ИЗ ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ НАУКИ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ В ЦЕНТРАЛЬНОМ ИНСТИТУТЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ИЗ ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ НАУКИ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ В ЦЕНТРАЛЬНОМ ИНСТИТУТЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Г.Деметер

Московская государственная академия физической культуры,
Малаховка, Россия

В имеющейся литературе начальному периоду истории ГЦИФКа-ГЦОЛИФКа-РГАФКа, созданному в июне 1918 года на базе шестимесячных курсов, уделено недостаточное внимание. Поэтому, по нашему мнению, представляют известный научный интерес документы, относящиеся к первым месяцам деятельности Института. К ним относится "План постановки исследований и наблюдений в Опытной школе Института физической культуры", поступивший в Совет Народных комиссаров РСФСР 16 ноября 1918 года и обнаруженный нами в Центральном Государственном архиве Октябрьской революции и социалистического строительства.

Из документа явствует, что одновременно с созданием Института физкультуры ему была придана Опытная школа для осуществления эксперимента по обоснованию методов физического воспитания школьников. Это позволяет сделать вывод о том,что научная работа в Институте началась сразу же после его создания. Опытная школа представляла собой интернат на 150 детей. Это позволяло организовывать питание ребят и создавать возможности для развертывания экспериментальной работы.

В "Плане постановки исследований..." подробно изложены задачи и методы научных исследований, руководство ими, контроль за их проведением. Так, в одной части говорится, что поставленная задача -"чисто опытно-научная, причем Опытная школа служит всецело для научно-экспериментальных исследований, составляющих цель и главную задачу Института физической культуры".

В первую очередь работникам Опытной рекомендовалось приступить к изучению физического развития детей и экспериментально исследовать функции их организма под влиянием применения физических упражнений, Рекомендовалось вести наблюдения за воздействием на растущий, развивающийся организм дыхательной и ритмической гимнастики (в сочетании с занятиями музыкой), различного рода игр и ручного труда. С этой целью создавались группы, где преимущественное внимание уделялось тем или иным видам физических упражнений. Исследования в Опытной школе носили комплексный характер, проводились с использованием прогрессивных по тому времени методик, включая фото- и киносъемку, выполнялись при участии педагогов и врачей.

Выступая на 1 Всероссийском съезде по физической культуре, спорту и допризывной подготовке в 1919 году, первый ректор Института профессор В.Е.Игнатьев, отмечая важность создания нового вуза в деле укрепления здоровья народа, высказал предположение о том, что "этот институт физической культуры явится тем ядром, от которого отделятся маленькие ядрышки, которые будут расбросаны по всей территории нашей республики...". И действительно в скором времени страна покрылась довольно широкой сетью физкультурных учебных заведений, которые по примеру ГЦИФК и Института им.Лесгафта стали уделять большое внимание разработке научных проблем физического воспитания. Это сыграло основополагающую роль в дальнейших успехах спортивной науки, обеспечившей, наряду с другими факторами, достижения как в развитии массовой физической культуры, так и спорта, в том числе олимпийского, которые известны во всем мире.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что в Центральном институте физической культуры, главной задачей которого явилась подготовка квалифицированных кадров, уже на заре его создания уделялось большое внимание разработке научных проблем физического воспитания. Это могло произойти лишь благодаря осуществлению преемственности в развитии науки о физическом воспитании до и после октябрьской революции, Научный потенциал дореволюционной России был достаточно велик: профессор П.Ф.Лесгафт и генерал А.Д.Бутовский в Санкт-Петербурге, доктора Е.А.Покровский и Е.М.Дементьев в Москве, их соратники и последователи в разных уголках страны заложили прочный фундамент науки о физическом воспитании, а К.Д.Ушинский подчеркивал, что физическое воспитание подрастающего поколения следует осуществлять на научной основе - педагогической и особенно естественнонаучной.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Деметер, Г. Из истории формирования науки о физическом воспитании в Центральном институте физической культуры // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 1. - С. 210-211.