СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНЫХ РЕЗЕРВОВ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНЫХ РЕЗЕРВОВ

Т.Мелихова

Уральская государственная академия физической культуры,
Челябинск, Россия

Введение. В настоящее время происходит процесс критического осмысления многих теоретических и практических положений в области спорта. В сложившейся ситуации возникает необходимость в тщательном изучении всех составляющих системы многолетней подготовки спортсменов высокого класса.

Известно, что первым и чрезвычайно важным звеном в этой цепи является система подготовки спортивного резерва, от "... степени целесообразности построения которой во многом зависит весь последующий ход спортивного совершенствования" (Л.П. Матвеев, К.Г. Молчиниколов, 1979).

Целью исследования явилась попытка концептуально интерпретировать теоретические и фактические данные, представляющие интерес в аспекте затрагиваемой проблемы.

Методы исследования. Был проведен анализ состояния теоретико - методических основ системы подготовки юных спортсменов; анализ спортивно - педагогического опыта; результаты многолетних комплексных исследования с использованием медико - биологических, педагогических и математико - статистических методов.

Результаты и обсуждение. По итогам 1993г. контингент занимающихся в спортшколах Российской Федерации на этапах многолетней подготовки спортсменов составлял (соответственно в тыс. чел. и процентах):

начальный этап подготовки: 1842,2 - 72,1%

учебно-тренировочный: 670,5 - 26,2%

спортивного совершенствования: 33,7 - 1,32%

высшего спортивного мастерства: 7,5 - 0,29%

Чтобы повысить отбор и конкурентноспособность юных спортсменов на последующих этапах В.Г. Бауэром (1994) была предложена и научно обоснована система перераспределения контингента занимающихся по этапам подготовки (в тыс. чел.):

этап начальной подготовки: 1927,3

учебно-тренировочный: 160,6

спортивного совершенствования: 26,8

высшего спортивного мастерства: 6,7

Логико - содержательный анализ литературы по проблеме подготовки спортивного резерва показал, что нельзя упрекнуть ученых нашей страны в отсутствии внимания к названной теме. За последнее время опубликовано немало работ, посвященных различным аспектам подготовки спортивного резерва (В.Г. Бауэр, 1994; Н.Ж. Булгакова,1995;С.А. Локтев, 1994; В.Г. Никитушкин,1996 и др.). Вместе с тем, анализ педагогического опыта выявил отсутствие реализации в практической деятельности большинства научных разработок и научно - методических рекомендаций, направленных на совершенствование системы подготовки спортивного резерва.

Следовательно, с одной стороны, созданы, казалось бы, условия для подготовки полноценного пополнения национальных сборных команд, с другой же - результаты отечественных спортсменов не только отстают от мирового уровня, но и имеют тенденцию к регрессу.

Выводы. Это обусловливает необходимость критического анализа реально действующих на практике принципов и технологий подготовки спортивного резерва, позволяющего выявить их соответствие уровню научно - методических знаний и мировому опыту, установить лимитирующие факторы и конкретизировать пути преобразования.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Мелихова, Т. Совершенствование системы подготовки спортивных резервов // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 1. - С. 294-295.