ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

В.Кряж, З.Кряж

Научно-исследовательский институт физической культуры и спорта,
Минск, Беларусь

В задачу данного исследования входил анализ динамики физической подготовленности лиц мужского пола, учащихся средних общеобразовательных школ и студентов, в возрасте от 7 лет до 21 года. Комплекс для изучения физической подготовленности включал 10 тестов. Обследование проводилось в апреле-мае в 29-ти школах г.г. Минск; Гомель, Витебск, Смолевичи, Слуцк, Жлобин, Добруш, Городок, Шумилино и в 8-ми вузах г.г. Минск; Гомель, Витебск. В соответствии с описанием тестов [1-3] обследовано 4550 школьников и 838 студентов мужского пола.

Упражнения, входящие в комплекс, достаточно просты, техника их выполнения незначительно влияет на результат тестов, легко осваивается учащимися. Тесты характеризуют общую выносливость, силовые, скоростные и скоростно-силовые, координационные способности, гибкость. Показанный при тестировании результат зависит от факторов, органов, систем и их функций, обеспечивающих его достижение, специфических для каждого упражнения. Результаты тестирования позволяют косвенно оценить уровень функциональных возможностей систем, обеспечивающих аэробную производительность, взрывную силу мышц, мышечную выносливость: координационные способности, подвижность суставов. Это те системы, состояние которых определяет физическое здоровье человека.

Анализ результатов исследования позволил установить их поступательный, как правило, неравномерный рост. По отдельным тестам после 15-17 лет наблюдалась относительная их стабилизация. Такую динамику результатов объясняют неравномерностью физического развития и формирования двигательного анализатора [4,6]. В результате исследования получены данные, характеризующие особенности физической подготовленности и ее динамики в возрасте от 7 лет до 21 года. Проведенный анализ позволил установить хронологию критических периодов, которую представилось возможным сравнить по ряду показателей с результатами, полученными раннее на Белорусских школьниках[7].

Можно предположить, что установленные нами в данном исследовании, различия критических периодов, могут быть результатом изменений, происшедших в течение почти трех десятилетий с момента изучения критических периодов развития физических качеств Белорусских школьников [7]. Эти изменения заметно отразились на окружающей среде, затронули социально-экономические и другие условия жизни. Все это не могло не отразиться на уровне и динамике физической подготовленности, а следовательно на хронологии критических периодов ее развития.

Частичное подтверждение предположения о многолетнем тренде физической подготовленности получено при сравнении наших данных с результатами, полученными ранее[4,5].

Результаты проведенного исследования позволяют дать предварительную оценку хронологии критических периодов. В процессе дальнейшего изучения физической подготовленности учащихся и студентов будет сформирована выборка, включающая данные всех регионов страны. Она позволит получить окончательный ответ об изменениях критических периодов физической подготовленности за последнюю четверть ХХ-го века.

Список литературы

1. Eurofit. Handbook for EUROFIT Tests of Physical Education.Rome. 1988. - 72 p.

2. Физическое воспитание в I-IY классах общеобразовательной школы / Е.Н. Ворсин, А.А. Гужаловский, Л.Д. Глазырина, В.Н.Кряж и др.; под ред. Е.Н. Ворсина. Мн.: ПКИП "АСАР",1995. - 176 с.

3. Кряж В.Н. Введение в гуманизацию физического воспитания / Гуманистическая концепция и практика физического воспитания (вводная характеристика).Ч. 3.- Мн.: Четыре четверти, 1996. - 86 с.

4. Гужаловский А.А. Приложение к материалам массового обследования физического развития и физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ БССР. - Мн.: БГОИФК, 1973. - 40 с.

5. Гзовский Б.М., Нельга Н.А., Кряж В.Н. Организация физического воспитания студентов. - Мн.: "Вышэйшая школа", 1978. - 96 с.

6. Kohoutck M., Bunc V. A contribution to the conception of the sensitive pereods // Proceedings of the 3 rd International Conference "Sport Kinetics, 93. - Poland. Warsaw, 1994. - P.P. 149-158.

7. Гужаловский А.А. Этапность развития физических двигательных качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Автореф. дисс.... док. пед. наук. - М.: ГЦОЛИФК, 1979. - 26 с.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Кряж, В. Физическая подготовленность учащихся и студентов / Кряж В., Кряж З. // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 1. - С. 292-293.