ЗДОРОВЬЕ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ИФК: КРОСС-ЕВРОПЕЙСКИЙ АНАЛИЗ

ЗДОРОВЬЕ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ИФК: КРОСС-ЕВРОПЕЙСКИЙ АНАЛИЗ

И.Быховская, Й.Мразек, Л.Фиалова

Российская государственная академия физической культуры,
Москва, Россия

Немецкая высшая школа спорта,
Кельн, Германия

Карлов Университет,
Прага, Чехия

Одной из центральных задач, решением которых призваны заниматься специалисты в области физической культуры, является задача сохранения и укрепления здоровья различных слоев населения. Достижение этой цели, реальное участие данной группы специалистов в формировании здорового образа жизни, в пропаганде здоровья, в создании у различных по возрасту, полу, месту жительства и иным характеристикам людей позитивной мотивации на здоровье и - что не менее важно - на деятельность, его обеспечивающую, возможно лишь в том случае, когда уже в процессе подготовки, получения профессионального образования у будущих специалистов формируется необходимый блок знаний, умений, навыков и собственных установок, мотивации на реализацию такого рода целей в контексте выполнения своих будущих профессиональных обязанностей. Представляется, что немаловажным обстоятельством для достижения обозначенной цели является отношение студентов физкультурных вузов к проблеме здоровья как определенной ценности, включая как поведенческий уровень реализации этого отношения в образе жизни, так и вербально-аксиологический, место здоровья в личной иерархии ценностей.

Раздел, посвященный проблеме здоровья и отношения к ней студентов физкультурных вузов, был включен в программу сравнительного исследования, проведенного нами в 1996-1997 гг. путем анкетного опроса студентов в Москве, Кельне и Праге, т.е. в странах-представительницах Восточной, Западной и Центральной Европы. Студенты (респонденты) числом приблизительно 400 человек в каждой стране ответили на вопросы, связанные с их образом жизни, питанием. Была получена информация о количестве и характере болезней, а также о средствах, которые студенты предпочитают применять для их лечения и профилактики, о том, в какой степени, по мнению респондентов, возможно и необходимо осуществление контроля за собственным здоровьем (локус контроля здоровья), о самочувствии и факторах, влияющих на него по мнению студентов и т.п.

Оставляя за рамками данного сообщения информацию о количественных показателях здоровья/нездоровья студентов (число дней болезни и пр.), обратим внимание на некоторые характеристики их оценочных суждений. Так, на шкале оценки собственного питания (от "0"-очень нездоровое до "5"-очень здоровое) российские студенты дали в среднем более низкие оценки (3,14), чем их сверстники в Германии (3,33) и Чехии (3,29). На вопросы, связанные с курением, лишь около 7% чешских студентов дали положительный ответ, в то время, как в Германии и России таковых оказалась примерно четверть от всех опрошенных. Значительное число других показателей здоровья и отношения к нему, полученных в результате сравнительного анализа; ответы на вопрос "Считаете ли Вы, что делаете достаточно для вашего здоровья?" ("да" - лишь у 36% россиян и более 50% в обеих группах их сверстников) - дают серьезные основания для размышлений о том, не надо ли всерьез заняться проблемой здоровья у тех, кому предстоит бороться за здоровье других?

 

НEALTH IN THE SPORT STUDENTS' VALUE SYSTEM: CROSS-EUROPEAN ANALYSIS

I.Bykhovskaya, J.Mrazek, L.Fialova

Russian State Academy of Physical Education,
Moscow, Russia

Deutsche Sporthochschule,
Koln, Germany

Karl University, Prague,
Czech Republic

One of the most important task for the specialists in the field of physical education - to care and to support the public health is. To realize this orientation by the professional activity of them means to give the relevant knowledge and the skills to firstly to future specialists - i.e. sport students in the context of their study. It is necessary to shape the students' own attitudes and motivation to fulfill this orientation practically, to give to this young people the instruments for possibility to organize their pupils and under wardship people's motivation to healthy style of life. At the same time it is very important to know the students' attitudes to their own health - both in the verbal, axiological dimension and the behavioral one, the position of this value on the personal scale.

The comparative study that was held in 3 European countries - Russia, Germany and Czech Republic - included the part connected with the health aspects. In 1996-1997 the sport students from Moscow, Cologne and Prague (N=400 approx. from every high sport school) answered the questions concerning their style of life, their nutrition and the habits. It was got the bit of information about the students' diseases and the facilities and remedies they prefer to use in the cases of any diseases; the data concerning the students' believes about the possibilities and necessity to control their own health (locus of control), the factors they believe are significant to their health and the general state and so on.

Out of analyzing the quantitative information (related to the number of days at home, number of the unsolved health problems etc.) we shall pay attention to some students' subjective attitudes and orientations. Analysing the data concerned the nutrition problems we see some differences between Russian students from one side and German and Czech young people from another: in aver. the latest put 3,33 &3,29 evaluating the healthy level of their nutrition by 5-points scale and Russian students put 3,14 only. Answering the question about smoking about 7% of Czech respondents only gave the positive answer and at the same time about 1/3 of Russian and German students said they smoke. Analysis of the vast information gathered in the context of our research, including the students' reflection on the problem that we've put by the question "Do you think you do enough for your health?" ("yes" - 36% of the Russians only and a little more than 50% of the Germans and the Czech students) - all these data produce the serious question missed in our questionnaire: Don't we need to pay much more attention to the health of those who plans to maintain the public health in our countries?


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Быховская, И. Здоровье в системе ценностей студентов ИФК: кросс-европейский анализ / Быховская И., Мразек Й., Фиалова И. // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 1. - С. 187-188.