БИОМЕХАНИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ДВИЖЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ РОСТА СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

БИОМЕХАНИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ДВИЖЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ РОСТА СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

Н.Орлова, М.Правдов

Шуйский государственный педагогический университет,
Шуя, Россия

Бег с низкого старта как целостное двигательное действие представляет собой сочетание трех основных видов двигательной активности: позы, движения без перемены места, локомоции, которые отличаются не только биомеханическими характеристиками, но и механизмами координации. Объединение разнородных компонентов для решения двигательной задачи достигается в результате формирования двигательной биомеханической структуры, обеспечивающей переход от одной двигательной программы к другой, в том числе к альтернативной.

Связи в структуре целостного двигательного действия характеризуются значительным разнообразием: они могут обеспечить интеграцию, дифференциацию, стабилизацию, автономию отдельных его компонентов. Вместе с тем двигательная структура не остается постоянной - она развивается. Ее прогресс обусловлен педагогическими средствами и методами обучения. Обеспечение формирования прогрессирующей структуры движений происходит под влиянием 2-х факторов: двигательной задачи - "потребного будущего" и двигательной памяти.

Решение двигательной задачи достигается не только повышением эффективности отдельных компонентов двигательного действия, что может привести к углублению противоречий и снижению его результативности, но и благодаря прогрессирующей биомеханической структуре, которая объединяет различные координационные механизмы.

Методика. В качестве основного критерия формирования двигательной структуры использовались временные характеристики целостного двигательного действия и его отдельных компонентов. Для оценки кинематики движений спортсмена при беге с низкого старта регистрировалось время от выстрела до отрыва рук от дорожки (время реакции), ног от задней и передней колодок, общее время нахождения спортсмена на колодках, преодоление трехметрового отрезка. Кроме того, рассчитывалось время пребывания спринтера в одноопорном и двухопорном положении на колодках и время бега на 3-х первых метрах. Причиной выбора трехметрового отрезка стартового разгона в качестве критерия эффективности двигательного действия спринтера обусловлена временем перехода от одной двигательной программы к другой, для чего как минимум требуется три шага.

Результаты. В структуру двигательного действия были включены психические установки, обусловливающие готовность к выполнению двигательной задачи. Было выбрано три установки: установка на быструю реакцию по сигналу стартового пистолета и две установки на собственное движение: на быстрое выполнение махового движения в первом шаге, другая - на быстрое отталкивание сзади стоящей ногой.

Установка на маховое движение в первом шаге способствует проявлению естественной освоенной двигательной координации, близкой к координации ходьбы и бега, обеспечивая более легкий переход от одной двигательной программы к другой, от двухопорного положения на стартовых колодках к бегу.

Установка на отталкивание сзади стоящей ногой является биомеханически целесообразной, направленной на увеличение горизонтальной составляющей реакции опоры. Однако она усложняет переход к бегу; двигательные программы бега, одновременное отталкивание двумя ногами выполняются по альтернативным программам.

У начинающих, как правило, время реакции длится дольше в том случае, когда объектом внимания служит собственное движение. Когда внимание сконцентрировано на сигнале стартового пистолета, то время реакции меньше, чем в первом случае.

Временные показатели при ориентировании на собственное движение у новичков зависят от того, что является объектом внимания. Если внимание концентрируется на маховом движении при опоре на стартовые колодки, то оно выполняется быстрее, чем тогда, когда двигательным заданием является отталкивание.

У опытных спортсменов временная структура движений обусловлена индивидуальными особенностями. У большинства время реакции и общее время стартового действия меньше в том случае, когда ориентиром (объектом внимания) является собственное движение. Однако как и у новичков значение времени реакции обусловлено тем, что является объектом внимания. Так же как и у новичков, но в меньшей степени, стартовая реакция и общее время стартового действия короче тогда, когда двигательное задание (установка) согласуется с естественной координацией бега.

Педагогический смысл проделанной работы заключается в приращении знаний об особенностях формирования ориентировочной основы действия в ходе обучения. На начальной стадии обучения ориентировочную основу составляют стимулы внешней среды. С ростом спортивного мастерства меняется модальность, качество ориентиров - ведущей становится информация из внутренней среды организма: восприятие и оценка собственных движений приобретают доминирующее значение в организации двигательной активности. При этом большей эффективностью обладает биомеханическая структура, основанная на механизмах естественной врожденной координации двигательного поведения.

Литература

1. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность / Под ред. О.Г.Газенко.- М.: Наука, 1990.- 494 с.

2. Боген М.М. Обучение двигательным действиям.- М.: Фис, 1985.- 192 с.

3. Козлов И.М., Орлова Н.А. Особенности сенсорной коррекции движений человека // Научные исследования и разработки в спорте / Сб.науч.тр. ГАФК им.П.Ф.Лесгафта.- СП., 1996.- Вып.2.- С.55-58.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Орлова, Н. Биомеханическая структура движений в процессе роста спортивного мастерства / Орлова Н., Правдов М. // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 1. - С. 58-59.