения законченного исследования, в исследованиях СДА незаслуженно считается чем-то второстепенным, неким придатком к сбору экспериментального материала. На этом фоне тем более низко котировались и котируются новые интерпретации, основанные на чужих материалах измерений и вообще чужих экспериментальных данных, пусть даже эти интерпретации существенно превосходили авторские (уровень которых зачастую весьма невысок как по причине опоры на застывшие и устаревшие теоретические представления, так и по причине недостаточности теоретической подготовленности экспериментаторов и их склонностью к упрощенным механистическим интерпретациям и сепаратным выделениям подсистем из общей системы СДА).Это обстоятельство имеет принципиальное значение, поскольку предопределяет неоправданно большое отставание адекватного теоретического осмысления материалов наблюдений и экспериментов от накопления этих материалов.

Подвергнув СДА логическому анализу, убеждаемся, что далеко не все ее компоненты могут быть измерены и подвержены количественному анализу. Компоненты, "подведомственные" биомеханике, в большой степени поддаются измерениям, и очень велик соблазн воспринимать и обращать на СДА механистические выводы, основанные на них, как абсолютные. Завершающий измерения и обработку их данных качественный анализ, без которого невозможен выход в спортивную педагогику, обычно считают второстепенным приложением к количественному с самоочевидными выводами. На деле это совсем не так, поскольку всегда за рамками наблюдений и измерений остаются существенные (а подчас и решающе важные) факторы. Поэтому качественные формы анализа в действительности часто играют решающую роль.

Компоненты СДА, "подведомственные" мотивационно-управленческому блоку кинезиологии (термин рабочий), в значительно меньшей степени поддаются измерениям, поэтому тут господствуют качественные формы анализа. Поскольку деятельностная эффективность СДА определяется ее "мотивационно-управленческими" компонентами никак не меньше, чем "биомеханическими", качественные формы анализа СДА, вопреки господствующей в научных кругах точке зрения, логично считать играющими более важную роль в спортивной педагогике, чем количественные. Тем более, что широко и повседневно использовать количественные методы анализа СДА пока никому не под силу в связи с трудностями технического обеспечения, большими затратами времени и трудностями в квалифицированной обработке получаемых данных. Здесь под кинезиологией подразумевается синтетическая наука, интегрирующая всё, что так или иначе относится к СДА [3,4].

Качественный анализ опирается на теоретическое и эмпирическое знания, интуицию, образное восприятие, использует вероятностный и детерминистский, индуктивный и дедуктивный подходы, экстраполяцию, ретроспекцию и проспекцию, реконструктивный и проективный методы и др. (схема; предлагаются 6 разных делений).

Литература

1. Коренберг В.Б. Основы качественного биомеханического анализа.-М.:ФиС, 1979.

2. Коренберг В.Б. Качественный кинезиологический анализ как педагогическое средство. Дисс.в виде науч.докл....докт.пед.наук.-Малаховка, 1995.

3. Коренберг В.Б. Решение задачи, умение, навык.// Вопросы психологии, 1993.-С.80-85.

4. Коренберг В.Б. Нетрадиционный взгляд на решение спортивных двигательных задач.// Теория и практика физической культуры, 1994.-С.43-46.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Коренберг, В. Качественный анализ спортивной двигательной активности // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 1. - С. 29-30.