ПРИНЦИПЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЕДИНИЧНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В СПОРТИВНЫХ ТАНЦАХ

ПРИНЦИПЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЕДИНИЧНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В СПОРТИВНЫХ ТАНЦАХ

А.Коваленко

Российская государственная академия физической культуры,
Москва, Россия

В настоящее время основой описания техники спортивного танца являются разнообразные классификации фигур и вариаций. Каждая фигура охватывается размерами одного или нескольких тактов и делится на составляющие ее шаги и/или другие действия, а исполнение каждого отдельного действия и всей фигуры в целом рассматривается через призму получаемого зрительного эффекта. Так же, через описание получаемого видимого эффекта, разбирается техника исполнения спортсменом-танцором тех или иных технических действий, сложные технические действия и технические понятия - "пивот", "каблучный поворот", "свивл", "контракция", "шассе" и другие.

При этом необходимо отметить, что именно фигуры являются структурными единицами построения и описания учебных и конкурсных композиций спортивных танцев, а также основой линейного рисунка движений танцора относительно сторон площадки и в проекции на пол.

Однако, при построении композиций даже для начинающих танцоров активно используется соединение фигур частями. Отдельно описывается ряд сложных технических действий, общепринятых в тренерской практике. В классификациях присутствуют фигуры, состоящие из двух или нескольких фигур низших групп сложности. Кроме того, представление классификации фигур как основы техники ведет к гигантизму; тренеры и спортсмены должны запоминать до 150 фигур в каждом из десяти конкурсных танцев.

На наш взгляд назрела острая необходимость в разработке сбалансированной структуры единичных технических действий в спортивных танцах. В данной работе предпринята попытка отразить некоторые принципы выделения таковых единичных действий.

Нами был проведен структурный анализ фигур, имеющихся в классификациях фигур и вариаций, а также в основных учебниках по бальным танцам (A.Мур, Э.Лайрд). Анализировались также видеоматериалы с крупнейших конкурсов по спортивным бальным танцам.

Спортивные танцы как вид соревновательной деятельности характеризуются огромным разнообразием движений спортсменов-танцоров, причем как с точки зрения техники, т.е. непосредственно двигательных действий, так и с точки зрения наличия движений, не сопровождаемых изменением позиции тела, или даже отдельных его частей, в пространстве. Это разнообразие касается не только отличий двух видов спортивных танцев между собой, но и отдельных танцев в каждой из программ (стандартной и латиноамериканской).

Большая часть конкретных действий танцоров является сложноструктурированными. При передвижении по паркету параллельно и/или последовательно соединяются повороты или вращение корпуса, подъемы-спуски, наклоны, отдельные движения рук и ног, движения отдельных частей корпуса (бедер, пресса или др.). Кроме того, в танцевальной практике, особенно в стандартной программе, широко используются позы, при исполнении которых спортсмены некоторое время находятся без движения. Подобная широта возможных действий спортсменов-танцоров делает достаточно условной любую структуру единичных технических действий.

Основным принципом для выделения единичных технических действий нами был принят принцип единственного различия относительно исходной позиции тела и его частей в пространстве. Исходя из этого все действия можно разделить на три крупных раздела, связанных с положением центра массы:

I. Перемещения тела в пространстве;

II. Перемещения частей тела в пространстве и относительно друг друга, без изменения положения центра массы;

III. Отсутствие перемещений тела либо его частей.

При непосредственном перемещении всего тела в пространстве изменение положения центра массы в одной из плоскостей (оризонтальной или вертикальной) не должно приводить к изменению его положения относительно другой.

Проведенный анализ позволил выделить в указанных разделах следующие группы:

I разд.: 1.Шаг; 2.Перенос веса; 3.Подъем и спуск; 4.Скольжение; 5.Подскоки и прыжки;

II разд.: 1.Движения ног; 2.Движения рук; 3.Движения головы; 4.Движения корпуса; 5.Вращения и повороты;

III разд.: 1.Равновесия.

Каждая из групп имеет свое внутреннее деление, связанное с количеством опор, характером изменения положения опоры, направлением перемещения и некоторыми другими признаками. Отдельные технические действия, отнесенные к одной из групп, могут в той или иной степени относится и к другим группам.

Одним из критериев выделения единичных технических действий может быть некоторая единичная по направлению и величине сила, действующая на тело спортсмена или его часть.

Построение структуры единичных тухнических действий позволяет:

- значительно изменить существующие методические подходы к преподаванию спортивных танцев;

- начать формирование единой терминологии;

- заложить основы теории спортивного танца.

Литература

1. Спортивно-танцевальная классификация фигур и вариаций в стандартных танцах., М., РГАФК., 1996.

2. А.Мур. Пересмотренная техника бальных танцев.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Коваленко, А. Принципы выделения единичных технических действий в спортивных танцах // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 1. - С. 53-54.