ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ БИОМЕХАНИКИ И ПСИХОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ БИОМЕХАНИКИ И ПСИХОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ

А.Погребной

Кубанская государственная академия физической культуры,
Краснодар, Россия

Введение.Обучение плаванию как двигательному действию требует специально организованного педагогического воздействия с учетом специфики водной среды, степени развития психомоторных способностей обучаемого и других факторов. До последнего времени остаются спорными вопросы относительно первоначального для обучения способа плавания, последовательности изучения элементов движений, целесообразности и степени использования поддерживающих средств. Вместе с тем, фактический материал из области биомеханики (Schleihauf R.E.,1982; Иссурин В.Б., 1989; Сounsilmen J.E.,1994; Колмогоров С.В., 1996; Аикин В.А., 1997 и др.), психологии (Коссов Б.Б., 1989; Lewis J.M., 1991; Горбунов Г.Д., 1994 и др.) свидетельствует о необходимости пересмотра традиционных подходов к проблеме обучения плаванию.

Методы. Использовались методы анкетирования, педагогического эксперимента, хронометрирования, контрольных испытаний, психодиагностики, подводной фотоциклографии, математической статистики. Исследование выполнено при участии 5250 испытуемых.

Результаты и обсуждение. Выявленные особенности кинематических и динамических показателей техники плавания у новичков позволяют заключить, что традиционная методика обучения плаванию, основанная на овладении модельными пространственными, временными и пространственно-временными характеристиками движений требует соответствующего ее преобразования. Биомеханический анализ и вскрытые при этом закономерности позволяют разделить механизм образования движущих сил при плавании на два типа:колебательный и толкательный. Для удержания на поверхности воды или для передвижения в ней человеку необходим характерный только для плавания навык создания упора,используя при этом внешнюю гидродинамическую силу. Для ее создания необходимо, чтобы кисть двигалась под определенным углом атаки во фронтальной плоскости. Исходя из биомеханического анализа, процесс начального обучения плаванию может быть условно разделен на два этапа: I - обучение навыку удержания на поверхности воды, II - обучение передвижению в воде. На основе опорного гребка разработаны принципиально новые упражнения по освоению навыка создания упора в воде, расчитанные для применения на суше и в воде, с использованием специального тренажера, лопаточек различной конфигурации и площади, помощи партнера. Наличие общего механизма создания движущих сил в различных способах плавания позволяет решить проблему последовательности в обучении плаванию: изучение, прежде всего, техники создания упора рукой в средней фазе гребка и лишь затем - выбора способа плавания.

Для целенаправленных педагогических воздействий необходимо учитывать наличие периодов ускоренного и замедленного развития систем организма, обусловливающих сенситивность возрастного интервала в формировании и совершенствовании движений в плавании, а также морфофункциональной и психологической организации детей и подростков. При подборе соответствующих упражнений и формулировке дидактических задач в процессе начального обучения плаванию необходимо учитывать следующие возрастные и половые особенности. Дети младшего и среднего школьного возраста относительно легко справляются с задачами по управлению скоростью плавания, хуже - с изменением темпа движений и длины ''шага''. Причем эти задания мальчики в возрасте 11-12 лет выполяют более эффективно, чем девочки. В 13-14-летнем возрасте с заданиями (кроме управления скоростью плавания) лучше справляются девочки. Половые различия определяют особенности структуры доминантных факторов эффективности обучения плаванию.

Для мальчиков таковыми являются: качество запоминания специализированных двига- тельных представлений, объем двигательной памяти,время психического врабатывания, способность управлять временными параметрами движений; для девочек -качество специ-

ализированных двигательных представлений, объем двигательной памяти и точность дифференцировки временных параметров движений. Проведенный анализ с разделением детей на группы по индивидуальным характеристикам позволяет утверждать о возможности и необходимости целенаправленного развития познавательных и психомоторных способностей и индивидуализации процесса начального обучения плаванию.

Специально организованные педагогические воздействия в виде психотехнических игр и методических приемов в процессе обучения плаванию приводят к достоверному улучшению психомоторных, мнемических и аттенционных способностей детей. При активном педагогическом воздействии на процессы самоконтроля и самооценки обучающихся последняя становится более адекватной, приближаясь к оценке преподавателя. Сформулированы и обоснованы частные принципы обучения плаванию: первоочередности изучения опорного гребка, единства психического и биомеханического, достаточности, дозирования трудностей. Результаты исследования подтверждают обоснованность разработанных педагогических воздействий, обеспечивающих улучшение качества и сокращение сроков обучения плаванию.

Список литературы

1. Аикин В.А. Общие закономерности дифференцированного обучения биомеханическим элементам техники плавания в возрасте 7-17 лет: Автореф.дис....докт.пед.наук. - Омск, 1997 - 47 с.

2. Горбунов Г.Д. Психопедагогика физического воспитания и спорта: Дис....докт.пед. наук. -С.-Петербург, 1994. -472 с.

3. Иссурин В.Б. Формирование спортивно-технического мастерства в водных циклических видах спорта: Автореф. дис... докт.пед. наук. - М., 1989. - 45 с.

4. Колмогоров С.В. Энергообеспечение и биомеханика плавания человека в экстремальных условиях спортивной деятельности: Автореф.дис...докт.биол. наук.-Архангельск, 1996. -61 с.

5. Коссов Б.Б. Психомоторное развитие младших школьников: Методические разработки.- М., 1989.-110 с.

6.Counsilmen J.E. The new science of swimminq.- Еnqlewood Cliffs, N.J.-1994.

7. Lewis J.M. Swimminq upstream: teachinq and learninq psychotherapy in a bioloqical era. -New York: Brunner Mazel. -1991 -178 p.

8. Schleihauf R.E. 3-Д computer stroke analusis // Swimming Technigue-1982-vol. 19 -№ 2. р.20-25.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Погребной, А. Перспективы использования достижений биомеханики и психологии в практике обучения плаванию // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 1. - С. 64-65.