ТЕЛЕСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОД

ТЕЛЕСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОД

В.Пономарчук

Российская государственная академия физической культуры,
Москва, Россия

И сегодня, к сожалению, распространена концепция так называемого "комплексного" подхода к человеку, с которой следует решительно размежеваться, если мы хотим вести содержательный анализ телесности. Размежеваться потому, что она построена на малопродуктивном методологическом подходе: вести исследование отдельных компонентов по специальным "ведомствам" (физическое, психическое и т.д.), а уже потом решать, что из этого набора представляет достойный вклад в решение проблемы.

Нас такой подход не устраивает, ибо в этом случае накладывается печать личной социальной ситуации на исходное представление о человеке и как всеобщий закон принимается односторонность и частичность развития индивида homo sapiens.

Так каков же путь к целостному представлению о человеке и тем самым к пониманию его телесности? Очевидно следует обратиться к тем исторически развиваемым людьми способам, с помощью которых формировались реалии культуры: ценности, цели, мотивы человеческой, всегда в общении осуществляемой деятельности. Но при этом обращение к культуре и истории не должно быть просто обращением к собранию отдельных факторов, случайно возникавших в истории. Чтобы увидеть субъекта культуры в его индивидуальной неповторимости и в той роли, которую он играет в истории, надо рассмотреть его становление в ансамбле общественных отношений. О том, что эта проблема лишь недавно стала объектом внимания, говорит отсутствие термина, обозначающего одновременный, одномоментный процесс освоения и творения культуры индивидом.

Можно ли рассматривать физическое существование человека вне этого контекста, вне способа, каким он собой и в себе воспроизводит ансамбль общественных отношений? Нет, потому что его физическое существование зависит от того, насколько он способен участвовать в воспроизводстве этого ансамбля. Уже поэтому непосредственный анализ реалий спорта, например, изучение телесности, лишен смысла.

Следует констатировать: исторически рефлексивное и нерефлексивное отношение к предмету исследования неслучайно и имеет свои исторические причины. К сожалению, подавляющее большинство работ по проблемам физической культуры человека выполнено в логике нерефлексивного исследования. Предмет в них, как правило, ограничен наличными, здесь и теперь действующими условиями. Он сформирован пространственным видением соотношения физического, интеллектуального, нравственного, эстетического и т.д. определений человека. Введение в качестве предмета анализа собственно физического развития заставляет вести таковой уже не по отношению к человеку в целостности всех его определений, во всех разветвлениях этого определения, но только с точки зрения одного из них как особого аспекта.

Наше понимание принципиально иное: способ выживания человека как такового, то есть как представителя вида homo sapiens в самом широком смысле - суть культура. Этот способ индивидуализирован и в этом смысле - неповторим, но в тоже время всеобщ. Здесь нет противопоставления.

Здесь каждый орган - сам по себе и в то же время целиком и нацело представляет собой весь ансамбль общественных отношений. Действительное отношение к культуре - это отношение к ней как к жизни, производящей человеческое общение. И физическое обращение к другому не только эквивалентно эмоциональному и интеллектуальному обращению, но и их условие, условие полноценного мышления. То, что при нерефлексивном подходе выделялось как особые типы культуры (эстетическая, физическая и т.д.), оказывается на самом деле одной и той же культурой, которая поворачивается разными сторонами в зависимости от того, с каких позиций мы ведем анализ. Об этом, в частности, свидетельствуют и итоги так называемой сексуальной революции,прошедшей по странам Запада. Оказалось, что кажущаяся односторонность, нацеленность на чисто физическое развитие, связанная с сексуальной революцией, привела к прямо противоположному результату: именно эта сторона жизни человека потеряла свою исключительную, телесную ценность. И осознание этого факта стало освобождением для рождения действительно человеческих качеств.

Иными словами, телесность не определятся лишь телом и, в частности, органами чувств. Она определяется еще и возможностью сознательной деятельности, потому что только в этом случае мы можем говорить о телесности человека.

Только так. Это основание. Потому что дальше - история. То, на чем можно строить социально-философское, содержательное исследование того "как возможен человек" и "что присуще человеку", в том числе и в плане телесности.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Пономарчук, В. Телесность человека: социально-философский подход // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 1. - С. 207.