СИСТЕМАТИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШТУРМАНА В АВТОМОБИЛЬНОМ РАЛЛИ

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШТУРМАНА В АВТОМОБИЛЬНОМ РАЛЛИ

Н.Потапова

Российская государственная академия физической культуры,
Москва, Россия

Введение. В автомобильном ралли борьбу на дистанции ведут экипажи, каждый экипаж представляет собой систему взаимодействия "водитель - штурман", от скоординированной работы которой зависит результат выступления. В ходе соревнования происходит постоянный монолог (иногда диалог с водителем) штурмана, сообщающего водителю геометрию трассы, ее особенности и специфику прохождения. Становится ясным, что от особенностей восприятия водителя и способа передачи информации зависит слаженность работы экипажа и его успех.

В настоящее время проблема подготовки штурмана научно не обоснована и методически не разработана. Предлагаемая методика позволит значительно повысить уровень подготовленности штурманам различной квалификации, а начинающим овладеть искусством передачи информации.

Методика. Исследование проводилось в лабораторных условиях, в ходе учебно-тренировочных занятий и соревнований Чемпионатов Мира, Европы и России, а также на предсезонных УТС профессиональных команд и спортсменов высшей квалификации.

В ходе лабораторного эксперимента был проведен анализ официальной документации ралли (легенды трасс, маршрутные карты и схемы) и скоростных стенограмм выдающихся спортсменов.

Педагогический эксперимент был проведен в школе штурманов РГАФК, в спортивных командах "Газпром", "Тойота", "Аэрофлот", а также в детской школе штурманов г.Санкт-Петербурга "Экспансия".

Индивидуальный эксперимент проводился на экипажах экстракласса (СМК Нарышкин М., МСМК Больших Н., МСМК Ганин В. и др.), стартующих на этапах Чемпионата Европы и этапах Кубка Мира по ралли-марафону.

Результаты. Методика подготовки штурманов различной квалификации, представляемая в диссертационной работе состоит из теоретического и практического разделов.

В теоретическом разделе на основе анализа литературы, анкетирования систематизированы основные знаки дорожной легенды, скоростной стенограммы, а также впервые систематизированы функции второго водителя в экипаже с подробным их описанием. Наглядно представлены основные разновидности приборов, используемых штурманом в тренировочном процессе и соревновательной деятельности, и инструкции, содержащие описание их функций.

В практическом разделе представлены комплексы упражнений, составленные с учетом квалификации штурманов, с подробным их описанием, дозировкой и методическими рекомендациями. Курс обучения рассчитан на 5 - 10 занятий, количество которых зависит от подготовленности занимающихся.

Дискуссия. В настоящее время вопросы подготовки штурманов различной квалификации научно не обоснованы и методически не разработаны. Настоящая методика, разработанная на основе данных, накопленных за 25 лет тренерской работы Э.С. Цыганковым, эксперимента, проведенного с действующими спортсменами, и на основе современных данных, позволит сформировать теоретическое представление о роли штурмана в экипаже, подробно ознакомит со всеми его функциями, а также позволит повысить уровень подготовленности занимающихся по данной методике. Само по себе отсутствие методических разработок в этой, столь значимой области, не дает возможности спортсменам - раллистам совершенствоваться в своем мастерстве, а "домашнее" обучение, основанное лишь на опыте и подсказках других спортсменов, не позволяет прогрессировать по пути научно - теоретических и практических знаний и умений в сфере избранной специализации.

Литература

1. Сингуринди Э.Г. Автомобильный спорт, ч.1,2. - М.: ДОСААФ, 1982.

2. Цыганков Э.С. Высшая школа водительского мастерства: Учеб. для студентов вузов. - М.: Транспорт, 1995. - 271с.: ил.

3. Долбиш А.А., Ипатенко А.И., Шугуров Л.М. Биография быстрых колес: История отечественного автомобильного спорта (1898 - 1975гг.) Справочник. - М.: СП "ПРИН - ДИ", 1993.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Потапова, Н. Систематизация работы штурмана в автомобильном ралли // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 1. - С. 267-268.