СОЗДАНИЕ СОКОЛЬСКОЙ ГИМНАСТИКИ В ЧЕХИИ

СОЗДАНИЕ СОКОЛЬСКОЙ ГИМНАСТИКИ В ЧЕХИИ

 Н.Качулина

Российская государственная академия физической культуры,
Москва, Россия

Сокольская система гимнастики возникла в Чехии в середине XIX века. В это время небольшие славянские народы, жившие в центре Европы, находились в составе Австро-Венгерской империи. По отношению к австрийцам они были народностями угнетенными и вели борьбу за национальное освобождение. В это время и родилось Сокольство. Постепенно развиваясь и совершенствуясь оно превратилось в заметное социальное явление не только в Чехии, но и в других славянских государствах, в первую очередь в России.

Авторами сокольской гимнастики были Мирослав Тырш - профессор истории и искусства Пражского университета и доктор филологии и крупный промышленник И.Фигнер. В книге "Основы физической подготовки" М.Тырш изложил оригинальную систему упражнений, основу которой составила немецкая гимнастика, усовершенствованная в 50-е и 60-е гг. ХIХ в. Шписсом. Эту систему М. Тырш дополнил элементами, заимствованными из разных видов европейской гимнастики, а также некоторыми видами атлетики. Цель гимнастики определялась как "укрепить и сохранить человеку здоровье, сделать его неуязвимым, дать отвагу и хладнокровие, силу и ловкость, проворство, решительность, смелость, наконец предохранить от последствий односторонних занятий". Все упражнения подразделялись на четыре основные группы.

Первая группа - упражнения без снарядов:

1. Ходьба, бег;
2. Вольные упражнения;
3. Порядковые упражнения (строевые упражнения, хороводы, танцы).

Вторая группа - снарядовые упражнения:

1. Со снарядами (палками, гантелями, тяжестями, булавами и др.);
2. На снарядах (козле, столе в длину, перекладине, коне, канатах и др.).

Третья группа - групповые упражнения: пирамиды, массовые гимнастические выступления, подвижные игры.

Четвертая группа - боевые упражнения:

1. Сопротивления;
2. Борьба;
3. Фехтование и кулачный бой.

Шагом вперед явилось то, что в сокольской гимнастике обращалось внимание не на количество повторений, как это было в немецкой и шведской гимнастике, а на красоту их выполнения. Все движения, которые выглядели некрасиво, соколы исключали. Занятия проводились по схеме: сначала упражнения строевые, затем вольные движения, упражнения со снарядами и боевые, дальше шли упражнения на снарядах в подгруппах (обычно в трех со сменой снарядов), затем общие упражнения (пирамиды), наконец, опять строевые, после чего занятия заканчивались. Гимнастические упражнения стали соединяться в комбинации, было введено музыкальное сопровождение, красивые костюмы и специальная гимнастическая обувь. В целом система была направлена на регулярную и целенаправленную тренировку тела и рассматривалась ее автором в качестве средства физического и нравственного воспитания чешского народа, способствующего укреплению физических и нравственных сил и военной подготовки. Периодически в Праге проводились слеты "соколов", на которых публичные физкультурные выступления всех славянских сокольских обществ.

Отличительной чертой скольского движения было то, что с самого начала представителями общества велась культурно-просветительная работа среди широких масс чешского народа. До создания "Сокола" чешские крестьяне в подавляющем большинстве были неграмотными, но и те, кто имел возможность посещать школу обучались на чужом немецком языке. "Соколы" сыграли огромную роль в развитии грамотности и просвещения среди своего народа. Первые сокольни (места, где проводились занятия сокольской гимнастикой) имели библиотеки, школы ликвидации неграмотности, занимались издательской деятельностью, широко распространяли среди чешского народа книги на родном языке.

Благодаря привлекательным формам работы сокольское движение получило широкое распространение во многих странах мира, в том числе и России и явилось основой развития современной спортивной гимнастики.

Список литературы:

1. Акинтиевский Ю.К. Сокольство, его идея, развитие и организация - Прага, 1912

2. Вагнер Я.В. Сокольство, его задачи и значение в связи с настоящим и будущим человека. - Чигирин, 1909

3. Ваничек К. Сокольские обязанности. - Спб, 1913

4. Коничек С.О. Сокольство. - М., 1911

5. Любченко Д.Е. Народное образование и сокольские общества у чехов. - М., 1910

6. Никитин Л.П. Сокольство и физическое воспитание - Пг., 1912

7. Оченашек А. Краткий обзор истории гимнастики. Перевод с чешского и дополнение Лукеш А. - Тифлис, 1911

8. Основы русского Сокольства. Обязательные лекции по истории, идеологии, организации. - Белград, 1935

9. Пеликанова А. Идеология Сокольства. - Прага. ВИННИЧУК, 1924

10. Сущность Сокольства. Посвящается нарождающемуся на Руси Сокольству. - Спб., 1912

11. Францев В. Чешское Сокольство, его развитие и культурное значение. - Варшава, 1910

 

CREATION OF THE SOCOLSCOY’S GYMNASTICS IN CZECHIA

N.Kachulina

Russian State Academy of Physical Education,
Moscow, Russia

The socolscoy's system of gymnastics has arisen in Czechia in middle XIX centuries. At this time small Slavic peoples living at the center of Europe, were in structure of the Austro-Hungarian empire. In relation to Austrian, they were oppressed and order struggle for national clearing. At this time also was born Socolstvo. Gradually developing and being improved, it has turned to the appreciable social phenomenon not only in Czechian, but also in other Slavic states, first of all in Russia.

The authors of the socolscoy's gymnastics were M.Tirsh - professor of history both art of the Prague university and doctor of philology and large industrialist I.Figner. In the book " BASES of physical preparation " M.Tirsh has stated original system of exercises, which basis has made the German gymnastics advanced in 50 and 60 years XIX cen. by Shpiss. This system M.Tirsh has added by elements borrowed from different kinds of European gymnastics, and also some kinds of athletics. The purpose of gymnastics was defined as " to strengthen and to keep to the man health, to make him impregnable, to give courage and composure, force and dexterity, quickness, resoluteness, boldness, at last, to protect from consequences of unilateral employment".

All exercises were subdivided into four basic groups.

The first group - exercise without sports shells:

1. Walking, run;
2. Free exercises;
3. Serial exercises (drill exercises, round dances, dances);

The second group - exercise with sports shells:

1. With shells (sticks, dumb-bells, weights & etc.)
2. On shells ("goat", horizontal bar, "horse", ropes & etc.)

The third group - group exercises: pyramids, mass gymnastic performances(statements), mobile games.

The fourth group - battle (dashing) exercises:

1. Resistance;
2. Struggle;
3. Fencing and fist fighting.

The step forward was that in socolscoy's gymnastics was paid attention not to the quantity of recurrences, as it was in German and Swedish gymnastics, but on beauty of their performance. All movements, which looked ugly - were excluded. The employment were carried out under the circuit: at first drill, then free and fighting exercises. The exercises with shells and on shells in complement of subgroups, then general exercises (pyramid), at last, the drill again, then employment came to an end. Gymnastic exercises became to incorporate in a combination, the musical support, beautiful costumes and special gymnastic footwear was entered. As a whole, the system was directed on regular and purposeful training of a body, and was considered by its author as a means of physical and moral education of the Czech people promoting strengthening of physical and moral forces and military preparation.

Distinctive feature of socolscoy's movement was that from the very beginning by the representatives of a society conducted cultural - educational work among broad masses of the Czech people. Before its creation the Czech peasants in overwhelming majority were illiterate, but also those who had also those who had an opportunity to attend the school, were trained in German. "Socoly" have played a huge role in development of the literacy and education among the people. They had the libraries, school of liquidation of illiteracy, were engaged in publishing, distributed the books in the Czech language.

Due to the attractive forms of work, the socolscoy's movement has received a wide circulation in many countries of the world, including Russia and was a basis of development of development of modern sports gymnastics.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Качулина, Н. Создание сокольской гимнастики в Чехии // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 1. - С. 204-205.