ПУТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО СОВЕРШЕНСТВАОВАНИЯ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

ПУТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО СОВЕРШЕНСТВАОВАНИЯ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

А.Медведев

Российская государственная академия физической культуры,
Москва, Россия

Среди путей совершенствования теории и методики спортивной тренировки одно из центральных мест занимают проблемы системного построения спортивной тренировки. Как справедливо отмечает Л.П. Матвеев (2): верно строить тренировку - значит последовательно упорядочит то, что делается в ней на основе закономерностей структурирования и развертывания тренировочного процесса. То есть речь идет о технологии тренировочного процесса не только в микро циклах, но и по этапам подготовки и, что наиболее важно, в многолетнем плане - это наиболее сложный и более ответственный участок, так называемой, спортивной педагогики.

Естественно, физическая культура и спорт - биологический процесс, но этот процесс в организме человека развертывается лишь вследствие физических упражнений. Причем он может быть рациональным и иррациональным в зависимости от того, какова была педагогическая программа. Именно рациональные педагогические принципы находят свое отражение в рациональном биологическом обеспечении педагогического процесса.

Для эффективного выбора законов управления биологическими системами, при разомкнутой схеме управления, устойчивое управление должно работать в определенном порядке действий или операций, приводящих к решению тех или иных задач (1).

В качестве примера можно привести разработанные нами поурочные программы от новичка до МСМК (3, 4, 5, 6), где каждое тренировочное занятие составлено в виде предписаний алгоритмического типа, которое выступает в роли активного организатора, определяющего, какие средства и методы и в какой последовательности необходимо выполнять при решении конкретных задач.

Разработка унифицированной программы по тяжелой атлетике стала возможной лишь после того, как был накоплен достаточный материал по различным сторонам технологии тренировочного процесса подготовки в многолетнем плане - это первое. Во-вторых, решение проблемы программирования тренировки принципиально возможно только при наличиии объективных количественных и качественных характеристик объема и интенсивности нагрузки. Естественно, что эту проблему решить легче, где есть объективные единицы измерения спортивных результатов (секунды, метры, килограммы). В третьих, необходимо ориентироваться на закономерности процесса становления спортивного мастерства от новичка до высшего класса.

Переход от планирования на программирование тренировки, как показала многолетняя практика в тяжелой атлетике, значительно улучшает эффективность тренировочного процесса. Об этом свидетельствуют факты на всех этапах подготовки, в том числе и на Сеульской Олимпиаде (1988 г.), и на чемпионате мира 1989 г. В Греции, где мы отвечали за подготовку сборных команд СССР.

Сочетание единых программ подготовки с индивидуальной их коррекцией позволяет полнее раскрыть и реализовать потенциальные возможности каждого спортсмена. И, наконец, следует помнить, что весомые достижения спортсменов ГДР на международной арене были основаны на разработанных по каждому виду спорта унифицированных программ подготовки, которые начали внедрятся в этой стране, начиная с 1966 г..

Управление тренировочным процессом понимается как процесс непрерывного сопоставления следствий с причинами и выработка решений, реализующихся в основном виде тренировочных программ. Эффективность управления подготовки обеспечивается использованием в работе со спортсменами подробно разработанных и тщательно ведущихся дневников. В противном случае эффективность снижается.

Важным содействием в разработке и совершенствовании унифицированных программ подготовки по каждому виду спорта могли бы стать комплексные целевые программы - КЦП. Как нам представляется, КЦП по своей идее были задуманы в качестве руководящей и направляющей роли в технологии учебно-тренировочного процесса к очередным Олимпийским играм. Ибо, в конечном итоге, при прочих равных условиях, от того, насколько будет продумана и рационально организована предстоящая подготовка с учетом положительного и отрицательного опыта тренировки спортсменов за прошедший цикл, и как будет организован регулярный и объективный учет и контроль за выполнением индивидуальных планов в круглогодичной подготовке на протяжении всего 4-х летнего цикла, будет зависеть уровень спортивного мастерства на заключительном этапе - на олимпийской арене.

В этом же ракурсе необходимо рассмотреть ближайший и дальний резерв сборных команд не только среди мужчин, но и среди женщин, чего в настоящее время не практикуется. В связи с этим возникает острая и объективная необходимость придавать данному разделу КЦП принципиально-первостепенное значение, а поэтому этот документ должен излагаться и защищаться по всем правилам, принятым в научном мире.

Литература

1. Блауберг И.В., Пантиана И.К. Краткий филосовский словарь. М.: Политиздат, 1982.

2. Матвеев Л.П. К теории построения спортивной тренировки. Теор. И пр. Физ. Культ. - 1991, №12.

3. Медведев А.С. Поурочная программа для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ (организационно-методический и теоретический материал. Группы начальной подготовки. Учебно-тренировочные группы). - М. Госкомспорт СССР, 1985.

4. Медведев А.С. Система многолетней тренировки в тяжелой атлетике. - М.: ФиС, 1986.

5. Медведев А.С. Программа многолетней тренировки в тяжелой атлетике. - М.: ФиС, 1986.

6. Медведев А.С. Поурочная программа для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ (руппы спортивного совершенствования, группы высшего спортивного мастерства). - М.: Госкомспорт СССР, 1986 г.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Медведев, А. Пути дальнейшего совершенствования теории и методики спортивной тренировки // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 1. - С. 233-234.