ПРОБЛЕМА АНАЛИЗА СОХРАНЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ СВОЕГО ТЕЛА

ПРОБЛЕМА АНАЛИЗА СОХРАНЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ СВОЕГО ТЕЛА

В.Коренберг

Московская государственная академия физической культуры,
Малаховка, Россия

Сохранение устойчивости своего тела - важнейший и неотъемлемый компонент двигательной активности человека вообще и спортсмена в особенности. Высокая навыковая обеспеченность этого компонента позволяет субъекту по большей части обходить вниманием процесс сохранения устойчивости, замечая эту форму активности только в ситуациях серьезной угрозы потери устойчивости (в результате допущенных или с большой вероятностью ожидаемых двигательных ошибок, внезапных или трудно преодолимых внешних возмущений, специфической трудности выполняемых равновесий, а также в случае высокой отрицательной цены потери устойчивости).

Следует отметить, что терминологический оборот "сохранение устойчивости своего тела" в науке о двигательной активности понимают трояко: 1) как процесс предотвращения падения тела, характеризуемый его надежностью, т.е. вероятностью не упасть в течение некоторого контрольного небольшого (намеченного обычно приблизительно) интервала времени [1. 2], 2) как процесс предотвращения падения тела, характеризуемый доступной возможно большей длительностью его поддержания [3], 3) как процесс удержания положения тела, основная характеристика которого - возможно меньшие его колебания [4]. Такое разночтение, почему-то в специальной литературе не конкретизируемое, неразведенность этих существенно различающихся (хотя в известной мере и взаимосвязанных) критериев - причина многих недоразумений при изучении устойчивости своего тела, и это представляется предметом, заслуживающим серьезного обсуждения.

Наиболее информативной методикой изучения возможностей и процесса сохранения устойчивости тела человека в уже более 40 лет и до настоящего времени считают стабилографию. К сожалению, после [4] почти во всех работах смещения стабилограммы рассматривают в качестве пропорциональных смещению вертикальной проекции ц.т.т., т.е. мгновенные значения стабилограммы считают непосредственно соответствующими мгновенным положениям вертикальной проекции ц.т.т., в то время как они соответствуют второй производной от перемещения проекции ц.т.т.[1,2,7]. Отсюда множество недопустимо грубых ошибок в оценке устойчивости. Положение вертикальной проекции ц.т.т. соответствует показаниям стабилографа только если изменение текущего значения стабилограммы медленное и не сопряжено с появлением тенденции к потере устойчивости тела.

При изучении процесса сохранения устойчивости в спортивно- или вообще двигательно-педагогических целях огромное значение приобретает соотнесение объективных биомеханических показателей и субъективных восприятий субъекта, так как только таким путем удается связать эти показатели с управлением движениями и, тем самым, с формированием соответствующих двигательных навыков и умений. Это требование удовлетворяется концепцией субъективно структурированного поля устойчивости [1,7]. На ее основе можно, применяя стабилоскопическую методику, ускорять формирование навыков сохранения устойчивости, особенно в трудных равновесиях. В частности, так можно быстрее научиться преодолевать неизбежное последействие механических и немеханических возмущающих воздействий и последействие усилий по восстановлению устойчивости.

Стационарное сохранение устойчивости сопряжено как с управлением восстанавливающим моментом реакции опоры, так и с управлением встречными ("реактивными") движениями звеньев тела "в ответ" на движения других звеньев. Одно из трудностей - неизбежное запаздывание управленческих реакций на угрожающие отклонения ц.т.т. Это частично компенсируется упреждающими управленческими реакциями - управлением по тенденциям (на основе экстраполяций) и по предвидению (на основе знания о предстоящих вероятных отклонениях от программы).

Поза и ее управляемые изменения подчиняются сенсорным восприятиям, и управление устойчивостью тела осуществляется в значительной части как на основе управления отдельными суставными углами, так и на основе управления локальными и глобальной системами суставных углов. Это можно проиллюстрировать блок-схемами.

Литература

1. Коренберг В.Б. Устойчивость тела в позных равновесиях и ее возрастные изменения у школьников.// Дис...канд.биол.н.-М., 1970.

2. Коренберг В.Б. Задача сохранения устойчивости тела в стационарных позных равновесиях// Соверш. уч.-трен. проц.в сп.гимн. /Сб.науч. тр.-М.:МОГИФК,1982.

3. Бондаревский Е.Я. Исследование функции равновесия у школьников и пути ее совершенствования в процессе физического воспитания. // Дис...канд.пед.н.-М.,1954.

4. Гурфинкель В.С., Коц Я.М., Шик М.Л. Регуляция позы человека.-М.,1965.

5. Коренберг В.Б. К вопросу об определении положения вертикальной проекции центра тяжести тела при применении стабилографической методики исследований// Реф. докл. науч.-техн. конф. МЛТИ.-М.,1965.

6. Коренберг В.Б. К вопросу об анализе данных инструментальной регистрации движений.// Спец. техн. средства в обуч. и тренир. сп-ов./Сб.науч.тр.-Малаховка: МОГИФК,1985.

7. Коренберг В.Б. Качественный кинезиологический анализ как педагогическое средство в спорте// Дис...докт.пед.н.-М.,1995.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Коренберг, В. Проблема анализа сохранения устойчивости своего тела // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 1. - С. 54-55.