ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

А.Паршиков

Московское городское физкультурно-спортивное объединение,
Москва, Россия

Динамика системы физического воспитания отражается в развитии трех процессов - социализации, самовоспитания и профессионального педагогического воздействия (5). Одной из важных проблем развития личности является проблема адаптации школьника к социальной среде, где поиск резервных возможностей физического воспитания позволяет рассматривать педагогический процесс как процесс, способствующий самореализации и самоутверждению личности (1). Стремление усовершенствовать механизм социализации личности определяет необходимость упорядочения и систематизации всех влияющих на школьника факторов, где наименее изученным остается использование дополнительного образования в развитии физической культуры личности (2,3,4,6,7).

Рассматривая физическую культуру как общественное явление и составную часть культуры, образа жизни и воспитания, под дополнительным образованием мы подразумеваем совокупность созданных социально-культурных условий физического совершенствования и одновременно социального развития личности, включая в эти условия такие подструктуры как целеполагание, содержание, формы и инструментарий самоопределения и реализации способностей ребенка.

Физическая культура, являясь не только постоянно меняющимся и развивающимся явлением, имеет относительно стабильные, инвариантные черты, выражающие сохранение каких-то ее определенных сторон, элементов конкретной структуры, несмотря на совершающиеся в ней изменения. Теория и практика научного познания говорят о возможности и познавательной ценности их изучения применительно к определенным этапам исторического развития.

Отсюда целью наших исследований стало определение места физической культуры в системе дополнительного образования как социального явления, структуры и функций дополнительного образования в сфере физической культуры в конкретном социуме.

В соответствии с целью исследований использовались такие методы исследования как анализ философской, социологической, психолого-педагогической и методической литературы, обобщение, наблюдение, изучение педагогической документации, различные виды опросов и экспертных оценок.

Решение поставленной цели потребовало создание новых подходов в физическом воспитании, которые объединяют общее и дополнительное образование в единое образовательное пространство, способные решить проблемы развития физической культуры в каждом возрастном периоде. Такими подходами стали системно-деятельностный, личностно-ориентированный, когнитивно-образовательный, компенсаторно-кондиционный.

Применение данных подходов в построении учебно-воспитательного процесса оказалось возможным лишь при творческом переносе в практику физического воспитания методик, наработанных в области спорта, в первую очередь, олимпийском образовании. Так, разработка и внедрение программы "Олимпийский зачет" привели к систематизации средств, методов и форм олимпийского образования и его использования в освоении теоретических и практических аспектов физического воспитания. Все это позволяет усилить тенденции личности в формировании собственного социального статуса посредством приобретения определенных личностных качеств и свойств физической культуры личности.

Литература

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. - Казань. Изд-во КГУ, 1996. 568 с.

2. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого. М.: Изд-во Физкультура и спорт, 1988.

3. Виноградов П.А. Физическая культура - основа здорового образа жизни. Доклады, тезисы, материалы. Под общ. редакцией Жолдака В.И. - М., 1995. - с. 10-29.

4. Калинкин Л.А. Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни. - М.: Сов. спорт, 1996. - 79 с.

5. Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. М.: - Интерпракс, 1994, 208 с.

6. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М.: ГЦОЛИФК, 1992. - 40 с.

7. Лубышева Л.И., Бальсевич В.К. Ценности физической культуры в здоровом образе жизни. // Современные исследования в области спортивной науки. - Спб., 1994. - С. 110-115.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Паршиков, А. Организационно-педагогические подходы социализации личности средствами физической культуры // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 1. - С. 219-220.