КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД - ОСНОВА РАННЕГО ОТБОРА И ОРИЕНТАЦИИ В СПОРТЕ

КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД - ОСНОВА РАННЕГО ОТБОРА И ОРИЕНТАЦИИ В СПОРТЕ

В.Губа

Смоленский государственный институт физической культуры,
Смоленск, Россия

Основой нетрадиционного подхода к обучению спортивным умениям и ранней ориентации в видах спорта служит новая методика типового подхода при планировании общеразвивающих и оздоровительных занятий по физической культуре. Базой для выделения соматических типов и лиц с одинаковыми вариантами развития послужили метрические подходы, разработанные Р.Н.Дороховым в 1984 и 1991 году. Все обследованные были разделены на пять соматических типов по линии нано- мегалосомного варьирования и с выделением трех вариантов развития - укороченного, обычного и растянутого. Предметом многолетних продольных наблюдений послужили дети и подростки 4-12 лет, посещающие дошкольные детские учреждения, общеобразовательные школы и ДЮСШ. В результате компьютерной обработки соматометрического материала и результатов педагогического тестирования был выявлен ряд закономерностей, которые легли в основу разработки нового педагогического подхода для развития и совершенствования основных физических качеств.

Впервые доказана изначальная устойчивость соматических типов, выделенных по габаритному и компонентному варьированию к различно ориентированным тренировочным нагрузкам. Ранняя оценка соматического типа и варианта развития создают объективные предпосылки для разработки рациональных программ физического совершенствования необходимых физических качеств, а также позволяет выявить продолжительность макроциклов - направленных воздействий. Предложенный типовой подход повышает эффективность оздоровительной физической культуры.

Анализ соматического материала и сопоставление закономерностей его изменения с ростом результатов тестовых упражнений показал, что с возрастом меняются морфологические маркеры, позволяющие проводить раннюю ориентацию в видах спорта. Подтверждена гипотеза (А.Р.Дорохов, 1993) о целесообразности у детей мезосоматического типа до 9 лет при построении программ физического развития ориентироваться на габаритное развитие, после 11 лет - на вариант развития пробанда. Возраст с 9 до 11 лет наиболее сложный для построения объема и интенсивности физических нагрузок, так как сила влияния соматических и временных характеристик развития равны, коэффициенты корреляции не имеют достоверного различия.

Установлено, что для каждого соматического типа должны разрабатываться свои оценочные таблицы, дифференцированные по вариантам развития детей и подростков. Конституциональный подход к ранней ориентации выдержал экспериментальную проверку в 10-летнем эксперименте и может быть рекомендован для широкого применения в практике работы общеобразовательных школ, ДЮСШ, а также при разработке программ оздоровления подрастающего поколения.

Литература

1. Губа В.П. Возрастные основы определения и использования резервных возможностей человека. Учебное пособие, Смоленск, 1996. - 92 с.

2. Дорохов Р.Н. Морфобиомеханическая оценка юного спортсмена. Смоленск, 1997. -.

3. Дорохов Н.Р. Развитие силовых качеств школьников. Автореф. дисс. М., 1997.

4. Зациорский В.М. Биомеханика двигательного аппарата. М.,ФиС, 1986.

5. Tanner J.M. Washstum und Reifung des Menschen, Studgard, 1972.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Губа, В. Конституциональный подход - основа раннего отбора и ориентации в спорте // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 1. - С. 284-285.