ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ГИМНАСТОК К МАНИПУЛЯТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРЕДМЕТАМИ

ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ГИМНАСТОК К МАНИПУЛЯТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРЕДМЕТАМИ

Ю.Архипова; Л.Карпенко,

Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им.П.Ф.Лесгафта,
Санкт-Петербург, Россия

В настоящее время очевидно, что одной из основных задач начального специализированного обучения в художественной гимнастике является формирование генерализованных, универсальных навыков владения предметами на основе базовой системы движений (Шулико Н.М., 1981; Лисицкая Т.С., 1982; Карпенко Л.А., 1986; Овчинникова Н.А., Бирюк Е.В., 1990). От качества и скорости освоения базовых двигательных действий во многом зависит эффективность процесса совершенствования гимнасток в упражнениях с предметами.

Очевидно также, что для успешного освоения упражнений, необходим адекватный уровень развития определенных специальных способностей гимнасток к манипулятивной деятельности с предметами.

Предварительные исследования показали, что в научной литературе специальные способности гимнасток изучались, как правило, очень односторонне. Исследования касались, главным образом, простых координационных способностей; материалов по изучению специализированных восприятий предмета ("чувства предмета") обнаружить не удалось. Тренеры-практики, как показал анкетный опрос, слабо ориентируются как в общих определениях понятий "способности", "качества", "возможности", так и в проблеме специальных способностей. Так, многие специалисты отметили реакцию на движущийся объект как одну их важных при овладении предметом, но антиципацию - способность предвидеть ситуацию - отметили немногие, а ведь известно, что эффекты антиципации (разного уровня) раскрываются в любой из реакций подобного рода. Данными положениями обусловлена ЦЕЛЬ настоящего исследования: определить специальные способности гимнасток к манипулированию предметами.

Исследовались 19 показателей способностей, условно объединенных в четыре блока тестов: 1) координация - 5 показателей; 2) способности к реакциям - 6 показателей; 3) "чувство предмета" (специализированные восприятия) - 5 показателей; 4) свойства внимания - 3 показателя.

В исследовании участвовали 7 спортсменок - мастеров спорта и 20 гимнасток II разряда - все учащиеся спортивных школ по художественной гимнастике г. Санкт-Петербурга.

Методы исследования..

1. Тестирование уровня развития способностей гимнасток. Координационные способности оценивались по точности воспроизведения малой (20), большой (70) амплитуд угла (Ильин Е.П., 1983), заданного усилия и временных интервалов (0.8 с и 2.0 с).

Исследование произвольных реакций (простая, РДО, антиципирующая РДО) проводилось с помощью специально разработанной программы тестирования, в основу которой положены традиционный вариант задания (простая реакция на возникающий стимул) и модифицированная методика исследования процессов экстраполяции А.З. Гафарова (1972).

Изучение свойств внимания (концентрация, распределение, переключаемость) проводилось с помощью корректурных таблиц, теста "перепутанные линии" (Марищук В.Л., с соавт., 1991; Балин В.Д., с соавт., 1987).

Для исследования специализированных восприятий - "чувства предмета" - использовались: эстезиометрия (кисти и ладони), кинестезиометрия (за 10 с), а также специальные задания с предметами, направленные на исследование способности гимнасток различать параметры предметов в контактных манипуляциях.

2. Корреляционный анализ результатов тестирования способностей гимнасток и результатов соревнований в пяти (трех для юных гимнасток) видах многоборья.

Результаты исследований. Исследования специальной литературы, анкет, корреляционный анализ результатов тестирования способностей и результатов соревнований, позволили выделить специальные способности, определяющие спортивный результат у мастеров спорта.

Скакалка: точность РДО (r=0.82), частота движений рук (r=0.75), переключаемость внимания (r=0.81).

Обруч: точность РДО (r=0.80), точность воспроизведения усилия (r=0.76) и большого угла (r=0.80).

Мяч: точность РДО (r=0.82), точность воспроизведения усилия (r=0.75), и угла 70 (r=0.75), концентрация внимания (r=0.82).

Булавы: время РДО (r=-0.76), точность воспроизведения усилия (r=0.80), специализированные восприятия предмета (r=0.79), переключаемость внимания (r=0.79).

Исследования корреляционных матриц юных гимнасток (по трем видам многоборья) показали, что для них характерно большее количество взаимосвязей, и спектр коррелирующих со спортивным результатом способностей больше. Так, например, значимыми способностями для овладения техникой упражнений со скакалкой выступили: частота движений рук (r=0.47), и распределение внимания (r=0.47). Слабые корреляции точности воспроизведения усилия и большого угла с результатом в упражнении с обручем с ростом квалификации становятся более сильными и достоверными. С мячом с ростом квалификации сохраняются корреляции результат - концентрация внимания (r=0.62) и результат - точность воспроизведения параметров времени (r=0.68).

Экспериментальные исследования показывают, что направленное опережение в развитии специальных способностей юных гимнасток, значительно повышает уровень развития способностей, владение предметами, а также соревновательный результат (от 0.45 до 0.55 балла) уже после двух месяцев специальных тренировок.

Литература

1. Балин В.Д., с соавт. Практикум по общей и экспериментальной психологии.- Л.: ЛГУ, 1987.- 255 с.

2. Гафаров А.З. К проблеме перцептивной экстраполяции // Сенсорные и сенсомоторные процессы.- М.,1972.- С. 237 - 243.

3. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания.- М.: Просвещение, 1983.- 220 с.

4. Карпенко Л.А. Методические указания по использованию современных средств художественной гимнастики.-Л.: ГДОИФК, 1986.- 24 с.

5. Лисицкая Т.С. Художественная гимнастика: учеб. для ин-тов физич. культуры.- М.: Физкультура и спорт, 1982.- 227 с.

6. Марищук В.Л. с соавт. Методики психодиагностики в спорте: Учеб. пособие для студ. пед. ин- тов.- М., 1990.- 256 с.

7. Овчинникова Н.А., Бирюк Е.В. Обучение упражнениям с предметами в художественной гимнастике.- Киев, 1990.- 33 с.

 

RESEARCH OF SPECIAL ABILITIES OF GYMNASTS TO MANIPULATION ACTIVITY WITH SUBJECTS

U.Arkhipova, L.Karpenko

The Lesgaft's Academy of Sport,
Sankt-Peterburg, Russia

The basic research problem was definition, of special, abilities of gymnasts to a manipulation by subjects artistic gymnastics. 19 parameters of abilities were investigated, The tests, conditionally incorporated in four block: 1) coordination - 5 parameters; 2) abilities to reactions - 6 parameters; 3) " feeling subject " (specialized of perception) - 5 parameters; 4) property of attention - 3 parameters.

In research participated 7 sportswomen - masters of sport and 20 - juniors.

METHODS OF RESEARCH.

1. Testing a level of development of abilities. The coordination abilities were estimated on accuracy of reproduction small (20), large (70) amplitudes of an angel (Ilin E., 1983), the given effort and time intervals (0.8 sec. and 2.0 sec.). Research of any reactions (simply reaction on the driven object, anticipate reaction) was carried out with the help specially of developed program of testing, in which basis are fixed traditional variant of the task and modified technique of research of anticipate by Gafarov A. (1972). Study of properties of attention (concentration, distribution) was carried out with the help of the proof tables, test " The mixed lines " (Marischyk V. at all, 1991; Balin V. at all, 1987). For research a " feelings subject " were used: sensitiveness (brush and palm), frequency of movements of hands and also special tasks with subjects, the abilities, directed on research of the gymnasts to distinguish parameters of subjects in contact manipulations.

2. Correlation analysis of results of testing of abilities gymnasts and results of competitions in five (three for juniors) kinds of all-round competitions.

RESULTS of RESEARCHES. The researches have allowed to allocate special abilities, determining sports result at the foremen of sport.

A cord: accuracy of reaction on driven object (r = 0.82), frequency of movements of hands (r = 0.75), distribution of attention (r = 0.81). A hoop: accuracy of reaction on driven object (r = 0.80), accuracy of reproduction of effort (r = 0.76) and large corners (r = 0.80). A ball: accuracy of reaction on driven object (r = 0.82), accuracy of reproduction of effort (r = 0.75), and angel 70 (r = 0.75), concentration of attention (r = 0.82). A tape: anticipate (r = -0.80), accuracy reproduction of large amplitude of a corner (r = 0.76), "feeling subject" (specialized perception of a subject (r = 0.89). Researches of correlation matrixes juniors (on three to kinds all-round competitions) have shown, that a lot is characteristic of them interrelations, and spectrum of correlating with sports result, it is more than abilities. The experimental researches show, that, directed advancing in development of special abilities young gymnasts, considerably raises a level of development of abilities, possession by subjects, and also competitive result (from 0.45 till 0.55 number) already after two months of special trainings.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Архипова, Ю. Исследование специальных способностей гимнасток к манипулятивной деятельности с предметами / Архипова Ю., Карпенко Л. // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 1. - С. 251-253.