ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

В.Вучева

Российская государственная академия физической культуры,
Москва, Россия

Формирование физической культуры студентов педагогических специальностей нефизкультурного ВУЗа в условиях гуманизации системы образования продолжает оставаться актуальной проблемой.

Взяв за основу общие положения построения модели специалиста, мы разработали модель гуманистически ориентированной физической культуры будущих педагогов, которая включает такие основные составляющие: гуманистически ориентированное мотивационно-ценностные отношение (знания, мотивы, интересы, установки, убеждения, потребности), физическое совершенство (двигательные умения, двигательные навыки, физическое развитие, физическая подготовленность), гуманистически ориентированная физкультурно-спортивная деятельность (познавательная, пропагандистская, инструктивно-педагогическая, судейская, организаторская, самосовершенствования).

В основу этой модели положены следующие принципы:

а) направленность социального субъекта на достижение физического совершенства, которое предполагает:

- "комплексное развитие качеств, определяющих индивидуальную физическую кондицию" человека, создающее универсальные предпосылки его готовности к самым разнообразным видам двигательной деятельности;

- формирование всех компонентов физической культуры: культуры здоровья, культуры телосложения и двигательной культуры;

- свободное и искуссное владение индивидом своим телом в различных жизненных ситуациях, приносящее ему не не только желаемые результаты, но и наслаждение и радость;

- соответствие физического развития критериям гармонии и красоты;

б) ориентация социального субъекта на постоянное физическое самосовершенствование, прогресс в физическом совершенствовании с учетом возможностей индивида, группы, общества в целом на данном этапе его исторического развития;

в) стремление социального субъекта к органичному дополнению физического совершенствования развитием психических способностей (интеллекта, памяти, внимания, творческих способностей и т.д.) и духовным совершенствованием, развитием духовной культуры во всех ее формах (нравственной, эстетической, экологической, культуры общения и т.д).

Взяв за методологическую основу модель гуманистически ориентированной физической культуры В.И. Столярова, а также педагогическую модель физической культуры М.Я. Виленского, мы выделили наиболее важные знания, умения и навыки, характеризующие гуманистически ориентированную физическую культуру студенток педагогических специальностей нефизкультурного ВУЗа. Выделенные нами знания, умения и навыки были систематизированы в соответствии с трехкомпонентной структурой личности, широко используемой в настоящее время.

Создание модели позволяет перейти к разработке педагогической технологии формирования гуманистически ориентированной физической культуры будущих учителей.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Вучева, В. Основы формирования гуманистически ориентированной физической культуры будущих педагогов // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 1. - С. 218-219.