ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ ПУТЕМ НАПРАВЛЕННОГО ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ ПУТЕМ НАПРАВЛЕННОГО ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В.Кабачков, В.Петров, В.Куренцов, А.Кадетова, М.Жуков

Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры,
Москва, Россия

Наиболее негативной тенденцией в развитии современного Российского общества является нарастающая криминализация отношений в молодежной среде.

Физическая культура и спорт, занимая ведущее место в структуре интересов и потребностей подростков (от 60 до 80 % отдают предпочтение занятиям физическими упражнениями, по сравнению с другими видами деятельности) может оказывать наиболее мощное воздействие, направленное на профилактику правонарушений.

В системе профилактических мероприятий, наиболее важным направлением является вовлечение подростков к регулярным занятиям физическими упражнениями через сеть детских коллективов по месту учебы и жительства.

Эффективность целенаправленной работы с подростками, группы социального риска, исследовалась экспериментально. В 12 городах России были внедрены методические подходы, разработанные в отделе физического воспитания учащейся молодежи ВНИИФКа.

В ходе исследования получены следующие результаты:

- выделены ключевые составляющие десоциализации подростков, совершивших правонарушение;

- разработана интегральная шкала показателей, характеризующих социально-дезадаптированных подростков;

- разработана методика направленного воздействия воспитательных и физкультурно-оздоровительных мероприятий, позволяющих положительно воздействовать на социально-дезадаптированных подростков;

- обоснованы содержание и методика проведения занятий физическими упражнениями и туризмом для коррекции физического и психо-эмоционального состояния подростков, допустивших правонарушения.

- впервые разработаны методические рекомендации по коррекционно-профилактической работе с подростками, совершившими правонарушения с применением средств физической культуры и туризма;

- показана значимость тесной взаимосвязи учителя физкультуры и семьи по реализации воспитательных мероприятий с трудными подростками, а также конструктивной индивидуальной работы классных руководителей с родителями.

Теоретическое значение работы состоит в расширении представления о возможностях диагностики степени дезадаптации и коррекции поведения дезадаптированных подростков на основе применения средств и методов физического воспитания.

Основываясь на концепции комплексного подхода к профилактической работе с подростками группы социального риска средствами физической культуры, мы особо выделили группу приоритетных средств, обуславливающих разностороннее воздействие на различные сферы двигательной функции.

Выводы

- выявлены личностные особенности подростков, совершивших или склонных к совершению правонарушений и разработана шкала оценок степени дезадаптации;

- исходя из личностных особенностей детей и подростков группы социального риска осуществлен подбор средств и методов педагогического воздействия, способствующих коррекции отклоняющегося поведения;

- предложены подходы к установлению взаимосвязи в работе преподавателя физического воспитания, сотрудников инспекций по делам несовершеннолетних и членов семьи подростка.

На обсуждение выносится программа социального статуса подростка включающая методику психолого-педагогической диагностики личности, приемы формирования интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями, методы коррекции физического и психоэмоционального состояния.

На практике учебно-воспитательный процесс предусматривает три этапа: побуждающий, формирующий и совершенствующий. Для каждого блока программы и этапа занятий физической культурой предлагается пакет диагностических методик, позволяющих выявить взаимосвязь физического и психоэмоционального состояния с особенностями поведения в системе социальных отношений.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Предупреждение правонарушений подростков путем направленного применения средств физической культуры / Кабачков В. [и др.] // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 1. - С. 290-291.