ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ В СПОРТЕ В КОНТЕКСТЕ ДИХОТОМИИ ВОСТОК-ЗАПАД

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ В СПОРТЕ В КОНТЕКСТЕ ДИХОТОМИИ ВОСТОК-ЗАПАД

С.Калмыков
Улан-Удэ, Россия

Наиболее важной проблемой индивидуализации подготовки спортсменов является отношение к проблеме индивидуального "Я".

В современной западной культуре индивидуальное "Я" рассматривается как высшая и самодостаточная ценность и целью всякой человеческой деятельности, в том числе спортивного единоборства, является самоутверждение своего "Я", расширение границ его возможностей, увеличение степени его комфорта и т.д. Такой подход в значительной мере обусловил высокий уровень личных мотиваций притязаний у западных спортсменов, ярко выраженный индивидуализм и эгоцентризм, агрессивность, стремление к силовому решению общих и частных задач.

Для восточных учений в целом характерно негативное отношение к индивидуальному "Я", которое рассматривается как главное препятствие к духовному, нравственно-психологическому и физическому совершенствованию человека. Так, в конфуцианстве высший этический принцип (гуманность) и идеал "благородного человека" (цзынь-цзы) реализуется в "преодолении личного и возвращении к нормам и правилам нравственного поведения".

В даосизме природное начало в человеке рассматривались не как сугубо психофизиологические, эмоциональные феномены, а как воплощение всеобщих и универсальных закономерностей структурной организации и функционирования вселенной. Предельным выражением этих закономерностей был абсолютный закон Дао (путь), изоморфный "истинной сущности" человека, проявляющейся тогда, когда он преодолевает привязанность к индивидуальному "Я", освобождается от личных страстей и желаний, вызывающих хаотические ментальные состояния.

Исключительно важное значение в процессе индивидуализации подготовки придается учителю-наставнику (тренеру - в западной терминологии). Р.Найдиффер отмечает, что многие тренеры азиатской школы в психологической подготовке спортсменов акцентирует внимание на развитии способностей к сохранению спокойствия в напряженных ситуациях, полагая, что душевная гармония спортсмена, готовящегося к соревнованиям, способна расстроится из-за малейших помех внутреннего и внешнего характер. А это приведет к тому, что у спортсмена нарушается точность восприятия и способность к быстрой и правильной оценке ситуаций, требующих молниеносного реагирования.

И, наоборот, многие тренеры на Западе предпочитают не снижать, а повышать эмоциональное возбуждение своих воспитанников перед выступлением в соревнованиях. По их мнению. Если атлет спокоен, то ему не удается сконцентрировать свое внимание на выполнении поставленной задачи так интенсивно, как это получится у него в состоянии высокого эмоционального возбуждения.

В многочисленных сопоставлениях культур, проводимых разными исследователями, даются антиномичные характеристики Востока и Запада. В частности, Б.С.Ерасовым приводится схема, разработанная Г.Кейзерлингом, где противопоставление европейца и восточного человека доводится до детализации поведения, мировоззрения и характера. Подобное антиномичное описание культур Востока и Запада получил основательную разработку в западном культуроведении.

На примере даосско-буддийской субкультуры восточно-азиатского региона (в контексте проблемы влияния различных религиозно-философских учений на теоретические и практические основы восточно-азиатских единоборств) нами предлагается следующая сравнительная классификация различий Востока и Запада.

Восток

Запад

Преодоление привязанности к индивидуальному "Я", слияние с коллективным бессознательным или космическим разумом Сфокусированность психической жизни, практической деятельности вокруг индивидуального "Я"
Выход за рамки вербальных структур, отсутствие сознательной мотивации действий ("оно совершает действие") Вербально-словесная мотивация действия ("Я совершаю действие")
Интуитивитивизм Рационализм
Континуальность Дискретность
Единство микро- и макрокосмического Противопоставление человека и природы ("человек над природой")
"Покой в движении", "недеяние (деяние - через - недеяние)" Активность, агрессивность
"Уступчивость", выжидательность Целеустремленность, воля
Бесстрастность, отрешенность Эмоциональность
Образно-чувственное восприятие Дискурсивно-логическое мышление
Традиционализм (консерватизм) Радикализм (прогрессивность)
Круг, спираль, волнистая линия Прямая линия (конус, пирамида)

На наш взгляд, предлагаемая схема может быть основанием для сравнительного анализа индивидуальных характеристик подготовленности квалифицированных спортсменов. Дальнейшие исследования позволят расширить теоретическую и экспериментальную бузу в контексте дихотомии Восток-Запад.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Калмыков, С. Индивидуальность в спорте в контексте дихотомии Восток-Запад // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 1. - С. 220-221.