ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОЛИ ФИЛОСОФИИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОЛИ ФИЛОСОФИИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н.Кудрявцева

Российская государственная академия физической культуры,
Москва, Россия

Область нашего исследования должна включать систематическое изучение человеческого движения и всего многообразия форм его проявления. Практическая ценность движения в искусстве и развитие человеческих способностей широко изучается социальными, гуманитарными, и естественными науками. Важную роль в решении многих проблем реальной жизни играет философия.

Круг вопросов, решаемых философией в сфере физкультурно-спортивной деятельности, можно условно разделить на теоретический и практический. К теоретическим относятся вопросы, связанные с определением ценностей спорта в наибольшей степени позволяющих людям раскрыть свой потенциал, обеспечить им здоровую жизнь, творческое долголетие, с созданием идеальной модели спортивного поведения, а также необходимостью овладения специалистами в области физического воспитания философскими знаниями, дающими им возможность осуществлять процесс образования, аналогично преподавателям естественных или гуманитарных дисциплин.

Практический аспект роли философии выражен в следующих вопросах:

• Дает ли философия реальные ответы на проблемы реальной жизни, например, затрагивает действия, рекомендуемые врачами или знания, преподаваемые спортивными педагогами?

• С чем связан невысокий профессиональный статус, который спортивные педагоги обычно имеют в обществе, с тем, что они, по общему мнению, имеют дело больше с человеческим телом, чем с умами? Как философия может содействовать устранению подобного мнения?

• Что является ценностями различных форм физического воспитания? Является ли, например, поддержание хорошего самочувствия, более ценным вкладом в обеспечение счастливой жизни, чем высокий уровень развития двигательных качеств?

Философские вопросы требуют решения в жизни каждого человека. Многие из нас сегодня находятся под давлением необходимости получить работу и сохранить работоспособность для ее выполнения. Знание практической философии дает возможность осознать свои возможности в этом мире и достигнуть успехов в своей профессиональной карьере и других сферах жизни.

Выбор профессий, связанных со спортивной деятельностью в современном обществе особенно не прост, престиж физических профессий невысок, когда общество оценивает умственную деятельность более высоко. Необходимо новое осмысление того, какую роль движение и спортивная деятельность должна играть в человеческом существовании.

Можно определить общую тенденцию в решении проблем физкультурно-спортивной деятельности, которая прослеживается в данных, получаемых историей, физиологией, и социологией, как представителями соответственно гуманитарных, естественных и социальных наук.

В таблице 1 показаны подходы к решению вопросов, отражающих проблемы: природы явления

Таблица I

Примеры междисциплинарных связей

Вопрос История Физиология Социология Философия
1. Что является игрой ? Каковы примеры игры в древних культурах? Какова роль игры в поддержании и развитии физиологических функций? Какова роль игры в различных социальных институтах? Каковы существенные характеристики игры, и в чем ее отличие от труда?
2. Является ли нравственно приемлемым нарушение правил? Нарушали ли правила игры древние греки, и расценивали ли это как нравственное поведение? Наблюдаются ли физиологи-ческие реакции при нарушении игроком правил? Какие нормы существуют в нашем обществе относительно нарушения правил? Каковы критерии нравственности при нарушении правил?
3.Каковы критерии красоты прыжков в воду? Создавала ли каждая культура свою концепцию красоты? Каковы анато-мические и физиологические компоненты красоты прыжков в воду? Как современное общество оценивает красоту? Каковы критерии красоты, и удовлетворяют ли им прыжки в воду?
4. Почему спортсменов часто считают неготовыми к восприятию знаний? Имеются ли исторические предпосылки возникновения подобного отношения? Имеются ли физиологические индикаторы интеллекта, и каков интеллект спортсменов по сравнению с остальным населением? Какие роли играют спортс-мены в обществе, и включают ли эти роли типично высокие интел-лектуальные ожидания? Каковы различные типы знания и, насколько ценен каждый тип? Каковы представления об этом у спортсменов?
5.Должно ли физкультурное образование быть обязательным в школах? Какие исторические примеры показывают достоинства и недостатки обязательного физкультурного образования? Наблюдается ли существенное улучшение здоровья, связанное с введением физкультурного образования? Имеются ли различия в отношении отдельных социальных групп к обязательному физкультурному образованию ? Какова ценность физкультурного образования?

(вопрос №1), этики (№2), эстетики (№3), теории знания (№4), и теории ценности (№5). Например, могут историки или социологи, используя собственный инструментарий, решать вопросы, связанные с эстетикой? Вероятно не могут. Но они могут оказать влияние на философское понимание красоты, исследуя, что было расценено как красивое в предыдущих эрах (исторический анализ) или, исследуя фактическое отношение к красоте в современном обществе (социологическое изучение общественного мнения).

Очень важно обратить внимание, что философский взгляд не подразумевает, что философы не интересуются действительностью и реальным мировым опытом. Напротив, большая часть философских исследований посвящена проблемам ежедневной жизни людей и их практической деятельности.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Кудрявцева, Н. Практические аспекты роли философии в решении проблем физкультурно-спортивной деятельности // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 1. - С. 216-217.