СООТНОШЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СИЛЫ, БЫСТРОТЫ И ВЫНОСЛИВОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИХ ТРЕНИРОВКИ

СООТНОШЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СИЛЫ, БЫСТРОТЫ И ВЫНОСЛИВОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИХ ТРЕНИРОВКИ

Л.Головина, Ю.Копылов, Н.Полянская

Российская государственная Академия физической культуры,
Институт возрастной физиологии РАО,
Москва, Россия

Введение. Важнейший период развития многих двигательных качеств приходится на младший школьный возраст, когда формируются основные функции организма ребенка [3]. Для целенаправленного улучшения двигательных качеств необходимо обладать данными об их взаимном влиянии в процессе тренировки. Жесткие требования к уровню развития основных двигательных качеств, представленных программами физического воспитания, а также спортивной деятельностью не всегда учитывают возможность комплексного развития силы, быстроты и выносливости в учебно-педагогическом процессе [1].

В этой связи было проведено исследование, поставившее целью выявить взаимное влияние силы мышц, быстроты движений и общей выносливости у детей младшего школьного возраста в процессе их тренировки.

Методы исследования. Исследование проведено на базе общеобразовательных школ г. Москвы. Испытуемые - 179 учащихся III классов, 89 мальчиков и 90 девочек. Было сформировано три экспериментальные группы, независимо тренировавшие силу мышц (СМ), быстроту движений (БД) и общую выносливость (ОВ) в течение 8 недель. Тренировки проводились в рамках уроков физической культуры по 45 минут два раза в неделю. В начале и в конце тренировочного периода проводились тестовые испытания по восьми двигательным тестам:

- для оценки силы мышц использовали тесты в сгибании и разгибании рук в упоре лежа на гимнастической скамейке, замеры становой силы, кистевую динамометрию;

- для оценки быстроты движений использовали бег на 30 м с высокого старта, прыжок в длину с места и метание набивного мяча на дальность;

- для оценки общей выносливости использовали 6-ти минутный бег и вис на согнутых руках "до отказа".

Дополнительно исследовали функциональные показатели дыхательной, сердечно-сосудистой и нервно-мышечной систем организма с использованием оценки жизненной емкости легких, артериального давления [2] и кистевой динамометрии.

До и после тренировочного периода по развитию силы, быстроты и выносливости в трех экспериментальных группах младших школьников проводился анализ соотношения уровня развития указанных двигательных качеств.

Тренировка силы в группе СМ проводилась при помощи следующих упражнений: лазание по канату, метание набивных мячей весом до 3 кг, сгибание и разгибание рук в упоре лежа на гимнастической скамейке, многоскоки на одной и двух ногах, обще развивающие гимнастические упражнения, приседания на двух ногах.

Тренировка быстроты движений в группе БД осуществлялась при помощи: повторного бега на дистанции до 10 м, стартовых ускорений из разных исходных положений на 5-7 м, метания набивного мяча весом до 1 кг, прыжков в длину с разбега, метания малого мяча на дальность.

Тренировка общей выносливости в группе ОВ проводилась при помощи: бега с малой и средней скоростью (по отношению к максимальной) в течение 5-10 мин, спортивных игр (андбол), обще развивающих гимнастических упражнений, "челночного" бега 5х10 м.

Результаты исследования. После проведения 8-ми недельного тренировочного цикла были получены следующие результаты.

В группе СМ увеличение показателей силы мышц произошло в среднем на 12,3+3,7 % (р < 0,01). Показатели быстроты движений улучшились в среднем на 8,7+2,4 % (p < 0,05) а показатели общей выносливости - на 1,2+0,4 % (p > 0,05). Достоверно улучшилась функциональная подготовленность нервно-мышечной системы (р < 0,05).

В группе БД показатели быстроты движений улучшились в среднем на 7,6+1,9 % (р < 0,05), показатели мышечной силы - на 6,9+2,2 % (p <0,05), показатели общей выносливости ухудшились на 2,5+0,01 % (p < 0,05). Зафиксировано повышение функциональной подготовленности нервно-мышечной системы (р < 0,05).

В группе ОВ показатели выносливости улучшились на 28,6+4,5 % (р < 0,001), показатели быстроты движений остались практически без изменения, а показатели мышечной силы улучшились на 7,8+2,0 % (p < 0,01). Отмечено увеличение функциональной подготовленности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма (р < 0,01).

Обсуждение результатов. Полученные результаты показали, что тренировка двигательного качества в течение 8-недельного тренировочного цикла способна достоверно (р < 0,05-0,001) улучшить его значения. Наиболее интенсивно у детей младшего школьного возраста улучшаются показатели общей выносливости, что косвенно указывает на сенситивный период для развития этого качества. Тренировка общей выносливости благоприятно сказывается также на улучшении показателей мышечной силы, что может объясняться совершенствованием центральных механизмов управления мышечным сокращением. Тренировка силы мышц и быстроты движений примерно равнозначны для обоюдного улучшения этих показателей, но практически не оказывает влияния на развитие общей выносливости. Наибольшие сдвиги под действием соответствующей тренировки происходят: в нервно-мышечной системе - при тренировке силы мышц и быстроты движений; в сердечно-сосудистой и дыхательной системах - при тренировке общей выносливости.

Выводы

1. С целью быстрого комплексного улучшения показателей основных двигательных качеств (силы, быстроты и выносливости) предпочтительно использовать упражнения с преимущественной направленностью на развитие общей выносливости.

2. Тренировка силы мышц и быстроты движений может осуществляться у детей младшего школьного возраста идентичными средствами, при условии соблюдения адекватных периодов работы и восстановления.

3. При необходимости включать в учебно-воспитательный процесс тренировочные упражнения для развития силы и/или быстроты движений следует учитывать, что уровень общей выносливости не повышается, а может даже снижаться.

4. Показатели двигательной подготовленности мальчиков и девочек данного возраста по большинству тестов статистически не различаются.

Литература

1. Головина Л.Л., Копылов Ю.А., Полянская Н.В., Контроль за функциональной подготовленностью школьников к циклической работе на выносливость // Тезисы докл. Х1Х Всесозюн. конф. "Физиологические механизмы адаптации к мышечной деятельности". - Волгоград, 1988. - С. 103-104.

2. Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Некоторые функциональные показатели организма детей 10 лет в процессе развития выносливости // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. - М.: Педагогика, 1991. - № 2. - С.116-118.

3. Sellis J.F., McKenzic T.L. Physical educations role in public health // Res. Quart. Exerc. and Sport. - 1991. - v.62. - pp. 124-137.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Головина, Л. Соотношение показателей силы, быстроты и выносливости детей младшего школьного возраста в процессе их тренировки / Головина Л., Копылов Ю., Полянская Н. // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 1. - С. 100-101.