МОДЕЛИРОВАНИЕ АТАКУЮЩИХ ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ

МОДЕЛИРОВАНИЕ АТАКУЮЩИХ ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ

А.Дулибский

Львовский государственный институт физической культуры,
Львов, Украина

Введение. Анализ соревновательной деятельности футболистов свидетельствует о том, что при выборе показателей индивидуальных и коллективных взаимодействий необходимо, чтобы эти показатели отражали эффективность решения игроками тактических задач. Полученная информация способствует моделированию как простых, так и сложных тактических взаимодействий различных по количеству групп футболистов. Актуальность этого вопроса подтверждают работы многих специалистов (Годик М.А., Зеленцов А.М., Лобановский В.В., Полишкис М.С.). Однако все эти исследования связаны с моделированием тактических действий квалифицированных футболистов. Работа в этом направлении с юными футболистами практически не проводилась.

Целью нашего исследования, которое проводилось на базе сборной команды Львовского высшего училища физической культуры (юноши 1981-82 г.р.), которая составила экспериментальную группу, а также команды СДЮШОР-4 г.Львова (юноши 1980-81 г.р.), сборной команды Львовского инфизкульта (17 - 21-летние футболисты) и команды мастеров ФК "Львов" (1-ая лига чемпионата Украины), которые составили контрольные группы, было определение эффективности использования методов моделирования в подготовке юношеских команд по футболу.

Методы. На предварительном этапе исследования был сделан сравнительный анализ индивидуальной и коллективной технико-тактической деятельности квалифицированных взрослых и юношеских команд. Было проанализировано 80 игр различного уровня (56 матчей команд мастеров и 24 игры юношеских команд в чемпионатах Украины).

Было установлено, что в отличии от квалифицированных спортсменов, юные футболисты, как правило, комбинируют в связках-"двойках" и связках-"тройках". Используя математическую теорию графов и элементы комбинаторики, мы установили, что общее количество связок-"двоек", которые теоретически могут существовать одновременно на футбольном поле, составляет 55, а связок-"троек" - 165.

Результаты. На первом этапе эксперимента нами за основание был взят метод моделирования тактических взаимодействий малых групп юных футболистов (в парах и тройках). Упражнения подобного характера составляли 50% всего процесса подготовки. Моделировались коллективные тактические действия и в больших коалициях (4, 5 и больше игроков). На это отводилось 30% времени, отведенного на учебно-тренировочный процесс. Остальные 20% - теоретические занятия и занятия ОФП. Контрольные группы тренировались по общепринятым для данных возрастов методикам. Результаты педагогических наблюдений на этом этапе исследования приведены в таблице 1.

На втором этапе эксперимента упор был сделан на моделирование коллективных тактических действий в больших коалициях. Процентное соотношение занятий в больших и малых группах составляло соответственно 50:30. Структура коллективных действий фиксировалась в каждом матче. Результаты работы на этом этапе приведены в таблице 2.

Таблица 1

Процентное соотношение коллективных тактических действий и их сложности на первом этапе эксперимента (декабрь 1996 г. - май 1997 г.)

Команды Взаимодействия футболистов
в " 2-ках " в " 3-ках " в " 4-ках " 5 и больше
ЛУФК (экспериментальная группа) 54 (19) 35 (11) 8(4) 3(1)
СДЮШОР-4 (контрольная группа) 70(22) 28(8) 2(1) -
ЛГИФК (контрольная группа) 55(14) 39(11) 4(1) 2(1)
ФК "Львов" (контрольная группа) 43(18) 32(12) 16(5) 9(3)

Примечание: Первая цифра - % комбинаций; вторая - кол-во забитых мячей

Таблица 2

Процентное соотношение коллективных тактических действий и их сложности на втором этапе эксперимента (май - октябрь 1997 г.)

Команды Взаимодействия футболистов
в " 2-ках " в " 3-ках " в " 4-ках " 5 и больше
ЛУФК (экспериментальная группа) 50(21) 27(10) 14(7) 9(3)
СДЮШОР-4 (контрольная группа) 72(23) 25(7) 3(2) -
ЛГИФК (контрольная группа) 53(20) 37(14) 7(3) 3(1)
ФК "Львов" (контрольная группа) 41(23) 31(10) 17(6) 11(3)

Примечание: Первая цифра - % комбинаций; вторая - кол-во забитых мячей

Выводы. Исходя из полученных результатов, можно утверждать, что коллективные тактические действия в парах и тройках являются доминантными в игре футбольных, особенно юношеских команд. Однако использование в учебно-тренировочном процессе методов моделирования коллективных тактических действий в больших коалициях позволяет повышать уровень игры, ибо значительное количество сложных комбинаций с участием большого числа футболистов соответствует более высокому уровню игры при условии высокой надежности выполнения коллективных тактических действий.

Литература

1. Годик М.А. Специальная подготовка футболиста. Методические рекомендации. -М., 1985, 50с.

2. Зеленцов А.М., Лобановский В.В. Моделирование тренировки в футболе. -К., Здоровье, 1985, 135с.

3. Полишкис М.С. Технико-тактическая подготовка квалифицированных футболистов. -М., 1989, 88с.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Дулибский, А. Моделирование атакующих тактических действий юных футболистов // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 1. - С. 287-289.