ПРИНЦИП СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТИ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

ПРИНЦИП СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТИ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Е.Истягина-Елисеева

Российская государственная академия физической культуры,
Москва, Россия

Состязательность - сложное социальное явление, которое оказывает большое влияние как на общественное сознание и мировоззрение в целом, так и на отдельную личность.

По мнению ряда западных и российских исследователей (Х.Ортега-и-Гассет, Й.Хёйзинга, О.Шпенглер, Л.Винничук, Ф.Х.Кессиди, И.Д.Рожанский, В.Татаркевич и др.), состязательность появилась на заре человечества. Она присутствует во всех человеческих коллективах. Состязательность - неотъемлемое свойство человеческих сообществ, так как она способна повышать интенсивность жизни индивида или группы, а потому наиболее полно растворяется в культуре.

Каждая эпоха, каждое общество кристаллизует свою сущность в идеологии и мировоззрении. Они выражают себя в религии, философии, науке, искусстве, а также в представлениях о телесной красоте.

В средние века принцип состязательности не нашел такого же яркого воплощения как в античности, где, например, Олимпийские игры были общегосударственным событием. Более того, с усилением христианства физическая культура стала отвергаться и не была включена ни в одну из церемоний христианских празднеств.

Что случилось с античным идеалом человека, который сформировался под значительным влиянием духа соревновательности? Как получилось, что олимпийские идеи, которые, казалось, навсегда ушли в прошлое, появились вновь в эпоху Возрождения?

Категории средневековой культуры, картины мира средневекового человека, двойственность (дуалистичность) и символизм эпохи средневековья - все это нашло отражение в трудах известных медиевистов М.М.Бахтина, В.П.Даркевича, А.Я.Гуревича, Ж. Ле Гоффа, Й.Хёйзинги и др. Опираясь на их исследования мы можем попытаться ответить на поставленные выше вопросы.

В аскетическом мировоззрении, не связанном с какой-либо определенной территорией, охватывающей всю домену католической церкви, тело играло роль лишь мимолетной и преходящей оболочки. Бренному телу, одержимому страстями, противостоит бессмертная душа. Если в античности человек гордился и совершенствовал свое тело, так как гармонично развитая личность являлась идеалом того времени, то в средние века тело допускалось лишь в той степени, в какой оно менее всего могло мешать осуществлению сверхземного содержания. Тема греховности красной нитью проходит через всю христианскую культуру, которую западноевропейские социальные антропологи назвали "культурой вины".

Так как всякое подражание языческим идеалам и традициям, в том числе и спортивным, было запрещено церковью, а любые физические упражнения исключены из церковных обрядов, состязательность в спортивном значении была лишена основы для легального развития. Таким образом, принцип состязательности приобрел другую направленность и стал развиваться вне религиозных церемониалов, наперекор христианской идеологии. Этот антагонизм проявился в противопоставлении двух идеалов того времени: идеала святости и идеала доблести. Церковному идеалу был противопоставлен идеал светский - бесстрашный герой-рыцарь древних народных сказок и саг, отличавшийся прежде всего могучей силой и ловкостью в обращении с оружием. Свои исключительные способности он проявлял на охоте и в сражениях, в метании копья, состязаниях в беге, искусной верховой езде и т.п.[3].

Часто спортивные игры запрещались широким слоям населения. "Запреты на игры имели ярко выраженный классовый характер. Этот социальный аспект ярко проявился в указах, запрещавших, например, боулинг в средневековой Англии. В течение XV-XVI вв. были изданы указы, в которых подчеркивалось, что играть в боулинг может лишь владелец земельного участка, ежегодно имеющий определенный доход" [2, С.118].

Сопротивление населения выразилось в том, что народ стал придумывать новые игры. Можно сказать, что в определенной степени запреты на игры дали импульс к появлению новых игр.

Когда мы говорим о развитии принципа состязательности в средних веках мы должны учитывать, что для разных слоев населения он имел разное значение. Например, состязательность и физическая активность вообще среди сельского населения была естественным следствием уклада жизни.

Среди знати, на которую были возложены воинские обязанности, физическая подготовка и игры имели соответственно более упорядоченный характер.

В жизни городского населения физическая сила и ловкость не представляли особой ценности. Характер городского производства оттеснял на задний план физические качества человека. Они никогда не оценивались в городах так высоко как в сельской местности или у рыцарского дворянства. До XIV века развлечения городского населения вообще носили или пассивный зрительский характер или характер деревенских забав. Рыцарские турниры, имевшие целью демонстрацию физических качеств аристократии, были излюбленным зрелищем для всех слоев населения общества городского населения.

Но по мере укрепления феодальных городов наряду с более пассивными видами развлечений городское население приняло участие в играх, подобных деревенским. Сначала такие игры проводились в городах, а затем для этой цели стали выделять специальное место, обычно перед городскими воротами. Широко были распространены: борьба, бег, стрельба из лука, метание камней. Стали появляться первые специализированные школы, проводиться организованные соревнования. Например, в 1399 г. в Турнуа союзом фландрских земель были представлены 30 городов и 16 деревень на состязаниях лучников (Л.Кун).

Таким образом, в эпоху Средневековья принцип состязательности приобретает новые формы, сохраняя при этом свою суть, а именно: сравнение приобретенных знаний, умений, навыков, характерных для каждой определенной эпохи.

Литература

1. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М.: Искусство, 1984. - 350 с.

2. Оливова В. Люди и игры. - М.,1985. - С. 59 - 118.

3. Хёйзинга Й. Homo Ludens. - М., 1992. - 464 с.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Истягина-Елисеева, Е. Принцип состязательности в западноевропейском средневековье // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 1. - С. 184-185.