ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВКИ ДЕТЕЙ НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ПОДГОТОВКИ

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВКИ ДЕТЕЙ НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ПОДГОТОВКИ

А.Н. Корженевский

Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры,
Москва, Россия

В практике спорта у юных спортсменов на начальных этапах подготовки принято использовать общегрупповой метод тренировки (4). Однако, существуют единичные исследования, посвященные индивидуализации подготовки детей, которая проводится в соответствии с уровнем развития физических качеств и показателей энергообеспечения (1,2). В то же время было выявлено, что эти критерии не отражают уровня подготовленности детей 10-13 лет (3,6,7). Показано также, что применение одинакового объема интенсивных нагрузок у детей приводит к росту функциональных возможностей лишь у части, для которых эта нагрузка является оптимальной (5).

Цель исследования: выявить критерии тренированности и разработать методику индивидуализации подготовки юных гребцов на байдарках 12-13 лет.

Контингент, организация и методы исследования. В эксперименте на трех этапах годичного цикла подготовки участвовало 3 группы спортсменов по 24 гребца в каждой. Первая группа тренировалась по общей программе в соответствии с требованиями для ДЮСШ этапа начальной подготовки, вторая - по индивидуально-групповым программам и третья - по индивидуальным программам. Для определения подготовленности гребцов использовался комплекс медико-биологических и педагогических тестов: подтягивание на перекладине, разгибание рук, лежа в упоре, подтягивание и сжим штанги 20 кг лежа, плавание 50 м, бег 100 и 3000 м, гребля 250 и 500 м. Тестирование физической работоспособности проводилось при помощи ступенчатой нагрузки "до отказа" на тред-бане. Начальная скорость бега - 2 м/сек, последующее повышение нагрузки через каждые 3 минуты на 0,5 м/сек. При выполнение теста определялись основные показатели работоспособности и кардиореспираторной системы: время бега на тредбане, потребление О2 и выделение СО2, легочная вентиляция, процент О2, дыхательный коэффициент, ЧСС, ПАНО и т.д.

Результат исследований. В начале педагогического эксперимента у всех обследованных групп гребцов, выполнивших различную нагрузку на тредбане (высокую, среднюю, низкую) в большинстве случаев отмечаются сходные показатели физической и функциональной подготовленности. Это свидетельствует об отсутствии информативности этих показателей для оценки тренированности гребцов 12- 13 лет, что связано с недостаточной координации деятельности двигательных и вегетативных функций в этом возрасте. Объективным критерием, характеризующим тренированность и уровень развития резервных возможностей организма детей 12- 13 лет является показатель физической работоспособности, в данном случае продолжительность выполнения нагрузки на тредбане. Для оценки эффективности индивидуализированной подготовки у гребцов апробировано 2 метода. Индивидуально-групповой метод тренировки был связан с формированием групп, выполнивших различную продолжительность нагрузки на тредбане. Для этого в соответствии с среднестатистическими показателями физической подготовленности (бег на тредбане) формировались группы, выполнившие высокий, средний и низкий объем нагрузки в тесте. Для групп высокой работоспособности, объем нагрузок, по сравнению с программными требованиями был повышен на 25 %, для гребцов со средней работоспособностью, на 15% и низкой - на 10%. Методика индивидуального нормирования нагрузок в зависимости от уровня работоспособности заключалась в следующем. Для спортсмена(ов), отличающихся наивысшей работоспособностью, например, 18 минут бега на тредбане, определено повышение объема нагрузок по сравнению с общей программой на ДЮСШ на 25%, при снижение продолжительности бега на тредбане на 1 минуту (например, 17 мин), тренировочные нагрузки снижались на 1%, т.е. 24% (16-23%) и т.д. В конце годичного цикла тренировки выявлено, что индивидуальные методы тренировки, особенно индивидуальная форма подготовки имеют существенные преимущества по сравнению с общегрупповой тренировкой детей 12-13 лет.

Выводы:

1. Объективным критерием, характеризующим тренированность юных гребцов 12-13 лет, является уровень физической работоспособности, выявленной в ступенчатом тесте "до отказа" от работы на тредбане.

2. Эффективность индивидуально-групповой и особенно индивидуальной тренировки по сравнению с общегрупповой формой занятий свидетельствует о их пригодности и возможности использования в детско-юношеском спорте.

Литература

1. Алев М.Л. Индивидуализация тренировочной нагрузки для развития специальной выносливости у юных лыжников-гонщиков/Автореф. дис.канд.пед.наук, 1983, 22с.

2. Дуркин П.К. Исследование особенностей индивидуального подхода при занятиях лыжным спортом с детьми 11-12 лет/Автореф. дис.канд.пед.наук, 1979, 20с.

3. Корженевский А.Н., Чубаров В.В. Целесообразность индивидуализации тренировочного процесса на основе разработки классификации типов адаптации /Всерс.научн. -исследов.ин.-ту. Физ. Культуры и спорта - 60 лет.

4. Набатникова М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов - М.: Физкультура и спорт, 1982, 280с.

5. Кудашова Л.Р. Учет ирех уровней функциональных возможностей юных спортсменов при планировании объемов тренировочных нагрузок /Тезисы докл. XIII Всесоюзн. Научн.-практ. Конф.: Харьков, 1991, ч.1, С.210.

6. Никитушкин В.Г. Индивидуальные особенности физической подготовленности и функционального состояния юных спортсменов /Метод. Рекомендации/ Комитет физ. Культ. И спорта СССР, ЦНИИС. - М., 1991, 38 с.

7. Чубаров В.В. Методика начальной подготовки в гребле на байдарках с учетом индивидуальных особенностей физического развития юных спортсменов /Автореф. дис.канд.пед.наук, 1995, 21с.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Корженевский, А.Н. Индивидуализация тренировки детей на начальных этапах подготовки // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 1. - С. 291-292.