ПРОТИВОРЕЧИЕ ЦЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗАХ И СПОСОБЫ ИХ СБЛИЖЕНИЯ

ПРОТИВОРЕЧИЕ ЦЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗАХ И СПОСОБЫ ИХ СБЛИЖЕНИЯ

В.Якимович

Волжский гуманитарный институт Волгоградского государственного университета,
Волжск, Россия

Введение. Основная причина, побудившая к проведению данного исследования, заключается в том, что физическая подготовленность и состояние здоровья студентов Волгоградских вузов гуманитарного профиля постепенно ухудшается. Ранее такой факт уже был отмечен и в других вузах (Е.Я. Бондаревский, 1986; И.В. Муравов, 1987; Н.С. Кончиц, 1990;и др.). Тогда большинство авторов считали это явление следствием неэффективной государственной программы физического воспитания для вузов. Но с 1990 года государственная программа менялась дважды, а результат остается прежним - физическая подготовленность студентов продолжает снижаться.

Методы исследования. 1. Теоретический анализ и обобщение данных отечественной и зарубежной научно-методической литературы. 2. Анализ и обобщение опыта работы кафедр физического воспитания гуманитарных вузов Волгоградской области: анкетный опрос преподавателей и студентов; анализ планирующей и отчетной документации процесса физического воспитания (учебные программы, учебные журналы, протоколы педагогического тестирования, протоколы соревнований). 3. Педагогические наблюдения, педагогические тестирования.

Результаты исследования. Для анализа сложившейся ситуации в физическом воспитании студентов был использован системный подход. Как известно, важнейшим фактором системного подхода является установление системообразующего признака (фактора), того связующего звена, который объединяет элементы системы физического воспитания в вузе, делает ее относительно замкнутой. В нашем случае таким признаком выступает цель.

В примерной учебной программе физического воспитания для вузов 1994 года цель имеет следующую формулировку: "Формирование физической культуры личности. " Это государственная цель. Она соотносится со стандартом высшего образования и служит общим ориентиром в работе всех кафедр физического воспитания (кроме специализирующихся вузов). В соответствии с целью определяются принципы, содержание, методы, средства и формы организации процесса физического воспитания. Именно достижение цели и является основным интегральным критерием оценки эффективности процесса физического воспитания. Однако при этом цель должна быть реальной и диагностируемой, то есть проверяемой по конечным результатам их достижения.

В реальности существующей цели сомнений нет. Она отражает современные тенденции развития общества, в частности, его гуманизацию - обращению к человеку как мере всех вещей, к его нравственному самоопределению и индивидуальному совершенствованию. Но является ли эта цель целью для самих студентов?

Анкетный опрос студентов Волгоградских вузов гуманитарного профиля (всего 2076 человек) показал, что цель, сформированная программой и кафедрами физического воспитания, вовсе не является целью для студентов. У них цели физического воспитания представляются иначе: получить зачет по предмету (65 %), не иметь наказаний (21 %), повысить физическую подготовку и укрепить здоровье (8,5 %), приобрести положительный опыт для здорового образа жизни (4 %), сформировать свою физическую культуру (1,5 %). Дальнейший анализ педагогического процесса в вузах показал, что содержание учебных программ, методы, средства и формы его организации в целом соответствуют основным дидактическим принципам и отражают современные педагогические подходы к обучению, развитию и воспитанию студентов. Однако и здесь имеется множество возможностей для дальнейшего совершенствования системы физического воспитания в вузах.

Выводы.

1. Учитывая полученные результаты, можно утверждать, что низкая эффективность процесса физического воспитания в вузах Волгоградской области прежде всего обусловлена противоречием целей системы физического воспитания вузов и субъектов воспитания (студентов). Суть противоречия заключается в том, что общественно-значимая цель, а соответственно и задачи, не являются личностно-значимыми.

2. Для устранения противоречия необходимо чтобы цель и задачи, которые сформулированы в учебной программе физического воспитания, были не только понятны студентам, но и приняты как личностно-значимые.

3. На наш взгляд, одним из способов сближения целей заключается в применении методики целеполагания, то есть поэтапного формирования мотивов. В роли мотива могут выступать потребности, интересы, влечения, эмоции, установки, идеалы и т. д. Необходимо учитывать, что деятельность человека побуждается обычно несколькими мотивами, один из которых является основным, ведущим. В целеполагании не малую роль играют личные качества: целеустремленность, упорство, воспитанность, терпимость. Цель всегда формируется человеком самостоятельно на основе и в развитии всей его предшествующей жизни. Поэтому при целеполагании педагогу необходимо быть очень осторожным, неторопливым, ненавязчивым. Лучше, если будут созданы условия для познавательной деятельности, постановки и решения тех или иных личностных задач физического воспитания.

Список литературы

1. Бондаревский Е.Я., Ханкельдиев Ш.Х. Физическая подготовленность учащейся молодежи. - Т.: Медицина, 1986. - 208 с.

2. Кончиц Н.С. Физиологические основы физического воспитания студентов в связи с индивидуальными особенностями организма: Автореф. дис. докт. мед. Наук. - Новосибирск, 1990. - 51 с.

3. Муравов И.В. Булич Э.Г. Оздоровительный потенциал свободного времени студентов / / Т и ПФК. - 1987.- № 10. - с. 18 - 20.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Якимович, В. Противоречие целей физического воспитания в гуманитарных вузах и способы их сближения // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 1. - С. 198-199.