НОВЫЕ ИДЕИ И ИХ ПЕРСПЕКТИВЫ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОРТИВНОГО ТАЛАНТА

НОВЫЕ ИДЕИ И ИХ ПЕРСПЕКТИВЫ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОРТИВНОГО ТАЛАНТА

В.Губа

Смоленский государственный институт физической культуры,
Смоленск, Россия

Введение. Изучение и осмысление характера закономерностей проблемы оздоровления нации указывает на решение ее только в государственном масштабе, базой могут явиться исследования специалистов различных профессий, работающих с различными коллективами, результаты которых послужат основанием коренной перестройки физкультурно-спортивного образования. Необходимость этого подтверждается снижением среднестатистической нормы состояния здоровья детей и уровня физической готовности, вызванным социальными, экономическими и экологическими проблемами.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовалась система педагогических и морфобиомеханических методов исследования. Педагогические методы позволили изучить и обобщить передовой опыт работы специалистов в системе дошкольного и школьного образования, оценить уровень физической и специальной подготовки детей, выявить эффективность новых норм и средств тренировки. На основе морфобиомеханических методов исследования выявились морфофункциональные особенности, уровень физического развития, биомеханика двигательного действия - спортивного умения, а так же оценка состояния здоровья ребенка.

Результаты и обсуждение. Введение дополнительной координаты темпа развития морфологических и функциональных показателей, существенно расширило функциональный подход, Анализ корреляционных связей пространственных характеристик и функциональных возможностей в беге, прыжках, метаниях, выявил, что в пуэрильном периоде ведущими показателями спортивных достижений является зрелость ребенка, определяемая массой тела, а также умение выполнять сложные движения. В 5-6 лет из обширной корреляционной матрицы 26% приходилось на массу тела и 19% - на длину тела при достоверности Р< 0,01 двигательное умение оттеснялось на второе место. В 10-15 лет наблюдалась корреляция тех же показателей со спортивными достижениями и силой мышц. Анализ корреляционных плеяд показал, что соматический тип и вариант развития имеет корреляционные связи на уровне 95-99%. В циклических упражнениях скоростного типа на соматический тип и вариант развития приходится 57% и 83% соответственно, Приведенные данные характерны для популяции в целом без деления на соматические типы, варианты развития и половые признаки.

Сравнительный анализ изучения темпов прироста физических качеств свидетельствует о недостаточной степени физического развития детей (независимо от пола и возраста) занимающихся общеразвивающими упражнениями только в условиях государственного дошкольного и школьного образования. Совершенно очевидно, что полученные данные указывают на неравномерное развитие и воспитание физических качеств у детей, что подтверждает наличие "своих" сенсетивных периодов развития не только в процессе жизни, но и в каждом конкретном возрасте. Причем, период до полового созревания характерен более точной оценкой физических возможностей, позже, по времени, в результате тестов "вклинивается" множество медико-биологических факторов, не позволяющих без предварительного анализа каждого из них уверенно ответить на вопрос: за счет каких показателей достигнут данный результат.

Исследования показали, что возникающие закономерности в выполнении детьми различных морфотипов нормативов школьной программы, несомненно, надо учитывать при ее составлении, дабы избежать многочисленных "потерь" уже в детском возрасте одаренных ребят, не способных, в силу своих тотальных размеров, выполнить один или несколько нормативов, отражающее какое-то двигательное качество или способность, зато с лихвой компенсируя показатели в других физических действиях.

Тренировочный процесс вносит существенные поправки в результат двигательной активности, усиливая процессы репаративной регенерации, но в пределах строго индивидуальной ответной "нормореакции", у каждого ребенка свой потолок, своя норма. Поэтому были предложены расчетные величины, которые могли выявить детей с широким размахом двигательной возможности, то есть более перспективных при обоснованных тренировочных нагрузках, для достижения высоких спортивных результатов.

Проведенные эксперименты и разработанные технологии методических приемов, применяемых в работе с детьми, отобранными в циклические и игровые виды спорта, впоследствии находившимися под наблюдением в течение 5-8 лет, позволили выявить систему ранней ориентации, которая способствовала эффективному совершенствованию изучаемого процесса.

Выводы. Анализ исследований передовой практики и собственных морфобиомеханических и педагогических исследований показал, что выявлены две методические детерминанты совершенствования спортивной ориентации детей: а) обязательное пространственное и временное морфобиомеханическое тестирование детей и б) типовой подход к ранней внутривидовой ориентации.

Первая методическая детерминанта основана на выявленной закономерности о гетерохронности и высокой вариативности роста и развития морфобиомеханических показателей ребенка первого и второго периода детства.

Вторая особенность ранней ориентации детей в группах видов спорта, вытекает из анализа результатов лонгитудиальных исследований. Выявленные объективные закономерности указывают на необходимость пересмотра традиционного представления о равномерности и взаимообусловленности прироста с возрастом росто-весовых и скоростно-силовых показателей.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Губа, В. Новые идеи и их перспективы в оздоровительной физической культуре и определение спортивного таланта // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 1. - С. 285-286.