НЕКОТОРЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ТЕННИСА

НЕКОТОРЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ТЕННИСА

И.Тучашвили, В.Янчук

Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет),
Центральный Спортивный Клуб Армии,
Москва, Россия

В современном элитном теннисе в последние несколько лет проявились некоторые кризисные явления, которые можно скорее назвать застойными. По существу, прогресс мы наблюдаем только в двух факторах: "физическом" (совершенствование скоростно-силовых качеств), благодаря чему резко возрастает быстрота ударов и особенно подачи и "материально-техническом" (совершенствование материала ракеток и искусственных покрытий). Техническое мастерство спортсменов остается на прежнем уровне и часто не соответствует требованиям динамизма игры. Тактическое мастерство имеет тенденцию к снижению вследствие интерферирующего несоответствия между техническими и физическими возможностями спортсмена.

Можно предположить, что преодоление застоя может быть достигнуто за счет изменения принципов и многих методических положений, касающихся подготовки элитных спортсменов и специфики реализации уровня подготовленности в процессе игры.

На рубеже веков должно измениться содержание тенниса за счет новой эстетики игры. В основе этой эстетики лежит принцип гармоничной симметрии. Ни в одной из спортивных игр спортсмены не обучаются целенаправленно действовать только одной конечностью (хотя, разумеется, существуют понятия "слабая нога" в футболе, "неудобная рука" в хоккее). Не так давно игра двумя руками с backhand (с неудобной стороны) считалась экзотикой и в большей степени - моветоном. Сейчас к таким ударам относятся вполне серьезно, хотя до сих пор в учебнике тенниса не дана методика обучения такого удара. Мировая звезда Моника Селеш, как известно, выполняет удары справа и слева держа ракетку двумя руками, но может также в зависимости от ситуации сыграть и одной. В такой технике, безусловно, есть зачатки революционного изменения в игре. Мы считаем, что необходимо пересмотреть методику обучения технике тенниса с тем, чтобы спортсмен владел базовыми навыками ударов любой рукой, в зависимости от ситуации. Такая принципиально новая методика обучения соответствует методическому принципу "гармоничной симметрии".

Следующий новый принцип мы назвали принципом "обратной последовательности". До настоящего времени методика обучения развивалась "снизу-вверх": от простейших приемов игры до сложных. Мы считаем, что обучение должно идти "сверху-вниз". Оно заключается в следующем: обучая основам нового тенниса нужно знать модель современной элитной игры и формировать такие навыки, которые в идеале соответствуют этой модели. Такой идеал - универсальный стиль игры с совершенным владением всеми ударами, которые названы выше. Другое дело, что практически реализовать идеальную модель крайне затруднительно. У каждого спортсмена формируется свой стиль игры и свой оптимальный состав игровых действий. Но ориентировать с первых шагов на достижение глобального технического универсализма необходимо. Такой принцип, названный нами принципом "достаточности", внешне противоречит принципу "гармоничной симметрии". В действительности же здесь налицо логика игры и диалектика обучения. Интегрирует эти два внешне противоречивых принципа принцип "целесообразности игровых действий" (здесь речь идет не столько о диалектике обучения, сколько о логике игры). Юный теннисист должен с первых шагов изучать не технический прием вообще, а прием, который четко соответствует (целесообразен) конкретной игровой ситуации и позволяет решать конкретные тактические задачи.

Предложенные нами принципы не только повышают эстетику игры, но и расширяют тактические возможности применяемых действий. Спортсмен, имеющий такую базовую подготовку, может чрезвычайно расширить тактический и стратегический диапазон: он может, например, против конкретного соперника пользоваться ударами двумя руками, или изменить соотношение тех или иных ударов в конкретном гейме или сете, в зависимости от ситуации, складывающейся в матче, собственного физического и психического состояния и состояния соперника.

Не только эстетика, но и содержание игры зависит от таких сопутствующих факторов, как покрытие кортов. Вид вытоптанного главного травяного корта Уимблдона снижает эстетику игры, игра на травяных покрытиях трудно поддается объективной оценке, так как невозможно достигнуть идентичных характеристик различных газонов. То же самое относится и к так называемым грунтовым покрытиям. Сейчас есть искусственные покрытия, имитирующие все характеристики, как травяных, так и грунтовых кортов, а также других, дающих различные скорости отскока мяча. Назревает необходимость тарифицировать покрытия и степень упругости мячей к каждому из них. Пусть их будет три-пять градаций со строгими дифференцированными характеристиками. Тогда мы будем точно знать, что такой-то спортсмен является сильнейшим на покрытии номер 3, которое применяется на таких-то турнирах АТП. Тогда не будет такого обилия неприятных сюрпризов, какие мы наблюдали в турнирах 1997 - 98 годов, а теннис еще более выиграет в своей зрелищности.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Тучашвили, И. Некоторые перспективы развития современного тенниса / Тучашвили И., Янчук В. // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 1. - С. 244-245.