НОВЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ

НОВЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ

В.Усков

Московский городской педагогический университет,
Москва, Россия

Введение. Целью работы является сокращение сроков формирования навыков путем воздействия методического приема извне [фиксирование финальных усилий (эффект "фус") после выполнения игровых приемов] на психическую деятельность и моторную программу действия.

В эксперименте участвовали спортсмены различной квалификации.

В процессе исследования решались следующие задачи:

- выявить особенности временной структуры включения мышц (бицепс, трицепс, плечелучевая, дельтовидная, четырехглавая мышца бедра и икроножная) в процессе взаимодействия игрока с мячом и опорой;

- определить эффективность применения методического приема на основе эффекта "фус" в учебно-тренировочном процессе для сокращения сроков формирования двигательных навыков.

Методы исследования. В процессе исследования использовали следующие методы: видео-компьютерный анализ движений, хронография, электродинамография, электромиография. ЭМГ регистрировали со следующих мышц: бицепс, трицепс, плечелучевой, дельтовидной, четырехглавой мышцы бедра и икроножной. Синхронно с ЭМГ регистрировали усилия спортсменов при взаимодействии с тензоплатформой в трех плоскостях.

В результате математической обработки данных, полученных в процессе исследований, и изучения литературных источников выявлено следующее:

- двигательный акт предопрееляется и афферентным синтезом ("предпусковой афферентацией "), и афферентацией, поступающей от двигательного органа и подкрепления ("обратной афферентацией"), без которых полезный результат не может быть достигнут [П.К. Анохин, 1971];

- афферентация подкрепленная обратной афферентацией, в каждой из попыток 3 с вызывает в коре больших полушарий стойкие анализ и синтез, который взаимосвязан с пространственно-временным психическим образом условий выполнения передач, бросков, ударов влияющим на структурно-функциональные системы, формирующие моторную программу;

- электромиограммы всех мышц рук и ног в процессе фиксирования финальных усилий (эффект "фус") передач, бросков и ударов принимает вид рядом стоящих "пиков" возбуждения на протяжении до 3 - 4 с, что подтверждает наличие одновременных афферентных и эфферентных возбуждений, которые поступают одновременно как в кору головного мозга, так из нее к работающим мышцам;

- временная структура включения мышц в процессе выполнения игровых действий передач, бросков и ударов совпадает со структурой техники этих же действий и характеризуется минимальным временным вариационным размахом амплитуд ЭМГ как на мышцах рук (R = 0,09 с), так и на мышцах ног (R = 0,07 с), а так же центров тяжести звеньев тела (R = 0,75). Разница сумм амплитуд положительного и отрицательного возбуждения всех мышц ног и рук составила 120 мкВ, первые из которых поступают от двигательного органа в кору больших полушарий, а вторые - от нее к исполнительным органам;

- увеличение времени фиксирования финального усилия после выполнения игрового приема в спортивных играх взаимосвязано с точностью передачи, броска, удара: чем дольше время фиксирования финального усилия в интервале до 3 с в каждой из попыток учебно-тренировочного цикла, тем быстрее формирование двигательного навыка;

- методический прием фиксирования финальных усилий после выполнения игровых приемов позволил наложить (термин И.П. Павлова), психологические характеристики оперативного мышления на физиологические функции выполнения движения, а это в свою очередь позволяет выявить механизмы формирования двигательных навыков в вариативных условиях;

- наличие общего времени прохождения возбуждения как афферентного, так и эфферентного равного 3 с после выполнения игрового приема позволяет по сравнению со всеми другими методиками обучения и тренировки сократить сроки формирования навыка;

- увеличение времени фиксирования усилий с 3 до 3,868 с (на 28,9 %) после выполнения броска мяча в баскетбольное кольцо достоверно понижает точность выполнения игрового приема на 26,3 % (р < 0,05), а увеличение времени фиксирования усилий с 0 до 3 с у волейболистов достоверно повышается точность нападающих ударов на 31,5 % (р < 0,05);

- уровень качества точности выполнения нападающего удара у спортсменов в играх повышается на 8,7 (р > 0,05); 11,5 (р > 0,05); 17,6 (р < 0,05) и 31,5 % (р < 0,05) по результатам каждого последующего тестирования относительно первого тестирования.

Результаты исследований позволяют сделать следующие выводы:

- разработанный методический прием эффект "фус" может использоваться в учебно-тренировочном процессе, как для формирования навыков, так и при необходимости для "переделки" двигательных навыков выполнения игровых приемов в спортивных играх;

- эффект "фус" позволяет также выявить причины, влияющие на формирование навыков, которые обусловлены совпадением как афферентных, так эфферентных возбуждений;

- время фиксирования финальных усилий равное 3 секундам принимает за "временной порог" оптимального для точности выполнения игровых приемов;

- качество точности можно повышать на основе применения нового методического приема фиксирования финальных усилий после выполнения игровых приемов.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Усков, В. Новый методический прием повышения эффективности формирования двигательных навыков в спортивных играх // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 1. - С. 74-75.