ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОЙ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОЙ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

К.Сахновский

Украинский государственный университет физического воспитания и спорта,
Киев, Украина

Введение. Проблема рациональной многолетней подготовки спортсменов наиболее интенсивно изучалась в последней четверти XX столетия и особый вклад в ее разработку внесли ведущие специалисты бывшего СССР, которые в последние годы во многом приумножили авторитет украинской (В.Н.Платонов, 1997; Л.В.Волков, 1997 и др.) российской (Н.Ж.Булгакова, 1986; В.П.Филин, 1997 и др.) и белорусской (А.А.Гужаловский, 1986) спортивной науки. Однако отдавая должное соответствующему знанию накопленному усилиями многих специалистов, нельзя не отметить, что кардинальные изменения в спорте в последние годы требовали совершенствования теоретико-методических основ многолетней спортивной подготовки, что и определило цель настоящей работы.

Методика. Для ее достижения выявлялись: закономерности становления и сохранения высшего спортивного мастерства; основные положения тренировки и соревновательной практики спортсменов на всех этапах их совершенствования; факторы, способствующие продолжительному сохранению спортсменами высокого мастерства; организационные условия эффективной многолетней спортивной подготовки.

Использовались: анализ литературы и документов, наблюдения, опрос, в том числе и экспертов, тестирование, эксперимент и методы математической статистики. Исследования были охвачены представители различных групп видов спорта, от новичков до многократных олимпийских чемпионов, в том числе более 1200 финалистов Игр Олимпиад, чемпионатов мира и Европы 70 - 90-х гг.

Результаты. Полученные результаты позволили сделать следующие выводы

1. Эффективность многолетней спортивной подготовки предполагает учет закономерностей становления высшего спортивной мастерства и прежде всего - зависимости его темпов от специализации и пола спортсменов. Отличия темпов становления мастерства у спортсменов, специализирующихся в разных видах спорта и различных дисциплинах связаны с гетерохронностью формирования предпосылок высоких спортивных достижений, а это, в свою очередь, определяется структурой соревновательной деятельности и подготовленности.

Темпы становления мастерства также во многом обусловлены индивидуальностью спортсменов, спецификой их подготовки и возрастом ее начала. Сочетание этих факторов в решающей мере определяет следующие основные варианты становления мастерства: усредненный - с достижением вершин мастерства в типичном для этого возрасте в итоге средней по продолжительности подготовки (60 - 70 % спортсменов); ускоренный - с более ранним достижением вершин мастерства, в итоге менее продолжительной подготовки (10 - 15 %); ускоренный, но с достижением высшего мастерства в типичном возрасте, что связано с относительно поздним началом подготовки (примерно 5 %); замедленный с более поздним достижением вершин мастерства, в итоге более продолжительной подготовки (15 - 20 %).

2. Быстрый рост результатов спортсменов на начальном и базовых этапах их совершенствования не является обязательной предпосылкой достижения ими высокого мастерства. Об этом убедительно свидетельствует то, что спортсмены, бывшие в юном возрасте сильнейшими среди сверстников, но впоследствии не добившиеся больших успехов, не уступали по приросту результатов на этих этапах тем, что таких успехов добился.

3. Рациональное построение завершающих этапов многолетней спортивной подготовки предполагает учет продолжительности сохранения высокого мастерства, типичной для спортсменов разного пола и различных специализаций. Длительное сохранение мастерства более типично для специализирующихся в видах спорта и дисциплинах с высокой значимостью тактической подготовленности и соревновательного опыта, а также для мужчин по сравнению с женщинами.

4. В ходе многолетнего совершенствования спортсменов принципиальна благоприятная динамика объема их тренировочной работы. Она обеспечивается его незначительной величиной на этапе начальной подготовки, при которой суммарная продолжительность тренировки не превышает 6 часов в неделю; на этапах предварительной и специализированной базовой подготовки - выполнением работы, объем которой не превышает, соответственно 50 и 70% от объема, характерного для этапа максимальной реализации индивидуальных возможностей, а на этапе сохранения высокого уровня мастерства - индивидуально адекватным уменьшением объема тренировочной работы по сравнению с этапом максимальной реализации индивидуальных возможностей.

5. В числе основных факторов, способствующих продолжительному сохранению спортсменами высокого мастерства - ярко выраженная индивидуализация их подготовки в направлении совершенствования наиболее сильных их сторон; соотношение объема выполняемой спортсменами тренировочной работы различной преимущественной направленности, обусловленное учетом исчерпанности адаптационного ресурса в различных функциональных системах их организма; постепенное уменьшение общего объема тренировочной работы и длительные периоды его резкого снижения и сокращения соревновательной практики; продолжительные переходные периоды макроциклов подготовки.

6. Организационные основы многолетней спортивной подготовки должны соответствовать требованиям ее эффективной методики. Для обеспечения этого прежде всего необходима реализация всех накопленных знаний о многолетней спортивной подготовке при совершенствовании программно-нормативной базы развития спорта в стране.

Дискуссия. Результаты работы как представляются имеют определенную теоретическую и практическую ценность, чему способствовали ее следующие отличительные черты: изучение всех этапов многолетней подготовки спортсменов на материале различных видов спорта; сравнительный ретроспективный анализ подготовки, которая обеспечила достижение вершин мастерства и той, которая этому не способствовала; охват исследованиями многих сильнейших спортсменов мира; количественная характеристика ряда составляющих многолетней спортивной подготовки, которые прежде рассматривались о качественной стороны.

Литература

1. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 191 с.

2. Волков Л.В. Теория спортивного отбора: способности, одаренность, талант. - К.: Вежа, 1997. - 128 с.

3. Гужаловский А.А. Проблемы теории спортивного отбора // Теория и практика физической культуры. 1986. - № 8. - с.24 - 25.

4. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Киев: Олимпийская литература. 1997. - 583 с.

5. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 128 с.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Сахновский, К. Теоретико-методические основы рациональной многолетней подготовки спортсменов // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 1. - С. 269-271.