КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБНОВЛЕНИЯ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В ФУТБОЛЕ

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБНОВЛЕНИЯ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В ФУТБОЛЕ

Е.Аганянц, А.Золотарев

Кубанская государственная академия физической культуры,
Краснодар, Россия

Разработка проблемы подготовки резерва в игровых видах спорта направлена на решение вопросов совершенствования основных компонентов (Ю.Д.Железняк, 1981; Ю.М.Портнов, 1989; В.Я.Игнатьева, 1995; А.А.Сучилин, 1997). В многолетней подготовке юных футболистов накоплен большой объем научной информации, позволяющей рационализировать методику тренировки. Однако механизм, технология внедрения новаций не разработаны (А.П.Золотарев, 1997).

В настоящей работе экспериментально обосновывается концепция обновления структуры и содержания многолетней подготовки спортивного резерва в футболе. Материал основан на исследованиях 2000 юных спортсменов разного возраста. Использованы педагогические, анатомо-физиологические, социологические и математико-статисти-ческие группы методов исследования.

Установлены приоритетные направления многолетней подготовки юных футболистов, доминантные факторы подготовленности, возрастные особенности структуры соревновательной деятельности, параметры нормирования специализированности, координационной сложности и направленности тренировочных нагрузок, оптимальная методика начальной технической подготовки на основе принципа детерминированности ее содержания спецификой соревновательной деятельности.

Разработана методология построения многолетней подготовки на основе использования адекватных возрасту юных футболистов комплексов доминантных факторов подготовленности, которая базируется, с одной стороны, на рассмотрении в качестве интегрального показателя подготовленности соревновательной деятельности (Л.П.Матвеев, 1991), с другой - на необходимости учета возрастной специфики факторов, преимущественно обусловливающих уровень спортивного мастерства на этапах многолетней подготовки (В.Н.Платонов, К.П.Сахновский, 1988). Сформулирована концепция обновления структуры и содержания многолетней подготовки спортивного резерва в футболе. Принципиальное значение при этом имеет введение в систему построения процесса новых экспериментально обоснованных компонентов, выделенных на схеме (рис.1) вторым уровнем, что не предусматривалось традиционным построением подготовки.

 

Рис.1. Схема построения многолетней подготовки юных футболистов на основе обновления ее структуры и содержания.

Определение состава, взаимосвязи и значимости основных компонентов соревновательной и тренировочной деятельности в детско-юношеском футболе позволило выделить доминантные факторы, обусловливающие уровень подготовленности юных спортсменов. Состав этих факторов специфичен для каждого возраста занимающихся, что делает необходимым учет данных закономерностей при построении отдельных этапов многолетней подготовки спортивного резерва.

Экспериментально доказано, что внедрение в практику детско-юношеского футбола предполагаемой методологии построения многолетней подготовки позволяет обновить содержание соответствующих ее разделов, что показано в данной работе.

Концепция обновления содержания многолетней подготовки спортивного резерва в футболе, разработка технологии коррекции структуры и содержательного компонента процесса обусловливают такое построение последнего, при котором подготовленность юных спортсменов обеспечивает достижение должного в возрастном аспекте уровня спортивного мастерства, что, в конечном итоге, повышает эффективность многолетней подготовки в целом.

Литература

1. Железняк Ю.Д. Совершенствование системы подготовки спортивных резервов в игровых видах спорта: Автореф. дис... докт. пед. наук. - М.,1981. -48 с.

2. Золотарев А.П. Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе: Автореф. дис... докт. пед. наук. - Краснодар, 1997. - 50 с.

3. Игнатьева В.Я. Многолетняя подготовка гандболистов (теория, методика и организация): Дис. в виде науч. докл.... докт. пед. наук. - М., 1995. - 87 с.

4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 342 с.

5. Платонов В.Н., Сахновский К.П. Подготовка юного спортсмена. - Киев: Радяньска школа, 1988. - 288 с.

6. Портнов Ю.М. Теоретические и научно-методические основы подготовки квалифицированных спортсменов в игровых видах спорта: Автореф. дис... докт. пед. наук. - М., 1988. - 52 с.

7. Сучилин А.А. Теоретико-методологические основы подготовки резерва для профессионального футбола: Дис... докт. пед. наук в виде науч. доклада. - Волгоград, 1997. - 74 с.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Аганянц, Е. Концептуальные основы обновления структуры и содержания многолетней подготовки спортивного резерва в футболе / Аганянц Е., Золотарев А. // Человек в мире спорта : Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 1. - С. 281-282.