БИОМЕХАНИКА В ИНТЕГРИРОВАННОМ КУРСЕ ПОЗНАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО УПРАЖНЕНИЯ

БИОМЕХАНИКА В ИНТЕГРИРОВАННОМ КУРСЕ ПОЗНАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО УПРАЖНЕНИЯ

В.Курысь

Ставропольский государственный университет,
Ставрополь, Россия

Введение. Интеграция естественнонаучного и гуманитарного знания в процессе подготовки специалистов по физической культуре предполагает системное овладение знаниями по целому ряду медико-биологических, психолого-педагогических и спортивных дисциплин. Однако, постулат системности преподавания, а следовательно, и такого же приобретения знания студентами часто остается благим пожеланием в силу ряда причин субъективного и объективного характера.

К ним следует отнести недостаточную, а часто и отсутствующую прикладность преподавания дисциплин биологического, гуманитарного и специального блоков, что является следствием недостаточной профессионально-прикладной подготовленности преподавателей, т.е. проблема междисциплинарных связей в процессе подготовки специалистов по прежнему является актуальной и особенно в связи с известными социально-экономическими изменениями в обществе и появлением явной конкуренции за рабочее место.

Другой причиной является несоответствие содержательного уровня типовых учебных программ и базовой исходной подготовленности студентов. Последнее в полной мере проявляется на примере преподавания биомеханики на факультетах физической культуры. Вместе с тем, студент, претендующий на университетское физкультурное образование должен овладеть высокими технологиями преподавания физической культуры. Но овладение такими технологиями может обеспечить только системное межпредметное приобретение знаний, что основывается на соблюдении ряда условий.

К ним относятся: 1) всестороннее и глубокое знание студентом физического упражнения как основного средства благотворного воздействия на организм человека; 2) совершенное знание организма человека как биологического объекта воздействия физическими упражнениями; 3) знание технологии воздействия упражнением на организм человека. Соблюдение отмеченных условий может быть реальной предпосылкой придания процессу подготовки специалистов системного характера, основанного на взаимном информационном проникновении преподаваемых дисциплин, на максимально тесной их связи.

Основная часть. Одним из путей решения этой проблемы может быть разработка и преподавание специальных интегративных курсов, отражающих комплексное многопредметное поле для приобретения студентами профессиональных знаний. Нами предпринята попытка создания подобного специального курса. Отличительной его особенностью является информационная интеграция таких дисциплин как биомеханика, анатомия. физиология, педагогика, теория и методика физической культуры, гимнастики.

Этот курс состоит из двух основных частей. Первая направлена на изучение содержания и назначения упражнений. Вторая часть ориентирует студента на овладение знаниями по разработке методики обучения упражнению. Познание биологической сути упражнения основывается на применении качественного биомеханичкеского анализа. Исходя из существующего обобщенного стартового уровня подготовленности студентов, наиболее приемлемым для решения задач изучения содержания упражнения может служить вариант педагогического биомеханического анализа техники упражнения. Этому понятию нами дано оригинальное определение.

Процесс познания студентом биомеханической сути упражнения предполагает решение ряда задач. Это, прежде всего, создание представления об упражнении как о системе движений с определением состава движений в этом упражнении, основных элементов системы движений, выявление подготовительных, основных и завершающих двигательных действий.

Следующим шагом познания упражнения является создание представления о структуре системы действий в нем и установление фазового состава упражнения. В завершение познания качественной биомеханической сути упражнения осуществляется изучение особенностей управления движениями. При этом дается характеристика программам положения тела: положениям места; положениям ориентации и позы. Затем определяются управляющие движения (лавные, корректирующие и вспомогательные), тип и форма осанки в упражнении.

Важным шагом познания упражнения являются определения мышечного состава движений, функций и режима работы мышц. Изучение назначения упражнения основывается на выявлении направленности его воздействия, что состоит в определении влияния упражнения на физические качества человека, важнейшие системы и функции его организма.

Вторая часть курса познания физического упражнения является базовой для овладения технологией его применения. Эта часть состоит из следующих разделов: постановка цели обучения; определение задач обучения; выбор методов; разработка программы учебных заданий; установление возможных ошибок в процессе обучения упражнению; выбор методических приемов; определение целесообразных организационных форм обучения.

Помимо изложенного, курс обеспечивается вспомогательными разделами "Основные биомеханические характеристики" и "Мышцы человека в основных движениях". Преподавание курса завершается письменным контрольным заданием, связанным с познанием конкретного физического упражнения, основанным на последовательном и комплексном применении знаний отмеченных выше учебных дисциплин.

Заключение. Ожидаемым результатом реализации разработанного специального интегрированного курса является привитие будущему специалисту чувства творческого отношения к средствам и методам своей профессиональной деятельности, появление у него осознанной потребности овладения точной технологией применения каждого упражнения на основе познания его содержания и назначения с перерастанием такого подхода в стиль профессиональной деятельности.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Курысь, В. Биомеханика в интегрированном курсе познания физического упражнения // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 1. - С. 55-56.