ГЕТЕРОХРОННОСТЬ МОТОРНОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ГЕТЕРОХРОННОСТЬ МОТОРНОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С.Изаак, В.Сонькин

Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры,
НИИ возрастной физиологии РАО,
Москва, Россия

Известно, что в процессах роста и развития детского организма прослеживается определенная цикличность в формировании признаков, характеризующих различные подсистемы биологической организации, т.е. для разных признаков периоды существенного прироста (критические, сенситивные) не совпадают по времени протекания. Это утверждение имеет место и для характеристик определенной подсистемы. Так, при анализе морфологических показателей у детей в период от 5 до 7 лет вследствие гетерохронии развития отдельных сегментов тела выявлены циклы активации скелетного роста (3,5). Смена тенденций вытяжения (с набором длины тела) и округления (с накоплением массы тела) происходит волнообразно у мальчиков и девочек и, по всей видимости, рассогласована у детей разных типов конституции (4).

Морфологические характеристики, являясь лишь частью интегральной конституции, имеют взаимно однозначные связи с другими показателями человеческой индивидуальности, поэтому их существенное изменение в процессе функционирования организма (в данном случае речь идет об активация ростовых процессов) ведет к существенному изменению показателей других подсистем. Так, рассматриваемый у детей дошкольного возраста критический период, или так называемый период "полуростового скачка" сочетается со снижением темпов прироста ряда других характеристик. Настоящее исследование посвящено изучению темпов прироста моторных характеристик у детей дошкольного возраста в рассматриваемый период.

Исследование выполнено на контингенте 300 мальчиков, 277 девочек в возрасте от 4-х до 7-ми лет (60-80 человек в каждой поло-возрастной группе), воспитанников детских садов г. Москвы.

Для решения поставленной задачи использовались следующие методы исследования: антропометрические измерения [длина тела (см), масса тела (кг), окружность грудной клетки (см), окружность плеча (см), окружность бедра (см), плечевая дуга (см), ширина плеч (см)]; педагогическое тестирование [время бега на дистанции 30 м (с), результаты в челночном беге 3x10 м (с), длина прыжка с места лицом вперед (см), длина прыжка с места спиной вперед (см), высота прыжка с места (см), дальность метания правой рукой (см), дальность метания левой рукой (см), количество отжиманий за 20 с (раз), количество подниманий ног за 20 с (раз), статическая выносливость (с), тест "падающая линейка'' (см), наклон вперед из положения стоя (см) (ибкость позвоночного столба)]; статистические методы обработки результатов.

Основываясь на современных представлениях антропологов о многофакторности конституционального статуса (1,4,5,6) для создания схем конституциональной классификации детей дошкольного возраста было сочтено целесообразным использовать 7 соматометрических и 12 моторных показателей. Методом кластерного анализа (2) в каждой поло-возрастной группе выделены три крупных кластера, которые c помощью метода индексов были интерпретированы как астено-торакальный (А-тип), мышечный (М-тип) и дигестивный (Д-тип) типы конституции.

Анализ поло-возрастной изменчивости внутригруппового процентного распределения конституциональных типов у дошкольников выявил следующие тенденции. В группе девочек наибольший разрыв в процентных числах крайних вариантов, характеризующих степень встречаемости конституциональных типов, наблюдается в возрасте 6 лет: в этот период представителей А-типа в 2.5 раза больше, чем представителей Д-типа (32% и 13% соответственно). В группе мальчиков сдвиги в распределении типов заметнее всего на 7 году жизни, когда уменьшается процент дигестивного (до 11%) и увеличивается процент астено-торакального (до 29%) типов. Таким образом, есть основания полагать, что критический период, связанный с существенными морфо-функциональными перестройками детского организма, в среднем приходится на возраст с 5 до 6 лет у девочек и с 6 до 7 лет у мальчиков, что согласуется с данными ряда исследователей (3,4,5).

Анализ показателей двигательной сферы детей 4-7 лет свидетельствовал о различных темпах прироста ряда моторных характеристик в следующих возрастных периодах: 4-5, 5-6, 6-7 лет. Так, в тесте "время бега на 30 м" наблюдалось существенное снижение темпов прироста в период 5-6 лет в группе девочек и в период 6-7 лет в группе мальчиков:у девочек приросты составили 6.1% в период от 4 до 5 лет, 2.7% - в период от 5 до 6 лет, 11.2 % - в период от 6 до 7 лет; у мальчиков они были, соответственно, 3.8%, 21% и 3.3%. Подобная тенденция выявлена в ряде силовых и скоростно-силовых тестах ("отжимание", "длина прыжка с места", "статическая выносливость"), в гибкости (тест "наклон вперед с положения стоя"). Слабая тенденция снижения приростов в периоды 5-6 лет у девочек и 6-7 лет у мальчиков отмечена и в тесте, характеризующем ловкость ("челночный бег 3x10").

Таким образом, в период "полуростового скачка" у детей происходитактивация скелетного роста, в связи с чем наблюдается замедленное развитие локомоторных функций, что необходимо учитывать в практике физического воспитания дошкольников.

Список литературы

1. Дерябин В.Е. Морфологическая типология телосложения мужчин и женщин // Автореф. дисс.... докт.биол.наук. - М., 1993. - 53 с.

2. Дюран В., Одел Л. Кластерный анализ. - М.:Наука, 1974. - 47 с.

3. Панасюк Т.В. Телосложение и процессы роста детей дошкольного возраста при различных двигательных режимах: Автореф. дис. канд. биол. наук. - М., 1984. - 18 с.

4. Кузин В.В., Никитюк Б.А. Очерки теории и истории интегративной антропологии.- М.: Физкультура, образование и наука, 1995. - 174 с.

5. Никитюк Б.А. Конституция человека // Итоги науки и техники. ВИНИТИ. Сер. Антропология. - 1991. - N 4. - 149 с.

6. Чтецов В.П. Конституции человека // Итоги науки и техники. Сер. Морфология человека и животных. Антропология. - М., 1974. - Т.6. - С.71-99.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Изаак, С. Гетерохронность моторного и физического развития детей дошкольного возраста / Изаак С., Сонькин В. // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 1. - С. 289-290.