ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Т.Артамонова

Волгоградская государственная академия физической культуры,
Волгоград, Россия

Изучение ловкости у детей дошкольного возраста во всем ее многообразии потребовало создания системы, позволяющей свести все множество проявлений этой способности к возможно меньшему числу типичных разновидностей. Это становится реальным при изучении структуры ловкости и выявлении взаимосвязи между различными ее проявлениями [1, 3, 5].

Нами проведено исследование ловкости у детей 4-6 лет с использованием методов определения состояния нервно-мышечного аппарата, психологических характеристик, контрольных испытаний, антропометрических измерений, методов математической статистики.

Результаты факторного анализа указывают на наличие двух основных, мало связанных друг с другом, видов ловкости (ручная и локомоторная). Во всех возрастных группах показатели, характеризующие эти два вида ловкости, разложились по разным факторам. Нами выделено и два типа двигательных задач: в обеих основных видах ловкости можно различать, с одной стороны, проявления двигательной активности в непривычных, но заранее известных условиях, с другой стороны, - в вероятностных ситуациях.

У 4-6-летних мальчиков и 4-5-летних девочек показатели, характеризующие ловкость в заранее известных и вероятностных условиях, объединились в один фактор. С возрастом отчетливо проявилась закономерность постепенного расслоения с возрастом структуры двигательных способностей детей. Так, у мальчиков в возрасте 4 лет было выделено всего три фактора, в 5 лет - четыре, а в 6 лет - пять факторов.

Во всех случаях наибольший вклад в обобщенную дисперсию выборки (48,8-50,7%) вносит фактор, который можно интерпретировать как общую моторную одаренность.

У девочек по мере возрастного развития происходит большая дифференциация двигательных способностей, о чем свидетельствует существенное увеличение числа факторов. Если у 4-летних девочек структура двигательных способностей определяется четырьмя факторами, то у 5-летних их было выделено шесть, а у 6-летних уже семь.

Результаты факторного анализа дают основание говорить о существенных возрастных изменениях структуры двигательных способностей у дошкольников (особенно у девочек). Чем младше дети, тем более интегрально проявляется моторная одаренность. По мере роста и развития организма двигательные способности дифференцируются, и все заметнее обнаруживаются индивидуальные склонности к определенным видам двигательной деятельности, усиливается специфичность отдельных проявлений ловкости. У детей 4-6 лет основные компоненты структуры двигательных способностей тесно взаимосвязаны между собой, и оценить каждый из них в относительно "чистом" виде практически нереально.

Анализ взаимосвязей основных проявлений ловкости с различными сторонами двигательной подготовленности показал, что с возрастом ловкость становится менее зависимой от уровня развития физических качеств. Особую роль сохраняют лишь скоростные возможности и отдельные свойства нервно-мышечного аппарата.

По мере возрастного развития детей и приобретения двигательного опыта, влияние показателей уровня развития психических качеств на результативность решения психомоторных задач изменяется несущественно, а эффективность психомоторных действий начинает в большей мере определяться процессами, лежащими в основе быстрого и правильного принятия решения [2, 4].

Многообразие факторов, способных влиять на конечный результат психомоторной деятельности, целесообразно свести к двум основным группам. К первой следует отнести условия деятельности, которые определяются прежде всего количеством и качеством информации, получаемой ребенком при постановке психомоторной задачи. Более полная информация и большее время для ее приема и переработки позволяют быстрее принять адекватное ситуации решение. Вероятностные условия (временная и альтернативная неопределенность ситуаций) усложняют принятие решений и уменьшают степень надежности действий [4].

Во вторую группу факторов включаются требования к качеству движений (быстрота, своевременность, точность), их координационной сложности и полноте представления об особенностях двигательного ответа.

Материалы исследования позволяют утверждать, что специфику психомоторной задачи в большей мере определяют условия протекания процесса принятия решения. Реализация исполнительной деятельности является менее специфичной.

Литература:

1. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии.-М.,Фис, 1991.-288с.

2. Донской Д.Д. "Теор. и практ. физ. культ", 1995, № 5-6.

3. Лях В.И. "Теор. и практ. физ. культ", 1979, № 5.

4. Петяйкин И.П. "Теор. и практ. физ. культ", 1976, № 6.

5. Туревский М.М., Филин В.П., Кофман Л.Б. Зигзаги ловкости. - Тула: Приок. Кн. Из-во, 1993. - 208с.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Артамонова, Т. Факторная структура двигательных способностей у детей дошкольного возраста // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 1. - С. 282-283.