ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ИЗМЕРЕНИЙ В СПОРТЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ИЗМЕРЕНИЙ В СПОРТЕ

В.Иванов

Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры,
Москва, Россия

Развитие науки и техники всегда было связано с прогрессом в области измерений. В физике, механике и других точных науках именно измерения позволяли досто-верно устанавливать зависимости, отражающие объективные законы природы. Вместе с тем, и в ряде других наук, таких как физиология, медицина, биомеханика, педагогика и др., измерения являются также одним из основных способов познания законо-мерностей функционирования биологических объектов, систем организма человека и т.д. Большое значение измерений для науки подчеркивали многие ученые: "Измеряй все доступное измерению и делай доступным все недоступное ему." (Г. Галилей); "Наука начинается с тех пор, как начинает измерять, точная наука немыслима без меры." (Д.И. Менделеев); "Каждая вещь известна лишь в той степени, в какой ее можно измерить." (ельвин).

В настоящее время все более широкое применение измерений отмечается в спортивной науке и практике. При этом используются почти все существующие виды и методы измерений (радиоэлектронные, оптоэлектронные, биофизические, биохимические, ультразвуковые, лазерные и др.). Эти многочисленные средства и методы измерений широко используются для решения самых разнообразных задач комплексного контроля и управления процессом подготовки спортсменов высокой квалификации, а также занимающихся массовыми формами физического воспитания и профессионально-прикладной физической подготовкой. Вместе с тем, именно специфические особенности спортивно-педагогических измерений, осуществляемых на таком сложном биообъекте, каким является спортсмен высокой квалификации в экстремальных динамических условиях его двигательной деятельности, не нашли до настоящего времени должного теоретического и экспериментального обоснования.

Анализ теоретических концепций, практики спортивно-педагогических измере-ний и собственные многолетние исследования позволили выявить следующие специфические особенности технологии измерений, осуществляемых на таком сложном био-объекте как человек:

- принцип комплексности измерений, предполагающий совмещение во времени процессов измерения биомеханических, медико-биологических и других параметров спортсмена, осуществляемых во время выполнения им тренировочных или соревновательных упражнений;

- существует принципиальное различие между измерениями параметров под-готовленности спортсменов и измерениями физических параметров в различных областях техники, которое заключается в том, что в технике измерение в большинстве случаев может быть повторено при тех же условиях многократно, а в спорте измерение параметров двигательного акта можно повторить в одних и тех же условиях один-два раза, затем на результат измерений (тестирования) начинают влиять усталость, враба-тываемость, мотивация, изменение концентрации внимания, нестабильность исходной позы и другие факторы;

- необходимость совмещения процесса измерения параметров двигательного акта с процессом их коррекции, который может быть реализован только в искусственных условиях;

- показано, что объективность и достоверность спортивно-педагогических измерений можно обеспечить только в условиях искусственной изме-рительно-информационной среды, которая реализуется посредством тренажерно-измерительных стендов, оснащенных специальными техническими средствами формирования двигательных актов (действий) с запланиро-ванным результатом (в том числе рекордным), а также комплексом средств измерений параметров двигательных действий и их синхронной коррекции;

- сформулированы основные отличия концептуально-теоретического аппарата спортивно-педагогических измерений от положенной теории измерений, сложившихся в производственной практике и технике; показано, что если традиционные приемы технических измерений ориентированы на опериро-вание значениями тех измеряемых величин, которые остаются неизменными по своей физической природе, то сама суть спортивно-педагогических изме-рений заключается в оценке переменных значений двигательной деятельности живых объектов, характерными чертами которых является зависимость от изменений функционального состояния.

Показанные различия особенностей свойств измеряемых объектов должны иметь свое отражение в технологиях измерений, причем следует учитывать, что наибольшая достоверность в спортивно-педагогических измерениях присуща не усредненным значениям измеренных показателей, а лишь тем, которые отражают прояв-ления максимальной реализации потенциальных возможностей человека. В связи со сказанным, показана целесообразность измерений в специально создаваемых искусственных условиях измерительно-информационной среды и определена ее понятийная сущность при констатации характерных условий измерений, осуществляемых на основе проявлений двигательной деятельности живых объектов.

В результате исследования обоснованы метрологические требования к измерительным процедурам, техническим средствам измерений и обработки инфор-мации в реальных условиях тренировочной и соревновательной деятельности. Предло-жена рациональная структура, обоснованы принципы построения и методические приемы использования стационарных и передвижных тренажерно-измерительных стендов и комплексов, унифицированных по видам и группам видов спорта. Так, в частности, обоснованы и внедрены в практику комплексы измерительных средств стационарного размещения на тренировочных базах сборных команд страны (легкая атлетика, тяжелая атлетика, гимнастика, плавание). При этом показаны преимущества комплексности измерений, предполагающей совмещение во времени процессов измерения биомеханических, медико-биологических и других параметров, осуществля-емых во время выполнения тренировочных упражнений и тестирующих процедур.

Обоснована и развита практика использования передвижных автобусов-лабораторий, предназначающихся для проведения спортивно-педагогических измерений непосредственно на местах тренировки спортсменов. Обоснованы возможности и раскрыты условия проведения спортивно-педагогических измерений в режимах дви-гательного сопряжения человека с компьютерными устройствами и, в частности, в режимах компьютерных игр.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Иванов, В. Педагогические и метрологические основы теории и методики измерений в спорте // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 1. - С. 51-52.