ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ

Л.Кудашова, В.Кудашов

Казахский институт физической культуры,
Алматы, Казахстан

В современной структуре спортивной подготовки отсутствует одна из основных и базовых ее составляющих - функциональная подготовка, что умаляет ее значимость для тренера, учителя физической культуры и значительно затрудняет процесс управления другими видами подготовки, часто приводя организм спортсмена к срыву физиологических механизмов адаптации или отсутствию тренировочного эффекта и как следствие высокого спортивного результата. Данное обстоятельство связано с недостаточным вниманием исследователей-физиологов и врачей к данной проблеме, вследствие чего отсутствуют теоретические и практические научно-обоснованные разработки. Данная проблема требует срочного ее решения и в предстоящем будущем должна стать одним из приоритетных и перспективных направлений спортивной физиологии.

Целью настоящей работы было теоретические обосновать и практически подтвердить пути управления функциональной подготовленностью спортсменов. Для реализации поставленной цели использовали следующие методы исследования: велоэргометрию, электрокардиографию, газоанализ на "Спиролите", электрофотометрию. Физическую работоспособность определяли по методике В.Л. Карпмана с соавт. (1974), состояние регуляторных систем - по данным математического анализа ритма сердца (Р.М. Баевский с соавт., 1984). Разработка оценочных шкал проводилась на основе статистических методов исследования. Исследования проводились в низкогорных, среднегорных условиях и на уровне моря. В эксперименте приняло участие 40 волейболистов высокой квалификации.

Функциональная подготовка - это многофакторный процесс управления индивидуальными физиологическими резервами систем организма человека с использованием различных средств и методов спортивной тренировки и условий внешней среды. Функциональная подготовленность отражает уровень развития биологических (морфо-физиологических, биохимических) резервов организма, достигнутых в процессе спортивной тренировки. Объектом управления в процессе функциональной подготовки являются индивидуальные биологические возможности, средствами управления - модели индивидуальной физиологической и биоэнергетической "стоимости" физических нагрузок и упражнений, выполняемых в различных условиях внешней среды, а с результатом подготовки - уровень мобилизации функциональных резервов организма.

Научно-обоснованное управление функциональной подготовленностью спортсменов требует наличия необходимой информации в конкретном виде спорта: 1) о специфических двигательных и вегетативных особенностях; 2) о наиболее значимых биологических показателях, определяющих общую и специальную физическую работоспособность; 3) об индивидуальной физиологической и биоэнергетической "стоимости" для организма, используемых при совершенствовании физических нагрузок и упражнений в разных условиях внешней среды; 4) о биологических способностях организма, проявляющихся в индивидуальном сочетании адаптационных свойств мобилизовывать, реализовывать, устойчиво удерживать и восстанавливать аэробные и анаэробные резервы организма в годичном и многолетних циклах подготовки; 5) об оценочных шкалах и должных показателях физической работоспособности и наиболее значимых физиологических и биоэнергетических резервах организма для разных этапов подготовки.

Исследованиями установлено, что физическая работоспособность при пульсе 130, 150, 170 уд/мин, аэробная производительность, напряжение механизмов регуляции сердечной деятельностью могут рассматриваться в качестве важных интегральных показателей, определяющих специальную работоспособность волейболисток высокой квалификации и характеризовать функциональную подготовленность спортсменок.

В процессе управления функциональной подготовленностью волейболисток высокой квалификации следует учитывать, что разминка и одноразовая тренировка технико-тактической направленности сопровождается мобилизацией и использованием как аэробных, так и анаэробных источников энергии. Кроссовая работа при пульсе 160-170 уд/мин, силовая нагрузка, работа в защите, нападении, на блоке, игра в 5 партий активизирует в большей степени анаэробные механизмы. Отставленный тренировочный эффект недельного микроцикла подготовки технико-тактической направленности сопровождается кумулятивным "следом", выражающимся в росте гликолитических и алактатных резервов волейболисток. Два микроцикла подготовки технико-тактической направленности после предшествующего микроцикла тренировок, связанного с кроссовой работой, вызывает более значительный рост аэробных резервов и в меньшей степени гликолитических. Многократные микроциклы тренировок в условиях среднегорья оказывают каждый раз различное воздействие на организм и это связано с исходным уровнем физиологических резервов, периодом подготовки, в котором используются среднегорные условия и направленностью тренировочных нагрузок.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Кудашова, Л. Теоретические и практические аспекты проблемы функциональной подготовленности спортсменов / Кудашова Л., Кудашов В. // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 1. - С. 113-114.